МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 декабря 2020 г. N Р-174

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Во исполнение пункта 13 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2580-р):

1. Утвердить Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Концепция, Система).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовать руководствоваться положениями Концепции при внедрении единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

3. Департаменту подготовки и профессионального развития педагогических кадров (Милехин А.В.) обеспечить координацию работ по созданию и внедрению Системы. Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий" обеспечить организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение внедрения и функционирования в субъектах Российской Федерации единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

4. Признать утратившим силу распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-76 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников".

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
В.С.БАСЮК

Утверждена
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 16 декабря 2020 г. N Р-174

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

I. Общие положения

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Концепция ЕФС, ЕФС) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Концепция ЕФС отражает два ключевых этапа организационно-методического сопровождения ЕФС: этап создания ЕФС (2020 - 2021 годы) и этап развития ЕФС (2022 - 2024 годы).

Этап развития ЕФС базируется на ключевых достижениях предшествующего периода - этапа институционального и функционального оформления системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на различных уровнях.

Концепция ЕФС отражает преемственность методологических, содержательных и организационных основ формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Концепция ЕФС разработана во исполнение:

Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р;

паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16.

Понятия, используемые в Концепции развития ЕФС:

"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;

"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;

"единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;

"научно-методический центр сопровождения педагогических работников" (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;

"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РС НМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;

"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;

"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;

"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;

"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;

"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;

"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Концепции относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;

"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;

"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;

"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;

"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;

"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;

"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.

II. Методологические основания и ключевые итоги создания ЕФС

Актуальность создания ЕФС в 2020 - 2021 годах была обусловлена комплексом проблем, сложившихся в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

К числу наиболее существенных проблем, зафиксированных на момент формирования ЕФС, отнесены:

отсутствие на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;

невыполнение методическими службами функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования; возложение на них организационных и координационных функций;

отсутствие научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой;

отсутствие принципа персонификации программ ДПО, механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;

отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся вызовы и задачи образования на федеральном уровне;

"сопротивление" педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций обновлению методов обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности в сфере образования;

отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров.

Целью создания ЕФС в 2020 - 2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.

Методологической основой создания ЕФС выступили следующие подходы:

системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;

личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;

ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.

Принципы создания ЕФС:

соответствие деятельности ЕФС приоритетным задачам в сфере образования;

активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;

ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;

взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;

координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.

Комплексная - методологическая, содержательная и организационная - трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, начатая с момента создания ЕФС, осуществлялась по трем ключевым направлениям:

формирование механизмов управления федеральной и региональной инфраструктурами научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

развитие кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования;

создание цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования.

Комплекс первоочередных мероприятий в рамках указанных направлений позволил достичь следующих наиболее значимых результатов на этапе институционального и функционального оформления ЕФС:

на территории Российской Федерации формируется единое научно-методическое пространство сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, состоящее из субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации;

на территории Российской Федерации формируется сеть научно-методических центров, осуществляющих на системной и регулярной основах интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику;

на территории субъектов Российской Федерации актами органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, созданы региональные сегменты ЕФС;

на территории субъектов Российской Федерации сформирована сеть ЦНППМ, осуществляющих координацию деятельности и комплексное организационно-методическое сопровождение субъектов РС НМС и взаимодействие с координатором ЕФС;

на территории субъектов Российской Федерации формируется сеть региональных методических активов, осуществляющих адресное методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе - в формате индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства;

сформирован и непрерывно пополняется Федеральный реестр, аккумулирующий программы ДПО, разработанные с учетом единого подхода к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;

разработан и реализован (в том числе - в форме стажировок, по каскадной модели реализации программ ДПО т.д.) комплекс адресных программ ДПО для педагогических работников и управленческих кадров (включая управленческие команды) по ведущим тематикам и флагманским направлениям развития государственной образовательной политики, например: проект "Школа Министерства просвещения России", внедрение обновленных ФГОС, развитие функциональной грамотности, цифровизация образования, совершенствование предметных и методических компетенций, актуальные вопросы деятельности классных руководителей, педагогическое наставничество и т.д.;

организована и проводится диагностика предметных и методических компетенций педагогических работников;

создана автоматизированная информационная система ЕФС, аккумулирующая широкий спектр цифровых инструментов, ресурсов и онлайн-курсов и включающая в себя цифровую экосистему ДПО - единую образовательную платформу в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров - и Федеральный реестр.

Таким образом, предшествующий этап формирования ЕФС свидетельствует о создании системы условий, необходимых для эффективного адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.

III. Структура и функциональная нагрузка субъектов ЕФС

В составе ЕФС выделяются субъекты различных уровней.

Субъекты ЕФС федерального уровня:

Координатор ЕФС: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации".

Координатор ЕФС осуществляет общую координацию работы ЕФС, формирует рекомендации по разработке механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации.

Координатор ЕФС обеспечивает взаимодействие с субъектами РС НМС.

Координатор ЕФС осуществляет координацию деятельности сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых координатором ЕФС к реализации в ЦНППМ.

В части создания единого пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров координатор ЕФС разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.

В целях развития ресурсного потенциала управленческих кадров для системы образования координатор ЕФС разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Координатор ЕФС осуществляет организационное сопровождение деятельности региональных методических служб, определяет единые подходы к деятельности региональных методистов, обеспечивает методическим инструментарием деятельность регионального методического актива.

Методический центр создается с целью организационно-методического сопровождения деятельности сети региональных методических активов на базе координатора ЕФС.

Основными направлениями деятельности Методического центра являются:

выработка единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров и создание единой системы их адресного научно-методического сопровождения;

разработка типовых документов для организации методической работы;

разработка методических рекомендаций, составление методических кейсов по актуальным вопросам содержания общего образования;

формирование федерального банка успешных педагогических практик и их тиражирование в системе образования Российской Федерации;

проведение мониторингов, подготовка аналитических отчетов, ведение баз данных о методических службах;

разработка и реализация программ ДПО для региональных методистов и руководителей ЦНППМ на безвозмездной основе;

организация семинаров, мастер-классов, тренингов, педагогических мастерских, консультаций для региональных методистов, руководителей ЦНППМ;

разработка критериев и показателей эффективности деятельности региональных методистов;

проведение диагностики методических компетенций региональных методистов.

Научно-методические центры в рамках ЕФС осуществляют деятельность по приведенным ниже направлениям как самостоятельно, так и в формате взаимодействия с другими субъектами ЕФС:

проведение прикладных исследований образовательных систем по направлениям деятельности научно-методических центров;

разработка концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития педагогических работников;

разработка подходов к совершенствованию РС НМС с учетом специфики субъекта Российской Федерации;

разработка вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;

разработка моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;

разработка, апробация и внедрение комплексов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;

разработка и реализация (в том числе в сетевой форме) программ ДПО по направлениям деятельности научно-методических центров;

планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций;

обеспечение проведения экспертизы программ профессиональной переподготовки для включения в Федеральный реестр;

выявление инновационных педагогических и методических инициатив в теории и практике образования и их адаптация в практическую деятельность педагогических работников.

Субъекты ЕФС регионального уровня:

В состав РС НМС входят орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; расположенные на территории субъекта Российской Федерации организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО (организации дополнительного профессионального образования - институты развития образования, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки"); региональные учебно-методические объединения, методические советы, региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), а также иные субъекты научно-методической деятельности на региональном уровне (при необходимости).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:

утверждает комплекс мер ("дорожную карту) по созданию РС НМС;

обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;

осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.

Организации дополнительного профессионального образования:

обеспечивают разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;

организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.

ЦНППМ выступают координаторами РС НМС.

ЦНППМ создаются в качестве структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования - институтов развития образования, институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования либо самостоятельных юридических лиц.

ЦНППМ призваны на региональном уровне обеспечить:

взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;

координацию деятельности РС НМС;

организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;

организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;

организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;

координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;

организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;

организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;

организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;

адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;

оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.

Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).

Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.

В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.

Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:

посткурсовое сопровождение программ ДПО;

реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;

тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;

выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;

построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;

организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;

методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;

оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.

Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.

Методические советы участвуют:

в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров:

осуществляют методическую поддержку педагогических работников;

создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;

реализуют программы наставничества педагогических работников.

Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения (при наличии), муниципальные организации дополнительного профессионального образования (при наличии), муниципальные методические службы (при наличии) включаются в ЕФС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.

Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и организацией(-ями), на базе которой(-ых) создан(-ы) и функционирует(-ют) ЦНППМ.

На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.

IV. Актуальные вызовы и целевые ориентиры развития ЕФС

Анализ результатов функционирования ЕФС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития ЕФС в перспективе до 2024 года:

- вызовы в области управления ЕФС:

недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления РС НМС с учетом региональных условий;

отсутствие описанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РС НМС в рамках ЕФС с учетом региональных условий;

недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов ЕФС различного уровня; рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов ЕФС;

отсутствие автоматизированной системы мониторинга региональных систем дополнительного профессионального образования;

- вызовы в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

несоответствие значительного количества программ ДПО, разрабатываемых на региональном уровне, сложившимся единым подходам к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;

недостаточный уровень информационной открытости процессов и результатов в системе дополнительного профессионального образования;

недостаточность информации о профессиональных - предметных, методических и иных - дефицитах педагогических и управленческих компетенций;

- вызовы в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

недостаточный уровень технологизации методической деятельности (в части типовых организационно-методических документов, дорожных карт, стандартов операциональных процедур);

несформированность системы адресного сопровождения РС НМС, а также научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках освоения ими индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных компетенций;

несистемный характер сопровождения и поддержки педагогических работников и управленческих кадров до 35 лет в первые 3 года работы;

несистемный характер выявления, анализа и трансляции эффективных практик:

управления РС НМС, в том числе организации методической работы на региональном уровне;

наставнических практик (в том числе для педагогических работников до 35 лет в первые три года работы);

проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;

организации и проведения стажировок по ключевым направлениям развития системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

внедрения результатов прикладных исследований в педагогическую и управленческую практику;

организации сетевого взаимодействия субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности.

Целью развития ЕФС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.

Стратегические задачи развития ЕФС:

- в области управления ЕФС:

интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов ЕФС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

внедрение процедур и инструментов оценки эффективности ЕФС и РС НМС;

развитие системы "горизонтальных" связей региональных сегментов ЕФС, в том числе - в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;

- в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

- в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках ЕФС:

развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов ЕФС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;

технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.

Системные эффекты развития ЕФС:

- для педагогических работников и управленческих кадров:

снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;

повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;

снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;

- для системы дополнительного профессионального образования:

повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;

повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;

сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;

- для системы образования в целом:

системный подход к управлению качеством образования на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации;

повышение качества образования на различных уровнях.

V. Основные направления и системообразующие мероприятия
в рамках развития ЕФС

Взаимодействие субъектов ЕФС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений.

Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:

стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках ЕФС;

координацию взаимодействия субъектов ЕФС федерального и регионального уровней;

координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;

оценку эффективности ЕФС и РС НМС, отдельных субъектов ЕФС.

Механизмами взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 1 являются:

концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;

соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);

семинары-совещания, вебинары;

мониторинговые исследования и т.д.

Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются:

на федеральном уровне:

разработка и внедрение организационно-методической документации, сопровождающей функционирование ЕФС (концепции, стратегии, комплексы мер "дорожные карты" и т.д.);

разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования ЕФС, отдельных субъектов ЕФС, региональных методистов;

организация и проведение мониторингов эффективности функционирования ЕФС, отдельных субъектов ЕФС, региональных методистов;

на региональном уровне:

разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);

разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;

организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;

формирование и организация деятельности регионального методического актива.

Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:

диагностику профессиональных компетенций;

проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;

совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;

реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;

внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.

Механизмами взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 2 являются:

программы ДПО из Федерального реестра;

программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;

программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;

иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;

процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;

единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.

Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:

на федеральном уровне:

разработка единых принципов организации и планирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров во всех субъектах Российской Федерации;

повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников и управленческих кадров по программам ДПО из Федерального реестра;

сопровождение единого федерального портала дополнительного профессионального образования;

обеспечение формирования Федерального реестра, в том числе организация проведения профессионально-общественной экспертизы программ ДПО для включения в Федеральный реестр;

системная подготовка тьюторов для их дальнейшей работы в ЦНППМ;

проведение диагностики методических компетенций региональных методистов;

на региональном уровне:

повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;

организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");

построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;

организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;

осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;

на уровне образовательной организации:

разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;

организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;

сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.

Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".

Механизмом взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 3 являются:

- комплекс типовой организационно-методической документации;

- методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов ЕФС;

- аннотированный каталог научно-методических разработок;

- инновационные проекты (площадки);

- научно-практические конференции, форумы и т.д.

Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:

на федеральном уровне:

формирование и ведение федерального банка успешных педагогических практик для их активного тиражирования в системе образования Российской Федерации;

проектирование, апробация и внедрение нового содержания непрерывного профессионального (педагогического) образования;

разработка методических рекомендаций по внедрению нового содержания образования и технологий обучения в образовательную практику;

разработка типовых организационно-методических документов по организации деятельности отдельных субъектов ЕФС, методической службы;

организация исследовательской и инновационной деятельности в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;

подготовка и проведение международных научно-практических конференций, форумов, съездов в целях продвижения достижений и ценностей российского образования;

на региональном уровне:

обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);

ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);

информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;

руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.

на уровне образовательной организации:

методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;

разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;

обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;

методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;

выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;

анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;

организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.

VI. Показатели эффективности создания и развития ЕФС

- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:

разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);

разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года).

- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:

доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);

количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации).

- показатели эффективности создания и развития ЕФС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:

количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);

доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).