МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 декабря 2020 г. N 690

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ МАШИН
И МЕХАНИЗМОВ

В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов (далее - стандарт).

2. Установить, что:

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 442 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2014 г., регистрационный N 32674), прекращается 1 сентября 2021 года.

Министр
С.С.КРАВЦОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 2 декабря 2020 г. N 690

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ МАШИН
И МЕХАНИЗМОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов (далее соответственно - ФГОС СПО, образовательная программа, специальность).

1.2. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

1.4. Содержание образования по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена "техник", указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955), от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный N 57581).

1.6. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в виде общих и профессиональных компетенций (далее - компетенции), требования к результатам освоения в части профессиональных компетенций формируются на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к ФГОС СПО).

1.7. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 30. Судостроение <1>.

--------------------------------

<1> Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

1.8. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.9. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

1.10. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.11. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в ПООП примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.

1.12. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации <2>.

--------------------------------

<2> Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

1.13. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за 1 учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение, без учета объема времени на государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть образовательной программы дает возможность расширения основного(-ых) вида(-ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно квалификации, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО.

Таблица

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
не менее 468
Математический и общий естественнонаучный цикл
не менее 144
Общепрофессиональный цикл
не менее 612
Профессиональный цикл
не менее 1 728
Государственная итоговая аттестация
216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
4 464
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
5 940

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар и др.), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой образовательной организацией, и фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".

Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.

2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках реализации образовательной программы и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО:

монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов;

проектирование и составление конструкторско-технологической документации;

управление подразделением организации;

выполнение простых типовых слесарных операций при демонтаже, разборке, монтаже, сборке, расконсервации и консервации, ремонте и обслуживании простых механизмов, оборудования, аппаратов и агрегатов, проведение гидравлических испытаний арматуры, труб и оборудования.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности ФГОС СПО:

3.4.1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов:

ПК 1.1. Осуществлять входной контроль за поступающими судовыми машинами, механизмами, узлами, деталями, полуфабрикатами в соответствии с разработанным технологическим процессом;

ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса;

ПК 1.3. Разрабатывать прогрессивные технологические процессы сборки узлов, агрегатов, монтажа с соблюдением технически обоснованных норм времени;

ПК 1.4. Осуществлять монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов;

ПК 1.5. Выполнять работы по контролю качества при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;

ПК 1.6. Производить пуско-наладочные работы и испытания судовых машин и механизмов после ремонта и монтажа;

ПК 1.7. Анализировать результаты реализации технологического процесса для определения направлений его совершенствования;

3.4.2. Проектирование и составление конструкторско-технологической документации;

ПК 2.1. Разрабатывать и составлять типовые программы, инструкции и другую техническую документацию на монтаж, техническое обслуживание и испытание судовых машин и механизмов;

ПК 2.2. Разрабатывать и изготавливать макеты, стенды и приспособления;

ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании;

ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов;

ПК 2.5. Анализировать технологичность конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации;

3.4.3. Управление подразделением организации:

ПК 3.1. Организовывать работу коллектива исполнителей;

ПК 3.2. Планировать, выбирать оптимальные решения и организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту судовых машин и механизмов;

ПК 3.3. Осуществлять контроль качества монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов на уровне управления;

ПК 3.4. Проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений и оценки экономической эффективности производственной деятельности;

ПК 3.5. Обеспечивать безопасность труда на производственном участке;

ПК 3.6. Оценивать эффективность производственной деятельности;

3.4.4. Выполнение простых типовых слесарных операций при демонтаже, разборке, монтаже, сборке, расконсервации и консервации, ремонте и обслуживании простых механизмов, оборудования, аппаратов и агрегатов, проведение гидравлических испытаний арматуры, труб и оборудования:

ПК 4.1. Выполнение демонтажа, разборки, монтажа, сборки механизмов, арматуры, аппаратуры, оборудования, трубопроводов и систем, агрегатов;

ПК 4.2. Выполнение ремонта механизмов, оборудования, аппаратов, агрегатов, проведение подготовительных слесарных и заготовительных работ, проведение расконсервации и консервации;

ПК 4.3. Проведение гидравлических испытаний арматуры, труб и оборудования.

3.5. Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы по специальности (приложение N 2 к ФГОС СПО).

3.6. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 3 к ФГОС СПО.

3.7. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных ФГОС СПО, по осваиваемой квалификации.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, к организации воспитания обучающихся, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для воспитательной и самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

Образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже одного раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 5 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение N 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 26.02.04 Монтаж
и техническое обслуживание судовых
машин и механизмов

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Код профессионального стандарта
Наименование профессионального стандарта
1
2
30.010
Профессиональный стандарт "Инженер-технолог в области судостроения", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 653н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52666)
30.020
Профессиональный стандарт "Инженер по наладке и испытаниям в судостроении", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 729н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2020 г., регистрационный N 60948)

Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 26.02.04 Монтаж
и техническое обслуживание судовых
машин и механизмов

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 26.02.04 МОНТАЖ
И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение <3>
Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1
2
18470
слесарь-монтажник судовой
18458
слесарь-механик по испытанию установок и аппаратуры
18577
слесарь-судоремонтник

--------------------------------

<3> Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205), от 3 февраля 2017 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2017 г., регистрационный N 46339), и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N 201 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52852) и от 25 апреля 2019 г. N 208 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июня 2019 г., регистрационный N 55009).

Приложение N 3
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 26.02.04 Монтаж
и техническое обслуживание судовых
машин и механизмов

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 26.02.04 МОНТАЖ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Основной вид деятельности
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов
знать:
методы и способы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
основные процессы и физические явления, протекающие при работе судовых машин и механизмов;
основные правила построения чертежей и схем;
методику выбора энергетических установок для конкретного типа судов;
методы обеспечения экологичности и безопасности при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;
методы выбора судового энергетического оборудования;
основные законы гидромеханики, статики и динамики судна, основы теории эксплуатации и технического обслуживания судовых машин и механизмов;
особенности конструкции различных типов судовых энергетических установок;
методы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
методы технологической подготовки к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту судовых машин и механизмов;
методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности судовых машин и механизмов, повышения уровня их унификации и стандартизации;
основные направления научно-технического прогресса судовых парогенераторов и атомных реакторов;
принцип действия, компоновку и устройство главных, вспомогательных, утилизационных парогенераторов и атомных реакторов;
конструкции парогенераторов и реакторов, тепловой расчет парогенераторов;
работу парогенераторов на переменных режимах;
пути повышения экономичности парогенераторов и атомных реакторов;
основные направления научно-технического прогресса в судовом дизелестроении;
общие принципы действия, компоновку и устройство ДВС;
конструкцию и расчеты деталей и узлов двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС), тенденции в развитии конструкций судовых дизелей;
состав, схемы и принцип действия систем, обслуживающих ДВС;
идеальные, расчетные и рабочие циклы ДВС, назначение, отличительные особенности и их анализ;
теорию рабочего процесса ДВС;
основы кинематики и динамики судовых ДВС;
основы проектирования, конструирования и расчета на прочность деталей ДВС;
пути повышения мощности ДВС и утилизации тепловых потерь;
критерии тепловой и механической напряженности ДВС, способы ограничения этой напряженности;
характеристики работы судовых дизелей и изменение параметров ДВС при их работе на различных характеристиках;
контролируемые параметры работающих ДВС и диапазоны изменения контролируемых параметров;
характеристики и возможности малооборотных, среднеоборотных и высокооборотных дизелей, области их применения и перспективы их развития;
роль и приоритет отечественной науки в развитии дизелестроительной отрасли;
основные направления научно-технического прогресса в судовом турбостроении;
общие принципы действия, компоновку и устройство турбин;
конструкцию и расчеты проточной части турбин, тенденции их развития;
основы проектирования, конструирования и детального расчета проточной части турбин;
основы проектирования технологических процессов монтажа оборудования на судах и изготовления труб судовых систем;
основные методы снижения трудоемкости и повышения качества монтажа;
специфику монтажа каждого вида оборудования;
методы изготовления и монтажа труб судовых систем;
организацию технического обслуживания и ремонта судов и судовых энергетических установок;
устройство, рабочий процесс, основы расчета и проектирования судовых гидравлических машин, компрессоров, холодильных, кондиционерных и опреснительных установок, их характеристики и методы испытаний
уметь:
производить монтаж, ремонт и техническое обслуживание судовых машин и механизмов;
разрабатывать типовые технологические процессы монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов;
производить инженерные расчеты и подбор гидравлических машин, компрессоров, холодильных и опреснительных установок, кондиционеров с учетом специфики их эксплуатации и регистра;
выбирать оптимальный вариант при конструировании парогенераторов и атомных реакторов;
ориентироваться в различных типах судовых парогенераторов и атомных реакторов, определять область их применения в конкретных условиях;
выполнять тепловой расчет парогенераторов;
обрабатывать и анализировать результаты, полученные при испытаниях и исследованиях парогенераторов;
анализировать условия и режимы работы судовых ДВС;
оценивать влияние различных конструктивных, эксплуатационных и других факторов на показатели ДВС при их работе на различных характеристиках;
ориентироваться в различных типах судовых дизелей, определять область их применения в конкретных условиях;
проводить технико-экономический анализ при выборе типа дизеля;
выполнять тепловой, динамический и прочностной расчеты ДВС;
определять аналитически и графически силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме;
решать конкретные вопросы проектирования и конструирования судовых ДВС;
оценивать влияние параметров окружающей среды на выходные показатели работы ДВС;
обрабатывать и анализировать полученные при испытаниях и исследованиях ДВС результаты;
анализировать условия и режимы работы судовых турбин;
оценивать влияние различных конструктивных, эксплуатационных и других факторов на показатели ступени и турбины в целом;
ориентироваться в различных типах судовых турбин, определять область их применения в конкретных условиях;
выполнять тепловой и прочностной расчеты турбин;
решать конкретные вопросы проектирования и конструирования судовых турбин;
обрабатывать и анализировать полученные при испытаниях и исследованиях газовых турбин результаты
иметь практический опыт в:
монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;
выполнении работ по контролю качества при монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов;
проведении пуско-наладочных работ и испытания судовых машин и механизмов после ремонта и монтажа;
расчете мощности энергетической установки судна на ходовых испытаниях;
анализе конструкторской документации на изготовление и монтаж энергетической установки
Проектирование и составление конструкторско-технологической документации
знать:
основные положения действующей нормативной документации;
основные параметры и характеристики энергетических установок;
основные положения начертательной геометрии;
единую систему конструкторской подготовки производства;
технические условия и инструкции по оформлению конструкторской документации;
требования, предъявляемые технологией отрасли к конструктивному оформлению чертежей, узлов крепления механизмов, трубопроводов и систем;
методы и средства выполнения конструкторских работ;
требования организации труда при конструировании;
требования Регистра Российской Федерации и другие технические требования, предъявляемые к судовым фундаментам и монтажу механизмов;
основы промышленной эстетики и дизайна;
основные задачи, решаемые при автоматизированном проектировании;
виды и структуру средств автоматизации конструкторских работ
уметь:
ориентироваться в различных типах СЭУ, определять области их применения в конкретных условиях;
проводить технико-экономический анализ при выборе типа судовой энергетической установки;
разрабатывать и оформлять чертежи судовых деталей, узлов и систем, технологической оснастки средней сложности в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;
анализировать и понимать задачу, поставленную в техническом задании для разработки конструкции технологической оснастки и специального инструмента, предусмотренных разработанным технологическим процессом;
выбирать конструктивное решение узла;
проводить необходимые расчеты для получения требуемой точности и обеспечения взаимозаменяемости в производстве;
разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями ЕСКД;
выполнять с внесением необходимых изменений в чертежи общего вида конструкций, сборочных единиц и деталей, схемы механизмов, габаритные и монтажные чертежи по эскизным документам или с натуры, а также другую конструкторскую документацию;
снимать эскизы сборочных единиц и деталей с натуры с изменением масштаба и определением необходимых параметров, выполнять деталировку сборочных чертежей;
анализировать технологичность разработанной конструкции;
вносить изменения в конструкторскую документацию и составлять извещения об изменениях;
применять информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ) при обеспечении жизненного цикла технической документации;
производить технические расчеты закрепления механизмов;
использовать средства автоматизированного проектирования в конструкторской подготовке производства;
разрабатывать типовую конструкторскую документацию на монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов;
пользоваться нормативной и справочной литературой;
производить укрупненные расчеты основных технико-экономических, конструктивных и прочностных характеристик судовых энергетических установок с использованием прикладного программного обеспечения;
проектировать элементы судовых систем и рассчитывать их основные параметры;
составлять схемы систем автоматического регулирования, защиты и аварийно-предупредительной сигнализации основных типов судовых энергетических установок;
производить расчеты основных технико-экономических показателей судовой энергетической установки и по справочной литературе, подбирать вид и тип главного двигателя;
производить тепловые расчеты паропроизводящих, дизельных и паротурбинных установок;
производить расчеты на прочность основных деталей судовых машин и механизмов
иметь практический опыт в:
разработке и оформлении монтажных чертежей судовых машин и механизмов, трубопроводов и систем в соответствии с техническим заданием и действующими нормативными документами;
оформлении проектно-конструкторской, технологической и другой технической документации в соответствии с действующими нормативными документами;
проведении расчетов расхода материалов, сырья, инструментов, энергии;
анализе технических заданий на разработку конструкции несложных деталей и узлов изделия и оснастки;
увязке элементов изделий и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки согласно схемам базирования;
принятии конструктивных решений по разрабатываемым узлам;
выполнении необходимых типовых расчетов при конструировании;
разработке рабочих проектов деталей и узлов в соответствии с требованиями ЕСКД;
анализе технологичности конструкции спроектированного узла применительно к конкретным условиям производства и эксплуатации;
применении ИКТ при обеспечении жизненного цикла изделия
Управление подразделением организации
знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность организации, стандарты и системы менеджмента качества;
основы менеджмента, структуру организации;
механизмы ценообразования, методы нормирования труда, формы и системы оплаты труда;
основы управленческого учета;
цели и задачи структурного подразделения, рациональные методы планирования и организации производства;
основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
порядок разработки и оформления технической документации и ведения делопроизводства;
задачи и содержание автоматизированной системы управления производством;
основы организации труда и управления;
правила техники безопасности, промышленной санитарии и охраны труда, виды и периодичность инструктажа
уметь:
планировать работу участка по установленным срокам производственных заданий по объему производства продукции (работ, услуг), заданной номенклатуре (ассортименту), а именно:
осуществлять в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими производственно-хозяйственную деятельность организации, руководство производственным участком;
своевременно подготавливать производство, проводить оперативное планирование работ коллектива исполнителей, составлять календарный план работы структурного подразделения, обеспечивать расстановку рабочих и бригад;
обеспечивать исполнителей предметами и средствами труда;
контролировать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;
взаимодействовать с различными подразделениями;
проверять качество выпускаемой продукции или выполняемых работ, осуществлять мероприятия по предупреждению брака и повышению качества продукции (работ, услуг);
осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением;
анализировать результаты производственной деятельности, контролировать расходование фонда оплаты труда, установленного участку, обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической, других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений;
готовить предложения о поощрении рабочих или применении мер материального воздействия, о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
организовывать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям, проводить воспитательную работу в коллективе;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;
использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в практической деятельности;
использовать программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства для решения экономических и управленческих задач
иметь практический опыт в:
планировании работы производственного участка;
проверке качества выпускаемой продукции или выполняемых работ;
оценке экономической эффективности производственной деятельности участка с применением ИКТ;
обеспечении безопасности труда на производственном участке
Выполнение простых типовых слесарных операций при демонтаже, разборке, монтаже, сборке, расконсервации и консервации, ремонте и обслуживании простых механизмов, оборудования, аппаратов и агрегатов, проведение гидравлических испытаний арматуры, труб и оборудования
знать:
назначение и устройство основных узлов силовых установок;
типы соединений трубопроводов;
требования, предъявляемые при выполнении демонтажа, слесарных операций, ремонте, обработке неответственных деталей;
назначение и условия применения наиболее распространенных приспособлений, слесарного и измерительного инструмента;
назначение и последовательность демонтажа, разборки вспомогательных механизмов, устройств, трубопроводов и арматуры;
назначение и последовательность монтажа, сборки вспомогательных механизмов, устройств, трубопроводов и арматуры;
назначение и последовательность ремонта вспомогательных механизмов, устройств, трубопроводов и арматуры;
способы очистки и требования при выполнении очистки механизмов, оборудования, трубопроводов;
способы расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов;
способы заточки инструмента (кроме сверл);
назначение арматуры;
назначение и правила обращения с консервирующими материалами;
правила и приемы пользования пневматическим и электрическим инструментом;
правила строповки и перемещения грузов с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места массой до 500 кг;
способы расконсервации и консервации деталей и узлов, марки и назначение консервирующих материалов;
квалитеты и параметры шероховатости;
назначение и принцип, последовательность проведения ремонта вспомогательных и палубных механизмов и устройств;
основные марки сталей и цветных сплавов, применяемых в судоремонте;
основные требования, предъявляемые при выполнении слесарных операций при обработке неответственных деталей;
пользование простыми приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом;
приемы выполнения слесарных операций;
назначение и принцип, последовательность проведения демонтажа, монтажа вспомогательных и палубных механизмов и устройств;
наименование и расположение основных районов судна;
правила слесарной обработки деталей и сборки простых узлов;
правила чтения несложных чертежей
уметь:
разобщать трубопроводы от механизмов;
читать несложные чертежи;
пользоваться универсальными и специальными приспособлениями и контрольно-измерительным инструментом;
пользоваться приспособлениями и инструментом для резки и рубки;
пользоваться заточным инструментом и оборудованием;
пользоваться ручным слесарным инструментом;
изготавливать решетки шпигатов;
изготавливать, устанавливать кронштейны простые, скобы, планки;
выполнять расконсервацию, консервацию фундаментов под вспомогательные механизмы;
снимать, устанавливать кожухи, ограждения временные;
осуществлять зачистку после механической обработки, расконсервацию, консервацию, опиливание сварных швов, обертывание бумагой, пленкой деталей разных;
изготавливать, устанавливать прокладки простой конфигурации из листового материала (резины, парусины, паронита, фибры);
осуществлять опиливание, рубку, нарезание резьбы болтов, гаек;
очищать блоки, крышки вспомогательных и палубных механизмов;
очищать детали и узлы от накипи, нагара дизелей судовых, паровых машин, турбин;
очищать, проводить расконсервацию и консервацию наружной поверхности арматуры любого диаметра;
снимать, устанавливать чехлы;
осуществлять строповку и перемещение грузов массой до 500 кг с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места;
высверливать шпильки диаметром до 16 мм;
производить консервацию для длительного хранения деталей главных судовых силовых установок;
производить рубку при помощи пневматического инструмента деталей;
ремонтировать роульсы планок киповых;
выполнять слесарные работы при ремонте нецентруемых вспомогательных и палубных механизмов, теплообменных аппаратов, при демонтаже судовых дизелей, валопроводов, устройств под руководством слесаря судоремонтника более высокой квалификации;
производить слесарную обработку деталей и изделий по 11 - 12 квалитетам (5 - 4 классам точности);
демонтировать, разбирать баки расходные, топливные, масляные;
демонтировать, разбирать каретки веероукладчика траловых лебедок;
демонтировать, разбирать клапаны вентиляции и аварийных захлопок;
демонтировать, разбирать шнеки горизонтальные и наклонные, шкивы, транспортеры ленточные (без редукторов);
снимать иллюминаторы;
снимать крышки смотровых люков;
снимать, разбирать маслоуказатели, маслопроводы принудительной смазки;
снимать кожух - обтекатели пера руля;
демонтировать механизмы палубные ручные (шпили, лебедки грузовые, шлюпочные, кран-балки, вьюшки);
демонтировать, разбирать фильтры масляные, топливные, воздушные, водяные, коробки грязевые, оборудование санитарно-техническое;
разбирать трубопроводы охлаждения, воздушные, масляные судовых дизелей, турбонасосы, рулевые машины;
снимать планки и таблички отличительные;
снимать плиты, трапы машинно-котельного отделения;
демонтировать обшивку вспомогательных утилизационных котлов, механизмов, оборудования;
заменить протекторы вспомогательных механизмов и теплообменных аппаратов;
снимать щиты картерные;
снимать, ремонтировать, устанавливать головки вентиляционных и каютных вентиляторов
иметь практический опыт в:
монтаже, техническом обслуживании и ремонте судовых машин и механизмов, включая выполнение работ по контролю качества названных работ;
выполнении слесарных операций при демонтаже вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, арматуры и трубопроводов всех систем, не подлежащих восстановлению агрегатов;
выполнении демонтажа дизелей судовых, турбин, валопроводов, устройств, специальных систем и трубопроводов под внешним контролем;
выполнении слесарных операций при разборке неответственных узлов, нецентруемых вспомогательных и палубных (без привода) механизмов, теплообменных аппаратов;
выполнении слесарных операций при сборке неответственных узлов, нецентруемых вспомогательных и палубных (без приводов) механизмов, теплообменных аппаратов;
выполнении слесарных операций при сборке и монтаже нецентруемых вспомогательных механизмов, агрегатов, теплообменных аппаратов, трубопроводов, арматуры;
выполнении слесарных операций по ремонту нецентруемых вспомогательных механизмов, агрегатов, теплообменных аппаратов, трубопроводов, арматуры;
проведении тепловой резки, электроприхватки, пневматической рубки на конструкциях из углеродистых, низколегированных и легированных сталей в нижнем положении при установке и монтаже деталей и узлов;
проведении промывки и обезжиривания вспомогательных механизмов, оборудования, трубопроводов (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара);
проведении обработки опорных поверхностей фундаментов, стульев, приварышей, вварышей при помощи пневматических и электрических машин, слесарного инструмента;
проведении расконсервации и наружной консервации вспомогательных механизмов, оборудования и трубопроводов (кроме специальных систем: гидравлики, воздуха высокого давления, главного и вспомогательного пара);
проведении заточки применяемого режущего инструмента (кроме сверл);
изготовлении панелей, кожухов, кронштейнов, одиночных подвесок, скоб, технологических заглушек из листового и профильного материала с применением оборудования;
выполнении слесарных операций (правка, рубка, зачистка) при обработке неответственных деталей;
проведении гидравлических испытаний арматуры, труб и оборудования в цехе давлением до 1,5 Мпа (до 15 кгс/кг. см);
высверливании шпилек диаметром до 16 мм;
зачистке после механической обработки, расконсервации, консервации, опиливании сварных швов, обертывании бумагой, пленкой деталей разных;
изготовлении бирок;
изготовлении заготовок для прокладок и уплотнительных колец из различных материалов;
изготовлении решеток шпигатов;
изготовлении, установке кронштейнов простых, скоб, планок;
изготовлении, установке прокладок простой конфигурации из листового материала (резины, парусины, паронита, фибры);
консервации для длительного хранения деталей главных судовых силовых установок;
обработке деталей в свободный размер ручным слесарным инструментом;
опиливании, рубке, нарезании резьбы болтов, гаек;
очистке блоков, крышек вспомогательных и палубных механизмов;
очистке деталей и узлов от накипи, нагара дизелей судовых, паровых машин, турбин;
очистке, промывке деталей машин и механизмов;
очистке коллекторов, ресиверов;
очистке, расконсервации и консервации наружной поверхности арматуры любого диаметра;
подготовке ответственных деталей к транспортировке;
пользовании простым измерительным инструментом;
работе с пневматическим и электрическим инструментом;
разметке простых деталей;
расконсервации деталей;
расконсервации, консервации фундаментов под вспомогательные механизмы;
расконсервации, промывке, обезжиривании и наружной консервации вспомогательных механизмов, оборудования;
рубке при помощи пневматического инструмента деталей;
снятии, установке кожухов, ограждений временных;
снятии, установке чехлов;
строповке и перемещении грузов с помощью подъемно-транспортных и специальных средств в пределах рабочего места массой до 500 кг;
выполнении работ при ремонте нецентруемых вспомогательных и палубных механизмов, теплообменных аппаратов при демонтаже судовых дизелей, валопроводов, устройств под руководством слесаря-судоремонтника более высокой квалификации;
ремонте роульсов планок киповых;
слесарной обработке деталей и изделий по 11 - 12 квалитетам (5 - 4 классам точности);
выполнении работ при разборке, сборке и монтаже нецентруемых вспомогательных и палубных механизмов, теплообменных аппаратов, при демонтаже судовых дизелей, валопроводов, устройств под руководством слесаря-судоремонтника более высокой квалификации;
выполнении слесарных операций при разборке и сборке неответственных узлов, нецентруемых вспомогательных и палубных (без привода) механизмов, теплообменных аппаратов;
демонтаже арматуры, не подлежащей восстановлению;
демонтаже механизмов палубных ручных (шпилей, лебедок грузовых, шлюпочных, кран-балок, вьюшек);
демонтаже обшивки вспомогательных утилизационных котлов, механизмов, оборудования;
демонтаже, разборке баков расходных, топливных, масляных;
демонтаже, разборке кареток веероукладчика траловой лебедки;
демонтаже, разборке клапанов вентиляции и аварийных захлопок;
демонтаже, разборке фильтров масляных, топливных, воздушных, водяных, коробок грязевых, оборудования санитарно-технического;
демонтаже, разборке шнеков горизонтальных и наклонных, шкивов, транспортеров ленточных (без редукторов);
замене протекторов вспомогательных механизмов и теплообменных аппаратов;
разборке трубопроводов охлаждения, воздушных, масляных судовых дизелей, турбонасосов, рулевых машин;
снятии иллюминаторов;
снятии кожух-обтекателей пера руля;
снятии крышек смотровых люков;
снятии планок и табличек отличительных;
снятии плит, трапов машинно-котельного отделения;
снятии щитов картерных;
снятии, разборке маслоуказателей, маслопроводов принудительной смазки;
снятии, ремонте, установке головок вентиляционных и каютных вентиляторов