МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПИСЬМО
от 27 января 2023 г. N 08-244

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В целях оказания методической поддержки подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации образовательным организациям высшего образования Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России направляет рекомендации по созданию и функционированию педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования.

В.В.БОКОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОПАРКОВ
"КВАНТОРИУМ" НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Основные понятия, определения и сокращения

Настоящие Методические рекомендации содержат следующие понятия и определения:

Педагогический технопарк "Кванториум" - площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации, и оснащаемая высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания с целью развития условий по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами для реализации учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей (далее - Педагогический Кванториум).

Инфраструктурный лист - перечень минимально необходимых функциональных и технических требований и рекомендуемого количества оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Педагогического Кванториума.

Федеральный оператор - организация, подведомственная Министерству просвещения Российской Федерации, обеспечивающая организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение мероприятий по созданию Педагогических Кванториумов в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

Настоящие Методические рекомендации содержат следующие сокращения:

Студенты - обучающиеся образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации.

Школьники - обучающиеся общеобразовательных организаций.

Педагогический вуз - образовательная организация высшего образования, подведомственная Министерству просвещения Российской Федерации.

2. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны с целью обеспечения единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию Педагогических Кванториумов, а также определения основных направлений организации образовательной деятельности педагогических вузов, реализуемых с использованием ресурсов Педагогических Кванториумов.

Рекомендации направлены на формирование условий для достижения целей, показателей и результата "На базе образовательных организаций высшего образования созданы и функционируют педагогические технопарки "Кванториум" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов педагогических вузов для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к преподаванию учебных дисциплин (модулей) в рамках реализации образовательных программ высшего педагогического образования и дополнительных профессиональных программ для работников системы образования.

Педагогические Кванториумы создаются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", а также софинансирования из средств педагогических вузов и (или) внебюджетных источников.

Цель создания Педагогического Кванториума: развитие материально-технической базы педагогических вузов с целью подготовки студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.

Педагогические Кванториумы создаются для проведения практических занятий со студентами педагогических вузов, повышения квалификации педагогических работников, профессиональной ориентации школьников.

Создание Педагогических Кванториумов обеспечивает решение следующих задач:

- организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков "Кванториум", центров естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", центров цифрового образования "IT-куб";

- повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе оснащенных современным оборудованием и средствами обучения и воспитания (детские технопарки "Кванториум", центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", центры цифрового образования "IT-куб");

- проведение профориентационной деятельности со школьниками для привлечения к последующему поступлению в педагогические вузы, в том числе через мероприятия с профильными педагогическими классами общеобразовательных организаций.

Создание Педагогических Кванториумов осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 19 февраля 2021 г. N Р-55 "Об утверждении порядка определения очередности создания педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Минпросвещения России" (в ред. распоряжения Минпросвещения России от 18 января 2023 г. N Р-14). График создания Педагогических Кванториумов приведен в Приложении 1 к Рекомендациям.

Субъектами Российской Федерации и образовательными организациями высшего образования могут быть самостоятельно инициированы и реализованы мероприятия по созданию Педагогических Кванториумов, соответствующих положениям настоящих Рекомендаций.

Орган государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или образовательная организация высшего образования информирует Федерального оператора в случае создания Педагогического Кванториума за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) иных источников (в том числе внебюджетных).

Приведенные в настоящих Рекомендациях требования носят рекомендательный характер.

3. Порядок создания

В целях создания Педагогического Кванториума в педагогическом вузе проводится ряд следующих мероприятий:

1) утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих создание и функционирование Педагогического Кванториума;

2) подготовка помещений педагогического вуза для размещения Педагогического Кванториума с учетом сформированного проекта зонирования и дизайна образовательного пространства;

3) проведение закупок для оснащения Педагогического Кванториума оборудованием, средствами обучения и воспитания с учетом согласованного с Федеральным оператором инфраструктурного листа;

4) получение, установка и наладка оборудования для оснащения Педагогического Кванториума;

5) кадровое обеспечение деятельности Педагогического Кванториума;

6) повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, обеспечивающего образовательную деятельность на базе Педагогического Кванториума, по дополнительной профессиональной программе на базе Федерального оператора;

7) обновление содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики с учетом применения ресурсов Педагогического Кванториума, формирование плана образовательных мероприятий;

8) обеспечение информационного сопровождения открытия Педагогического Кванториума, в том числе с привлечением средств массовой информации.

Создание Педагогического Кванториума рекомендуется осуществлять педагогическим вузом в соответствии с перечнем мероприятий и сроками, установленными в Приложении 2 к Рекомендациям. Выполнение каждого мероприятия предполагает формирование, согласование (при необходимости) и утверждение педагогическим вузом соответствующих документов.

3.1. Утверждение локальных нормативных актов, регламентирующих создание и функционирование Педагогического Кванториума

Реализация педагогическим вузом мероприятий по созданию и функционированию Педагогического Кванториума рекомендуется сопровождать изданием локальных нормативных актов:

1) Об утверждении положений о создании и функционировании Педагогического Кванториума (типовые положения о создании и функционировании Педагогического Кванториума представлены в Приложении 3 к Рекомендациям).

2) О назначении ответственного лица, осуществляющего функции по координации и сопровождению мероприятий по созданию Педагогического Кванториума.

Положения о создании и функционировании Педагогического Кванториума отражают их основные характеристики, в том числе:

- цели и задачи создания и функционирования Педагогического Кванториума, определенные с учетом положений настоящих Рекомендаций и специфики педагогического вуза;

- присвоение Педагогическому Кванториуму имени известного российского педагога (деятеля в сфере образования и педагогики) <1>;

--------------------------------

<1> Рекомендуется присвоение Педагогическому Кванториуму имени научно-педагогических работников, имеющих прямое отношение к истории, достижению результатов и развитию педагогического вуза или педагогической деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

- информацию о составе помещений для размещения Педагогического Кванториума и их месторасположении (адрес, площадь помещений, доступность);

- перечень мероприятий и сроки (дорожную карту) по созданию и функционированию Педагогического Кванториума;

- примерный расчет затрат педагогического вуза на реализацию дорожной карты на текущий год, а также поддержку функционирования и развития Педагогического Кванториума на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);

- перечень показателей и индикаторов деятельности Педагогического Кванториума в соответствии с Приложением 4 к Рекомендациям и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);

- предполагаемый перечень образовательных программ и мероприятий, направленных на выполнение показателей и индикаторов деятельности Педагогического Кванториума;

- иные параметры, соответствующие положениям настоящих Рекомендаций.

Рекомендуется включение в Положение предполагаемой организационной (функциональной) структуры, системы управления и контроля за достижением показателей деятельности Педагогического Кванториума. При создании Педагогического Кванториума рекомендуется предусмотреть выделение в структуре педагогического вуза соответствующее структурное подразделение.

Для осуществления общего контроля за созданием Педагогического Кванториума и обеспечения взаимодействия с Федеральным оператором в педагогическом вузе из числа действующих работников рекомендуется назначить должностное лицо, ответственное за координацию и сопровождение мероприятий по созданию Педагогического Кванториума. Указанное лицо обеспечивает предоставление документов и необходимой информации в соответствии с установленными настоящими Рекомендациями сроками, а также по запросам Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

3.2. Подготовка помещений педагогического вуза для размещения Педагогического Кванториума

При создании Педагогического Кванториума рекомендуется обновление образовательного пространства педагогического вуза. Обновление образовательного пространства для размещения Педагогического Кванториума осуществляется за счет средств педагогического вуза, а также средств иных источников, в том числе внебюджетных.

Проектирование, зонирование помещений педагогического вуза рекомендуется предусмотреть путем выделения соответствующих функциональных зон для эффективного размещения и использования оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума.

Рекомендуется, чтобы Педагогический Кванториум включал в себя не менее трех помещений:

- не менее двух учебных помещений для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей);

- помещение для создания видеоматериалов (записи вебинаров и презентационного контента).

Габариты и общая площадь пространств Педагогического Кванториума зависят от количества обучающихся и соответствующих этим показателям государственных нормативов. Рекомендуемая площадь пространств Педагогического Кванториума составляет не менее 100 квадратных метров из расчета: не менее 80 квадратных метров для основных учебных помещений (не менее 40 квадратных метров для каждого помещения) и не менее 20 квадратных метров для помещения для создания видеоматериалов. Рекомендуется помещения Педагогического Кванториума обеспечить бесплатным беспроводным доступом к сети "Интернет" (Wi-Fi) не менее 100 мегабит/сек, электроснабжение (для каждого учебного места).

Помещения Педагогического Кванториума рекомендуется располагать в пределах одного здания (корпуса). Рекомендуется размещать все помещения Педагогического Кванториума на одном этаже, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций высшего образования, в том числе в части формирования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. В учебных помещениях, где обеспечивается проведение занятий естественно-научной и технологической направленности, рекомендуется предусмотреть водоснабжение и канализацию, а также вытяжную вентиляцию для помещения технологической направленности.

Проектирование и зонирование помещений рекомендуется осуществлять согласно современным и актуальным стандартам проектирования и зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие), учитывая рекомендации по дизайну и зонированию помещений Педагогических Кванториумов (Приложение 5 к Рекомендациям).

Федеральным оператором оказывается консультативно-методическая поддержка педагогических вузов в части формирования проектов зонирования и дизайна образовательных пространств Педагогических Кванториумов (телефон консультационной линии Федерального оператора +7 (800) 200-91-85, электронная почта: pedkvant@apkpro.ru).

Набор помещений и пространств может быть расширен в зависимости от имеющихся в педагогическом вузе условий, а также в случае расширения перечня направлений образовательных программ, планируемых к реализации на базе Педагогического Кванториума. При организации образовательного пространства Педагогического Кванториума рекомендуется формирование зон для проектной деятельности, коворкинга и иных образовательных, досуговых и административных пространств.

3.3. Проведение закупок для оснащения Педагогического Кванториума оборудованием, средствами обучения и воспитания

При обеспечении мероприятий по созданию Педагогического Кванториума педагогическим вузом обеспечивается соблюдение требований к техническому оснащению помещений Педагогических Кванториумов оборудованием, средствами обучения и воспитания, установленных настоящими Рекомендациями.

За счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федерального проекта "Современная школа", педагогическим вузом обеспечивается закупка следующего оборудования, средств обучения и воспитания:

- оборудование, средства обучения и воспитания для использования при реализации курсов, учебных дисциплин (модулей) естественно-научной направленности;

- оборудование, средства обучения и воспитания для использования при реализации курсов, учебных дисциплин (модулей) технологической направленности;

- оборудование для записи вебинаров и презентационного контента.

За счет средств педагогического вуза, а также средств иных источников, в том числе внебюджетных, педагогическому вузу рекомендуется приобретение соответствующей мебели и при необходимости дополнительного оборудования и средств обучения и воспитания для расширения условий для практической подготовки обучающихся.

Инфраструктурный лист формируется педагогическим вузом с учетом примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (Приложение 6 к Рекомендациям), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, положений настоящих Рекомендаций.

Педагогическому вузу рекомендуется согласование с Федеральным оператором сформированного инфраструктурного листа.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания Педагогического Кванториума за счет субсидии из федерального бюджета применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, при осуществлении закупок педагогическими вузами учитываются положения постановлений Правительства Российской Федерации:

- от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";

- от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком";

- от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878);

- от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2021 г. N 1989).

3.4. Кадровое обеспечение деятельности Педагогического Кванториума

Контроль за результативностью функционирования Педагогического Кванториума осуществляет руководитель педагогического вуза.

Кадровое обеспечение Педагогического Кванториума рекомендуется формировать путем выделения в штатном расписании педагогического вуза:

- должности руководителя Педагогического Кванториума и при необходимости должности заместителя руководителя Педагогического Кванториума;

- должностей лаборантов для обслуживания и подготовки к использованию в образовательной деятельности оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума;

- должности специалиста по учебно-методической работе;

- иных должностей в зависимости от потребностей и специфики педагогического вуза.

Штатную численность работников Педагогического Кванториума рекомендуется определять по согласованию с Федеральным оператором, исходя из численности студентов педагогического вуза. При этом рекомендуется при формировании кадрового обеспечения деятельности Педагогического Кванториума предусмотреть закрепление за работниками следующих функций:

1) Организация функционирования Педагогического Кванториума, в том числе в части соблюдения кадровых, финансовых и технических условий, а также обеспечения выполнения возложенных на Педагогический Кванториум функций и задач, достижения установленных показателей.

2) Взаимодействие с Федеральным оператором, с сетью Педагогических Кванториумов и образовательными организациями, оснащенными современной инфраструктурой в рамках национального проекта "Образование" для достижения целей, задач и показателей, установленных настоящими Рекомендациями, а также организации и участия в образовательных проектах для студентов педагогических вузов и педагогических работников образовательных организаций.

3) Обеспечение разработки и реализации образовательных программ, формирования содержания курсов, учебных дисциплин (модулей), реализуемых на базе Педагогического Кванториума.

4) Планирование образовательных мероприятий и профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций, ответственными за функционирование профильных педагогических классов.

5) Разработка информационных и учебно-методических материалов для педагогических работников общеобразовательных организаций по развитию естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников за счет применения современных педагогических технологий и средств обучения.

6) Организация деятельности по повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе оснащенных современной инфраструктурой в рамках национального проекта "Образование", взаимодействие с региональным центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

7) Информационное сопровождение Педагогического Кванториума и техническое обеспечение ресурсов, используемых в рамках образовательной и иной деятельности, подготовка и размещение образовательного контента на официальном сайте, страницах социальных сетей и иных информационных ресурсах педагогического вуза.

8) Текущая координация и администрирование процесса функционирования Педагогического Кванториума (организация учебных занятий, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, коммуникация с посетителями, контроль заполнения учебных помещений и т.д.).

9) Обслуживание оборудования и средств обучения и воспитания, которыми оснащен Педагогический Кванториум, установка необходимого программного обеспечения, обеспечение расходных материалов, устранение технических проблем и пр.

Требования к кадровому обеспечению деятельности Педагогического Кванториума определяются педагогическим вузом самостоятельно с учетом действующего трудового законодательства, а также обозначенных выше положений и рекомендаций.

3.5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, обеспечивающего образовательную деятельность на базе Педагогического Кванториума

Федеральным оператором обеспечивается проведение курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава педагогических вузов в год создания на их базе Педагогических Кванториумов.

Федеральный оператор разрабатывает дополнительную профессиональную программу для профессорско-преподавательского состава педагогических вузов по организации образовательной деятельности на базе Педагогического Кванториума, объемом не менее 36 часов.

Информация о проведении курсов повышения квалификации и организационных вопросах участия в них доводится до сведения педагогических вузов официальными письмами Министерства просвещения Российской Федерации и (или) Федерального оператора. Сроки проведения курсов повышения квалификации устанавливаются в соответствии с перечнем мероприятий, установленным в настоящих Рекомендациях.

Федеральным оператором обеспечивается проведение консультаций и вебинаров по вопросам создания и функционирования Педагогических Кванториумов, а также методическая поддержка профессорско-преподавательского состава педагогических вузов, обеспечивающих образовательную деятельность на базе Педагогических Кванториумов.

3.6. Обновление содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики с учетом применения ресурсов Педагогического Кванториума, формирование плана образовательных мероприятий

Педагогическому вузу при формировании содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, связанных с естественно-научной и технологической направленностями образовательных программ, рекомендуется учитывать ресурсы Педагогического Кванториума. Направления образовательной деятельности, осуществляемые на базе Педагогического Кванториума, определены в разделе 4 настоящих Рекомендаций.

При обновлении содержания отдельных рабочих программ курсов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики рекомендуется использовать учебно-методические и справочные материалы Федерального оператора. Федеральный оператор обеспечивает распространение учебно-методических и справочных материалов в ходе проведения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.

Федеральный оператор обеспечивает подготовку методического пособия по использованию Педагогических Кванториумов и их оборудования в процессе обучения различных групп студентов, включающего разъяснения и инструкции по работе с оборудованием, рекомендации по содержанию и организации проектной деятельности студентов, проходящих обучение по педагогическим направлениям подготовки на базе Педагогических Кванториумов.

3.7. Обеспечение информационного сопровождения открытия Педагогического Кванториума, в том числе с привлечением средств массовой информации

Открытие (начало функционирования) Педагогического Кванториума рекомендуется осуществить не позднее 1 сентября года его создания.

Педагогическим вузом не позднее дня открытия Педагогического Кванториума рекомендуется размещение в специально созданном разделе "Педагогический технопарк "Кванториум" официального сайта педагогического вуза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании Педагогического Кванториума, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Педагогического Кванториума, планируемом режиме занятий, планируемых мероприятиях.

Педагогическому вузу рекомендуется обеспечить широкое информационное освещение мероприятий по созданию Педагогического Кванториума путем привлечения региональных средств массовой информации, а также размещения информационных и мультимедийных материалов на официальном сайте и в социальных сетях педагогического вуза.

4. Организация образовательной деятельности

Образовательная деятельность Педагогического Кванториума осуществляется по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. На базе Педагогического Кванториума рекомендуется обеспечить реализацию образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

Рекомендуется сформировать перечень образовательных программ, учебных дисциплин (модулей) и мероприятий, реализуемых на базе Педагогического Кванториума, который обеспечивает приобретение студентами профессиональных компетенций для дальнейшей педагогической деятельности по формированию естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности у школьников.

При организации образовательной деятельности на базе Педагогического Кванториума рекомендуется применение современных педагогических технологий с использованием практики учебных исследований и проектов, проведения опытов и экспериментов с использованием современного лабораторного и робототехнического оборудования.

В Педагогическом Кванториуме могут быть реализованы следующие формы образовательных мероприятий:

- для студентов:

1) организация и проведение практических занятий с использованием оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума;

2) квазипедагогическая деятельность (имитация деятельности педагога на уроке, организация исследовательской деятельности (курсовых, выпускных квалификационных работ) и проектная деятельность студентов;

3) разработка студентами исследовательских работ и проектов, моделей, практическое освоение новых технологий, фундаментальных знаний (опыты, эксперименты, практикумы, лабораторные работы);

4) предпрофессиональная подготовка, в том числе мероприятия с участием наставников из различных секторов экономики с реальным опытом работы в профессии;

5) реализация мастер-классов в различных форматах взаимодействия с использованием ресурсов Педагогического Кванториума;

6) организация инновационной деятельности различного уровня, в том числе межфакультетских, ориентированных на разные категории участников (в том числе наставничества);

7) организация практики студентов по педагогическим направлениям, связанным с преподаванием учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, включающая в себя заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве с образовательными организациями, на базе которых созданы детские технопарки "Кванториум", мобильные технопарки "Кванториум", центры "Точка роста", центры "IT-куб";

8) проведение опытно-конструкторских работ по разработке новых методик и методических инструментов в преподавании учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология", "Математика", "Информатика", "Технология" и др.

- для педагогических работников образовательных организаций:

1) повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;

2) организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, форумов);

3) разработка диагностических процедур по выявлению трудностей в освоении школьниками учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, а также выявлению и поддержке одаренности у школьников;

4) организация просветительских мероприятий для педагогических работников образовательных организаций о результатах опытно-конструкторских, исследовательских и проектных работ, проводимых на базе Педагогического Кванториума.

Педагогическому Кванториуму рекомендуется обеспечивать деятельность по созданию цифрового контента для педагогических работников образовательных организаций, демонстрирующего методики, технологии и механизмы использования современного оборудования, средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего и дополнительного образования.

Цифровой контент рекомендуется разрабатывать и формировать по следующим направлениям:

1) применение современного оборудования, средств обучения и воспитания в деятельности педагогических работников центров образования "Точка роста", детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций;

2) формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций с применением современного оборудования, средств обучения и воспитания в рамках реализации образовательных программ общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей.

В качестве цифрового контента подразумеваются мастер-классы, вебинары, онлайн-мероприятия под запись, включающие презентационные материалы. Цифровой контент рекомендуется размещать на официальном сайте образовательной организации в специальном разделе "Педагогический технопарк "Кванториум", а также распространять среди образовательных организаций в рамках мероприятий и информационных рассылок.

- для школьников:

1) сопровождение деятельности профильных педагогических классов общеобразовательных организаций в части учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей;

2) профориентационная работа со школьниками, целевая работа с абитуриентами;

3) практическая подготовка школьников к участию в различных конкурсах, олимпиадах;

4) организация и проведение для школьников учебных семинаров, конкурсов, дебатов, олимпиад и других мероприятий.

Часть направлений работы Педагогического Кванториума (в частности, требующих использования современного учебного оборудования) возможно осуществлять на базе создаваемой в рамках национального проекта "Образование" инфраструктуры (центры "IT-куб", центры "Точка роста" и др.).

Конкретные подходы, инструменты, методы, которые применяет в своей работе профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий образовательную деятельность на базе Педагогического Кванториума, разрабатываются и (или) определяются педагогическим вузом самостоятельно с учетом возможностей и специфики субъекта Российской Федерации и педагогического вуза.

Федеральным оператором обеспечивается проведение организационных и методических мероприятий (вебинаров, консультаций, семинаров) по вопросам организации образовательной деятельности на базе Педагогических Кванториумов.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности, осуществляемой на базе Педагогического Кванториума, включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 209, и включающими в том числе:

- оплату труда работников педагогического вуза, обеспечивающих функционирование Педагогического Кванториума;

- приобретение достаточного объема основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;

- обеспечение текущей деятельности педагогического вуза по обеспечению образовательного процесса.

5. Сопровождение мероприятий по созданию и функционированию
Педагогических Кванториумов

Функции Федерального оператора мероприятий по созданию и функционированию Педагогических Кванториумов осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации".

Адрес сайта Федерального оператора: https://www.apkpro.ru/.

Телефон консультационной линии Федерального оператора по созданию и функционированию Педагогических Кванториумов: +7 (800) 200-91-85.

Электронная почта Федерального оператора: pedkvant@apkpro.ru.

Федеральный оператор выполняет следующие функции:

- оказание консультативного сопровождения сотрудников педагогических вузов по созданию и функционированию Педагогических Кванториумов, в том числе обеспечение работы консультационной телефонной линии и проведение вебинаров;

- проведение обучения работников Педагогических Кванториумов по работе с оборудованием и средствами обучения и воспитания, в том числе по дополнительной профессиональной программе для организации образовательной деятельности на базе Педагогического Кванториума;

- разработка учебно-методических материалов для профессорско-преподавательского состава педагогических вузов, включающих методические рекомендации по использованию ресурсов Педагогических Кванториумов при разработке и реализации рабочих программ дисциплин (модулей), практик образовательных программ высшего образования по педагогическим направлениям подготовки;

- проведение мониторинга создания Педагогических Кванториумов, в том числе в части комплектования педагогических вузов оборудованием, средствами обучения и воспитания, приведения площадок в соответствие требованиями настоящих Рекомендаций, организации образовательной деятельности, выполнения установленных показателей функционирования;

- обеспечение информационного сопровождения создания Педагогических Кванториумов, в том числе разработка информационных материалов для размещения на сайтах педагогических вузов, подготовка пресс-релизов и видеороликов;

- подготовка методического пособия по использованию ресурсов Педагогических Кванториумов в процессе обучения и проектной деятельности различных групп обучающихся;

- подготовка информационно-аналитических материалов и отчетов о реализации мероприятий по созданию Педагогических Кванториумов, в том числе на основе данных, предоставляемых педагогическими вузами.

6. Заключительные положения

Оперативное управление деятельностью Педагогического Кванториума осуществляется педагогическим вузом самостоятельно с учетом положений, установленных настоящими Рекомендациями, а также указаний Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

Педагогический вуз обеспечивает предоставление необходимой отчетности о деятельности Педагогического Кванториума в сроки и по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации и (или) Федеральным оператором в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

Приложение 1
к Методическим рекомендациям

ГРАФИК
СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КВАНТОРИУМОВ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ВУЗОВ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА"
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"

N п/п
Субъект Российской Федерации
Наименование образовательной организации высшего образования
2021
1.
Амурская область
ФГБОУ ВО "Благовещенский государственный педагогический университет"
2.
Нижегородская область
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
3.
Пермский край
ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет"
4.
Самарская область
ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет"
5.
Удмуртская республика
ФГБОУ ВО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко"
6.
Чеченская республика
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный педагогический университет"
7.
Алтайский край
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина"
8.
Свердловская область
ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет"
9.
Воронежская область
ФГБОУ ВО "Воронежский государственный педагогический университет"
10.
Волгоградская область
ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет"
2022
11.
Оренбургская область
ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет"
12.
Республика Мордовия
ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева"
13.
Ульяновская область
ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
14.
Алтайский край
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
15.
Красноярский край
ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева"
16.
Новосибирская область
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет"
17.
Томская область
ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет"
18.
Челябинская область
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет"
19.
Ярославская область
ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"
20.
Краснодарский край
ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический университет"
2023
21.
Хабаровский край
ФГБОУ ВО "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет"
22.
Республика Башкортостан
ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы"
23.
Республика Татарстан
ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
24.
Чувашская республика
ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева"
25.
г. Санкт-Петербург
ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена"
26.
Республика Дагестан
ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
27.
Омская область
ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет"
28.
Курганская область
ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
29.
Московская область
ФГБОУ ВО "Московский государственный областной педагогический университет"
30.
г. Москва
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет"
31.
г. Москва
ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
32.
Липецкая область
ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского"
33.
Тульская область
ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого"

Приложение 2
к Методическим рекомендациям

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ И СРОКИ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА
НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

N
Наименование мероприятия
Ответственный
Результат
Срок
1.
Утверждены локальные нормативные акты педагогического вуза:
Педагогический вуз
Локальные нормативные акты педагогического вуза
Не позднее 24 марта X <2> года
1) об утверждении положений о создании и функционировании Педагогического Кванториума;
2) о назначении ответственного лица, осуществляющего функции координации и сопровождения мероприятий по созданию Педагогического Кванториума.
2.
Сформирован и согласован инфраструктурный лист для оснащения Педагогического Кванториума
Педагогический вуз, Федеральный оператор
Письмо педагогического вуза и письмо Федерального оператора
Согласно графику Федерального
3.
Сформирован проект зонирования и дизайна помещений Педагогического Кванториума
Педагогический вуз
Локальный нормативный акт педагогического вуза
Не позднее 3 апреля X года
4.
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания Педагогического Кванториума
Педагогический вуз
Реестр извещений о проведении закупок
Не позднее 17 апреля X года
5.
Проведены необходимые ремонтные работы помещений Педагогического Кванториума
Педагогический вуз
Акты сдачи-приемки выполненных работ
Не позднее 1 сентября X года
6.
Проведено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогического вуза, обеспечивающего образовательную деятельность на базе Педагогического Кванториума
Педагогический вуз, Федеральный оператор
Документы о повышении квалификации
Не позднее 30 сентября X года
7.
Получено, установлено и налажено оборудование, приобретаемое для оснащения Педагогического Кванториума
Педагогический вуз
Акты/накладные
Не позднее 1 декабря X года
8.
Проведен мониторинг работы по приведению площадки Педагогического Кванториума в соответствие методическим рекомендациям Минпросвещения России
Педагогический вуз
По форме, определяемой Минпросвещения России или Федеральным оператором
Не позднее 8 декабря X года
9.
Обеспечен запуск работы Педагогического Кванториума
Педагогический вуз
Письмо педагогического вуза об открытии и функционировании Педагогического Кванториума, информационное освещение в СМИ, наличие заполненного раздела о Педагогическом Кванториуме на педагогического вуза
Не позднее 15 декабря X года
10.
Ежеквартальный мониторинг выполнения показателей создания и функционирования Педагогических Кванториумов
Педагогический вуз, Федеральный оператор
Отчет Федеральному оператору по итогам мониторинга
Не позднее 25 декабря X года, далее ежеквартально в течение 3-х лет

--------------------------------

<2> X - год создания педагогического технопарка "Кванториум".

Приложение 3
к Методическим рекомендациям

ТИПОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. Типовое Положение о создании Педагогического Кванториума

1. Общие положения

    1.1.   Настоящее   положение   о  создании  педагогического  технопарка
               (наименование вуза)
"Кванториум" ----------------------- (далее  -  Педагогический  Кванториум)
определяет порядок и условия создания Педагогического Кванториума.
    1.2.  Педагогический  Кванториум  является структурным (функциональным)
               (наименование вуза)
подразделением ------------------- (далее - вуз).
                                                            (имя известного
    1.3.   Педагогическому   Кванториуму   присвоено  имя   ---------------
российского педагога, деятеля в сфере образования и педагогики)
---------------------------------------------------------------
    1.4.    Педагогический    Кванториум   создается   в   соответствии   с
законодательством   Российской  Федерации,  нормативными  правовыми  актами
Министерства  просвещения  Российской  Федерации,  Уставом  вуза, решениями
Ученого  совета  вуза,  приказами  и распоряжениями ректора вуза, настоящим
Положением и иными локальными нормативными актами вуза.
                                                          (почтовый адрес с
    1.5.  Месторасположение  Педагогического Кванториума: -----------------
указанием индекса, площадь помещений)
-------------------------------------.

2. Цель и задачи создания Педагогического Кванториума

2.1. Цель создания Педагогического Кванториума: развитие материально-технической базы вуза с целью подготовки студентов и педагогических работников для обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами для формирования естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности школьников на уровне международных стандартов как обязательной составляющей общей функциональной грамотности за счет применения современных педагогических технологий, средств обучения и воспитания с опорой на практику учебных исследований и проектов.

2.2. Создание Педагогических Кванториумов обеспечивает решение следующих задач:

- организация обучения студентов методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания (в том числе для подготовки к педагогической деятельности на базе детских технопарков "Кванториум", центров естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", центров цифрового образования "IT-куб");

- повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе оснащенных современным оборудованием и средствами обучения и воспитания (детские технопарки "Кванториум", центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", центры цифрового образования "IT-куб");

- проведение профориентационной деятельности со школьниками для привлечения к последующему поступлению в педагогические вузы, в том числе через мероприятия с профильными педагогическими классами общеобразовательных организаций.

3. Порядок создания Педагогического Кванториума

3.1. Создание Педагогического Кванториума осуществляется в соответствии с дорожной картой (необходимо указать ссылку на приложение к Положению, содержащее дорожную карту создания и функционирования Педагогического Кванториума, составленную в соответствии с Методическими рекомендациями).

3.2. Для оснащения педагогического Кванториума оборудованием, средствами обучения и воспитания обеспечивается формирование, согласование и утверждение инфраструктурного листа, включающего в себя перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания.

3.3. Для формирования образовательного пространства Педагогического Кванториума обеспечивается разработка, согласование и утверждение проекта зонирования и дизайна помещений Педагогического Кванториума в соответствии с положениями Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации.

3.4. Реализация мероприятий по созданию Педагогического Кванториума обеспечивается с учетом примерного расчета затрат на реализацию дорожной карты (необходимо указать ссылку на приложение к Положению, содержащее примерный расчет затрат на создание Педагогического Кванториума).

3.6. Создание Педагогического Кванториума обеспечивается выделением соответствующего структурного подразделения (необходимо указать ссылку на приложение к Положению, содержащее организационную структуру Педагогического Кванториума).

4. Организационная структура Педагогического Кванториума

4.1. Структура Педагогического Кванториума и ее численный состав определяются исходя из характера и объема работ, а также из функциональных задач, возложенных на нее.

4.2. Штатное расписание Педагогического Кванториума разрабатывается вузом и утверждается в установленном порядке ректором вуза (необходимо указать ссылку на приложение к Положению, содержащее штатное расписание/выписку из штатного расписания).

4.3. Педагогический Кванториум возглавляет руководитель, назначение которого осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов вуза, а также Министерства просвещения Российской Федерации.

4.4. В структуре Педагогического Кванториума выделяются штатные единицы, обеспечивающие выполнение следующих функций:

1) Организация функционирования Педагогического Кванториума, в том числе в части соблюдения кадровых, финансовых и технических условий, а также обеспечения выполнения возложенных на Педагогический Кванториум функций и задач, достижения установленных показателей.

2) Взаимодействие с Федеральным оператором, с сетью Педагогических Кванториумов и образовательными организациями, оснащенными современной инфраструктурой в рамках национального проекта "Образование" для достижения целей, задач и показателей, установленных настоящими Рекомендациями, а также организации и участия образовательных проектов для обучающихся педагогических вузов и педагогических работников образовательных организаций.

3) Организация разработки и реализации образовательных программ, формирования содержания дисциплин (модулей), реализуемых на базе Педагогического Кванториума.

4) Планирование образовательных мероприятий и профориентационной деятельности с обучающимися общеобразовательных организаций, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций, ответственными за функционирование профильных педагогических классов.

5) Разработка информационных и учебно-методических материалов для педагогических работников общеобразовательных организаций по формированию естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности обучающихся за счет применения современных педагогических технологий и средств обучения.

6) Организация деятельности по повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций, в том числе оснащенных современной инфраструктурой в рамках национального проекта "Образование", взаимодействие с региональным центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

7) Информационное сопровождение Педагогического Кванториума и техническое обеспечение ресурсов, используемых в рамках образовательной и иной деятельности, подготовка и размещение образовательного контента на официальном сайте, страницах социальных сетей и иных информационных ресурсах вуза.

8) Текущая координация и администрирование процесса функционирования Педагогического Кванториума (организация учебных занятий, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда, коммуникация с посетителями, контроль заполнения учебных помещений и т.д.).

9) Обслуживание оборудования и средств обучения и воспитания, которыми оснащен Педагогический Кванториум, установка необходимого программного обеспечения, обеспечение расходных материалов, устранение технических проблем и пр.

4.5. Финансирование мероприятий по созданию Педагогического Кванториума осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств вуза.

5. Заключительные положения

5.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется путем подготовки проекта положения в новой редакции руководителем Педагогического Кванториума и утверждения его ректором вуза в установленном порядке.

II. Типовое Положение о функционировании
Педагогического Кванториума

1. Общие положения

    1.1.  Настоящее положение о функционировании педагогического технопарка
               (наименование  вуза)
"Кванториум"   --------------------  (далее  -  Педагогический  Кванториум)
определяет порядок и условия функционирования Педагогического Кванториума.
    1.2.  Педагогический  Кванториум  в  своей деятельности руководствуется
законодательством   Российской  Федерации,  нормативными  правовыми  актами
Министерства  просвещения  Российской  Федерации,  Уставом  вуза, решениями
Ученого  совета  вуза,  приказами  и распоряжениями ректора вуза, настоящим
Положением и иными локальными нормативными актами вуза.
                                                          (почтовый адрес с
    1.3.  Месторасположение  Педагогического Кванториума: -----------------
указанием индекса, площадь помещений)
-------------------------------------.

2. Функции Педагогического Кванториума

2.1. Основным направлением деятельности Педагогического Кванториума является обеспечение образовательной деятельности вуза по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования.

2.2. Деятельность Педагогического Кванториума направлена на осуществление следующих функций, обозначенных в подпунктах 2.2.1 - 2.2.3 настоящего Положения.

2.2.1. Функции Педагогического Кванториума, ориентированные на студентов:

1) организация и проведение практических занятий с использованием оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума;

2) квазипедагогическая деятельность (имитация деятельности педагога на уроке, организация исследовательской деятельности (курсовых, выпускных квалификационных работ) и проектная деятельность студентов;

3) разработка студентами исследовательских работ и проектов, моделей, практическое освоение новых технологий, фундаментальных знаний (опыты, эксперименты, практикумы, лабораторные работы);

4) предпрофессиональная подготовка, в том числе мероприятия с участием наставников из различных секторов экономики с реальным опытом работы в профессии;

5) реализация мастер-классов в различных форматах взаимодействия с использованием ресурсов Педагогического Кванториума;

6) организация инновационной деятельности различного уровня, в том числе межфакультетских, ориентированных на разные категории участников (в том числе наставничества);

7) организация практики студентов по педагогическим направлениям, связанным с преподаванием учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, включающая в себя заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве с образовательными организациями, на базе которых созданы детские технопарки "Кванториум", мобильные технопарки "Кванториум", центры "Точка роста", центры "IT-куб";

8) проведение опытно-конструкторских работ по разработке новых методик и методических инструментов в преподавании учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология", "Математика", "Информатика", "Технология" и др.

2.2.1. Функции Педагогического Кванториума, ориентированные на педагогических работников образовательных организаций:

1) повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;

2) организация научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, форумов);

3) разработка диагностических процедур по выявлению трудностей в освоении школьниками учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, а также выявлению и поддержке одаренности у школьников;

4) информирование педагогических работников образовательных организаций о результатах опытно-конструкторских, исследовательских и проектных работ, проводимых на базе Педагогического Кванториума.

2.2.1. Функции Педагогического Кванториума, ориентированные на школьников:

1) сопровождение деятельности профильных педагогических классов общеобразовательных организаций в части учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей;

2) профориентационная работа со школьниками, целевая работа с абитуриентами;

3) практическая подготовка школьников к участию в различных олимпиадах, конкурсах, олимпиадах;

4) организация и проведение для школьников учебных семинаров, конкурсов, дебатов, олимпиад и других мероприятий.

3. Управление Педагогическим Кванториумом

    3.1.  Контроль  за  результативностью  функционирования Педагогического
Кванториума   осуществляет   ректор.   Общее   руководство   Педагогическим
                                                               (должностное
Кванториумом, координацию и контроль деятельности осуществляет ------------
лицо вуза)
----------.

3.2. Непосредственное руководство Педагогическим Кванториумом осуществляет руководитель Педагогического Кванториума, который назначается на должность приказом ректора вуза в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

3.3. На должность руководителя Педагогического Кванториума назначается лицо, имеющее высшее образование, и стаж работы по направлениям деятельности Педагогического Кванториума не менее 3 лет.

3.4. В период отсутствия руководителя Педагогического Кванториума его обязанности исполняет один из сотрудников Педагогического Кванториума, назначаемый приказом ректора вуза.

3.5. Руководитель Педагогического Кванториума:

3.5.1. осуществляет оперативное руководство Педагогическим Кванториумом;

3.5.2. представляет интересы Педагогического Кванториума по доверенности в государственных органах, организациях для реализации целей и задач Педагогического Кванториума;

3.5.3. отчитываться перед руководителем вуза о результатах работы Педагогического Кванториума;

3.5.4. выполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством, уставом вуза, должностной инструкцией и настоящим Положением.

3.5.5. осуществляет расстановку кадров Педагогического Кванториума для выполнения возложенных на него функций и задач;

3.5.6. организует образовательную деятельность в Педагогическом Кванториуме в соответствии с назначением, функциями и задачами Педагогического Кванториума и осуществляет контроль за его реализацией;

3.5.7. обеспечивает организацию и проведение образовательных мероприятий на базе Педагогического Кванториума;

3.5.8. организует формирование и информационное наполнение раздела "Педагогический технопарк "Кванториум" на официальном сайте вуза;

3.5.9. обеспечивает выполнение иных задач и функций, обозначенных в нормативных документах Министерства просвещения Российской Федерации;

3.5.10. обеспечивает иные функции, относящихся к деятельности Педагогического Кванториума и не противоречащие целям и видам деятельности вуза.

4. Делопроизводство Педагогического Кванториума

Делопроизводство Педагогического Кванториума осуществляется в соответствии с Номенклатурой дел вуза и Инструкцией по делопроизводству вуза.

5. Финансирование деятельности Педагогического Кванториума

Финансирование деятельности Педагогического Кванториума осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств вуза.

6. Результаты функционирования Педагогического Кванториума

Контроль результативности мероприятий по функционированию Педагогического Кванториума обеспечивается на основании показателей и индикаторов деятельности Педагогического Кванториума (необходимо указать ссылку на приложение к Положению, содержащее перечень показателей и их значений, сформированный с учетом требований Методических рекомендаций).

7. Взаимодействие с другими подразделениями вуза

Педагогический Кванториум взаимодействует со структурными подразделениями вуза, внешними организациями в рамках различных форм по вопросам деятельности Педагогического Кванториума, если это необходимо для решения задач и функций, возложенных на Педагогический Кванториум, в пределах полномочий, предоставленных Уставом вуза, настоящим Положением и иными локальными актами вуза.

8. Заключительные положения

Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется путем подготовки проекта положения в новой редакции руководителем Педагогического Кванториума и утверждения его ректором вуза в установленном порядке.

Приложение 4
к Методическим рекомендациям

ПОКАЗАТЕЛИ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВАНТОРИУМА

N п/п
Наименование индикатора/показателя
Минимальное значение в год открытия
Минимальное значение в год в последующие годы
1.
Численность обучающихся образовательной организации высшего образования, осваивающих две и более учебные дисциплины и (или) элективные дисциплины с использованием оборудования Педагогического Кванториума (человек в год) <3>
100
500
2.
Численность обучающихся образовательной организации высшего образования, прошедших практику в образовательных организациях, на базе которых созданы детские технопарки "Кванториум", мобильные технопарки "Кванториум", центры "Точка роста", центры "IT-куб"
0
50
3.
Численность педагогических работников иных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации на базе Педагогического Кванториума
0
100
4.
Количество проведенных мероприятий (в том числе дистанционных) по развитию профессиональных компетенций педагогических работников иных образовательных организаций, тематика которых соответствует направлениям деятельности Педагогического Кванториума (единиц в год)
5
10
5.
Численность обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в профориентационных мероприятиях и проектах, организуемых на базе Педагогического Кванториума <4>
50
1500
6.
Количество единиц созданного цифрового контента для педагогических работников образовательных организаций (центров образования "Точка роста", "IT-куб", детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций по вопросам методик, технологий и механизмов применения современного оборудования, средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ общего и дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей), созданного с применением современного оборудования, средств обучения и воспитания Педагогического Кванториума
0
20

--------------------------------

<3> Учитывается постоянный контингент обучающихся педагогического вуза по педагогическим направлениям подготовки.

<4> При подсчете показателя учитываются мероприятия, ориентированные на привлечение абитуриентов к поступлению на педагогические направления подготовки, в том числе организация учебных занятий профильных педагогических классов на базе Педагогического Кванториума.

Приложение 5
к Методическим рекомендациям

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДИЗАЙНУ И ЗОНИРОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КВАНТОРИУМОВ

Педагогический технопарк "Кванториум"
Федеральный проект "Современная школа"
национального проекта "Образование"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ДПО
"Академия Минпросвещения России"
Центр информационно-аналитического и проектного сопровождения национальных проектов

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Содержание
Какие помещения задействует Педагогический Кванториум? ..... 3
Кабинет для проведения занятий технологической направленности. Пример организации пространства ................... 4
Кабинет для проведения занятий естественно-научной направленности. Пример организации пространства ................... 5
Кабинет для записи вебинаров и презентационного контента. Пример организации пространства ................................................. 6
Основные элементы брендирования ............................................... 7
Дополнительные элементы брендирования (опционально) ......... 9
Цветовая палитра. Основной цвет ................................................. 10
Цветовая палитра. Акцентный цвет ............................................... 11
Мебель ............................................................................................... 12
Мебель. Примеры ............................................................................. 13

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Какие помещения задействует Педагогический Кванториум?
Педагогический технопарк "Кванториум" - это многофункциональное образовательное пространство, задействующее помещения высшего учебного заведения для образовательной и сопутствующей деятельности в различных форматах: теоретическая и практическая работа в рамках основного и дополнительного образования, внеучебная деятельность, отдых, мероприятия, дебаты, консультации.
При подборе помещений следует ориентироваться на площади помещений: кабинеты для проведения занятий естественно-научной и технологической направленностей - не менее 40 м2 каждое, кабинет для записи вебинаров и презентационного контента - не менее 20 м2.
В помещениях Педагогического Кванториума должен быть обеспечен бесплатный беспроводной доступ к сети Интернет. В помещении, где размещается станок лазерной резки, желательно установить вентиляционную систему с выводом на улицу, или следует размещать станок в отдельном пространстве. Рабочие места рекомендуется оснащать розетками (для подключения ноутбуков или планшетов к цифровым лабораториям).
Специальное инженерное оснащение (лабораторные вытяжки и мойки) кабинета для проведения занятий естественно-научной направленности реализуется на усмотрение администрации высшего учебного заведения и зависит от предполагаемых образовательных программ.
Помещения Педагогического Кванториума необходимо располагать в пределах одного здания (корпуса). Не допускается размещение помещений на площадях в разных зданиях. Рекомендуется размещать все образовательные пространства Педагогического Кванториума на одном этаже. Рекомендуется задействовать не менее трех помещений:
- кабинет для проведения занятий технологической направленности;
- кабинет для проведения занятий естественно-научной направленности;
- кабинет для записи вебинаров и презентационного контента.

01 ЗОНИРОВАНИЕ
Кабинет для проведения занятий технологической направленности.
Пример организации пространства
Данная картинка является общей концепцией с идеями для реализации. Представленные оборудование и комплектация могут отличаться от ваших.
Рекомендуемая площадь - не менее 40 м2.

01 ЗОНИРОВАНИЕ
Кабинет для проведения занятий естественно-научной направленности.
Пример организации пространства
Данная картинка является общей концепцией с идеями для реализации. Представленные оборудование и комплектация могут отличаться от ваших.
Рекомендуемая площадь - не менее 40 м2.

01 ЗОНИРОВАНИЕ
Кабинет для записи вебинаров и презентационного контента.
Пример организации пространства
Данная картинка является общей концепцией с идеями для реализации. Представленные оборудование и комплектация могут отличаться от ваших.
Рекомендуемая площадь - не менее 20 м2.

02 БРЕНДИРОВАНИЕ
Основные элементы брендирования
Всегда используйте графические файлы из оригинальных макетов - не пытайтесь создавать их самостоятельно. Файлы выдает оператор проекта.
Фирменный знак
Табличка
Внутри учебных помещений размещается один фирменный знак.
Внутри учебных помещений размещается одна табличка.