III. Организационно-правовое и экономическое обеспечение вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновлении образовательных программ

III. Организационно-правовое и экономическое обеспечение
вовлечения общественно-деловых объединений и участия
представителей работодателей в принятии решений по вопросам
управления развитием ПОО, в том числе в обновлении
образовательных программ

В ПОО выстраивается система взаимодействия с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки, которая направлена на модернизацию и развитие следующих объектов:

1. Программные документы развития и управления ПОО.

2. Образовательный процесс: содержание и реализация образовательных программ.

3. Внеурочные мероприятия, включая профориентационную деятельность.

4. Оснащение материально-технической базы, включая оказание финансовой поддержки работодателями.

5. Педагогический коллектив.

Основными институциональными механизмами взаимодействия между ПОО и представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки являются:

1. Коллегиальные органы управления ПОО (как правило, попечительский, управляющий и наблюдательный советы).

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (ст. 26 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"). К коллегиальным органам управления относится общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет, а также попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Коллегиальные органы управления ПОО формируются на условиях кооптации представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки к управлению развитием ПОО в целях обеспечения реализации образовательных программ, проведения внеурочных мероприятий на основе современных достижений науки и технологий, приоритетов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, обновленной материально-технической базы, а также с учетом применения лучших практик эффективного управления на предприятиях и в организациях.

В Приложении N 1 представлено "Примерное положение о Попечительском совете профессиональной образовательной организации".

Одной из наиболее перспективных форм коллегиального управления ПОО является управляющий совет, поскольку его деятельность для системы СПО в настоящее время не регламентирована, что позволяет более эффективно использовать потенциал социальных партнеров при принятии управленческих решений.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция управляющего совета, порядок принятия им решений и выступления от имени ПОО также устанавливаются уставом ПОО в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

2. Договоры о социальном партнерстве (договоры о сотрудничестве и т.п.), включая создание структурных подразделений на базе работодателей.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ПОО могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее - кафедра).

Кафедра представляет собой структурное подразделение ПОО, которое создается совместно с работодателем-партнером на основании договора. Она располагается, как правило, на территории предприятия, о чем делается соответствующая запись в документах ПОО. Это может быть помещение, выделяемое работодателем и подходящее под проведение инструктажа и теоретических занятий.

Штат кафедры комплектуется из педагогических работников ПОО и сотрудников работодателя. Стороны совместно формируют образовательную программу, связанную с профилем деятельности компании. На основании программы формируется план работы кафедры - теоретические занятия, лабораторные и практические работы. Помимо этого, на кафедре организуются экзамены по освоенным модулям. Создаваемое структурное подразделение служит площадкой для общения преподавателей ПОО с практикующими специалистами, что взаимно обогащает опыт и повышает квалификацию.

Деятельность кафедры финансируется ПОО в части затрат на заработную плату сотрудникам. Работодатель предоставляет, в свою очередь, материальную базу - машины и оборудование, а также расходные материалы - и обслуживает их за свой счет. Также работодатель несет расходы по оплате заработной платы наставникам из числа своих сотрудников.

3. Соглашения о государственно-частном партнерстве между предприятием/отраслью и руководством субъекта Российской Федерации, в котором ПОО может выступать третьей стороной.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон о ГЧП) дает возможность заключать соглашения между ПОО, учредителем в лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации и работодателем о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП).

Возможны следующие варианты использования соглашения о ГЧП в системе СПО:

вовлечение представителей работодателей в обновление материально-технической базы ПОО;

вовлечение представителей работодателей в реализацию образовательных программ, определение содержания образования и контроль его результатов.

В рамках вновь созданной образовательной организации предполагается реализация программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, проведение различных мастер-классов и программ. Также возможно использование производственного оборудования предприятия для проведения стажировок и производственного обучения. В образовательной организации могут проходить обучение сотрудники предприятия. Соглашение о ГЧП дает возможность обязать частного партнера оказывать услуги и установить требования к качеству этих услуг (пункт 11 статьи 12 Федерального закона о ГЧП). Соглашением о ГЧП может предусматриваться заключение договора между вновь созданной образовательной организацией и ПОО в части сетевой формы реализации образовательных программ или создания кафедры.

4. Договоры о целевом обучении.

Договор о целевом обучении предусматривает в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что обучающемуся со стороны работодателя оказываются меры социальной поддержки (материальное стимулирование, оплата платных образовательных услуг, оплата жилого помещения и другие), работодатель проводит учебную, производственную и преддипломную практику, предприятие трудоустраивает обучающегося в соответствии с полученной квалификацией.

Рекомендуется для ПОО при наличии факта заключения договора о целевом обучении учитывать запросы заказчика целевого обучения при организации практики обучающихся, а также предоставлять ему сведения о результатах освоения обучающимся образовательной программы.

Для ПОО и работодателя-партнера целесообразно перед заключением договора провести предварительный отбор обучающихся. Это может быть осуществлено после нескольких месяцев обучения и прохождения практики на предприятии.

5. Договоры о реализации образовательных программ в сетевой форме.

Законодательством установлено, что сетевая форма реализуется на основе договора между участниками (часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Это могут быть, к примеру, две и более образовательных организации, в том числе ПОО, предприятие (предприятия) и другие ПОО.

Обязательным условием эффективной реализации программ в сетевой форме является наличие института наставников на предприятии.

Сетевая форма реализации программ позволяет привлекать малые и средние предприятия, что может быть эффективным в рамках промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации.

В части формирования коллегиальных органов управления возможно применение методических рекомендаций по развитию образовательных организаций в субъектах Российской Федерации для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей коллегиальных органов управления образованием, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2015 г. N 08-1729.

На уровне образовательной организации также одним из направлений целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей может служить развитие применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также использование материально-технической базы в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по договорам аренды или безвозмездного пользования (ст. 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Для эффективной организации сетевого взаимодействия необходимо определить основные условия совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по перспективным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации - заключение соглашения (договоров), в которых фиксируются отношения между участниками сети и требования к программам, в том числе с расширением требований к реализации образовательных программ: введение модульного подхода, интерактивности, конвертации результата и оценки образовательных достижений.

6. Ученические договоры.

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен ученический договор, который работодатель может заключить с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Наиболее достоверной информацией о стратегии развития субъекта Российской Федерации обладает орган исполнительной власти (на уровне муниципалитета - орган самоуправления), поэтому руководству ПОО рекомендуется перед началом работы обратиться к учредителю, в региональные и местные отделения общественных организаций, на предприятия с целью формирования списка потенциальных участников коллегиальных органов управления, проявляющих активную жизненную позицию, обладающих неравнодушием, стремлением улучшить жизнь субъекта Российской Федерации и/или муниципалитета, а также для выявления социальных проектов, в которые может встроиться ПОО.

Особое внимание рекомендуется обратить на развитие сотрудничества с градо- и регионообразующими предприятиями, способными обеспечить условия для трудоустройства выпускников ПОО, цели деятельности которых направлены на обеспечение научно-технологического развития субъекта Российской Федерации. Планирование деятельности ПОО по расширению взаимодействия с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки, в том числе посредством включения их в коллегиальные органы управления, рекомендуется синхронизировать с аналогичной деятельностью, проводимой в муниципалитете и/или в регионе.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в лице регионального ведомственного проектного офиса субъекта Российской Федерации по реализации национального проекта "Образование" рекомендуется оказывать организационную и методическую помощь ПОО при формировании состава коллегиальных органов управления ПОО, в первую очередь, находящимся в небольших населенных пунктах и сельской местности.

Заключение договоров о социальном партнерстве с представителями работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки направлено на модернизацию и развитие следующих объектов:

развивающей образовательной среды, в которой происходит профессиональное становление человека в условиях постоянного обновления содержания СПО на основе современных достижений науки и технологий, приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с обеспечением возможности для студентов применения умений и навыков в реальных жизненных условиях, в конкретном субъекте Российской Федерации;

актуализацию локальных нормативных актов ПОО, регламентирующих в том числе реализацию образовательных программ, проведение внеурочных мероприятий, оснащение материально-технической базы, формирование педагогического коллектива, отвечающих запросам научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, закреплению молодых людей в регионе;

государственно-общественного управления за счет функционирования коллегиальных органов управления ПОО с расширенным представительством работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки.

Для эффективного внедрения механизмов вовлечения представителей работодателей, общественных объединений, родителей, вузов и науки в принятие решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе в обновление образовательных программ, ПОО рекомендуется использовать следующий алгоритм:

1. Руководителю ПОО по итогам проведения анализа информации по развитию субъекта Российской Федерации, муниципалитета, предприятий, социальных активностей провести рабочее совещание с целью формирования списка органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, цели деятельности которых отвечают приоритетам научно-технологического развития субъекта Российской Федерации, а также социально активных граждан, включая родителей, которые могут войти в экспертный пул ПОО.

2. Приказом руководителя ПОО создать постоянную рабочую группу из числа участников коллегиальных органов управления ПОО, представителей экспертного пула, назначить ее руководителя (далее - рабочая группа).

Рекомендуется проводить регулярные встречи и тематические мероприятия с представителями работодателей и общественных объединений с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

3. Руководителю ПОО заключить договор о социальном партнерстве с предприятиями и организациями, чьи представители вошли в состав рабочей группы, с целью объединения интеллектуальных ресурсов в части принятия решений по вопросам управления развитием ПОО, в том числе обновления образовательных программ.

4. Приказом руководителя ПОО на основании предложений рабочей группы и договоров о социальном партнерстве ввести в состав коллегиальных органов управления ПОО представителей родителей, работодателей, общественных объединений, вузов и науки, а также представителей органов государственной власти и органа местного самоуправления.

5. Приказом руководителя ПОО внести необходимые изменения в локальные нормативные акты ПОО в соответствии с утвержденной процедурой.