Утверждаю
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
18 июня 2024 г. N СК-13/07вн

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения.

Психологически благоприятная и безопасная образовательная среда является одним из условий повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

В обществе сформирован запрос на получение участниками образовательных отношений качественной и доступной психолого-педагогической помощи, востребованность которой возросла в условиях современных социальных трансформаций, вызовов и угроз. Возникновение разнообразных проблем в детской популяции, связанных с социокультурными феноменами, поведенческими особенностями, гетерохронностью развития, проявлениями травли в образовательной среде, зависимое и рискованное поведение детей и подростков требуют своевременного выявления и разрешения.

Среди основных угроз безопасности детей выделяются такие как снижение уровня благополучия семей, в которых воспитываются дети, высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смерти или инвалидизации, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение преступлений в отношении детей, распространение информации, представляющей опасность для детей, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", изменение представлений о традиционных духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностях.

К числу основных задач в сфере профилактики преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних, обозначенных в рамках Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358, относятся развитие системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних, профилактика агрессивного поведения детей и их травли, совершенствование механизмов оказания своевременной правовой и психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям), в том числе в случаях нарушения прав и законных интересов детей, обеспечение психологической безопасности детей, переживших кризисные состояния в связи с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера.

Исходя из того, что дети и подростки как наиболее уязвимая категория населения нуждаются в дополнительной психолого-педагогической поддержке и сопровождении в рамках образовательного процесса, представляется необходимым построение целостной, комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - настоящая Концепция) базируется на нормах Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, разработана с учетом указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", федеральных законов, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, в том числе распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р "Об утверждении плана Основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года". Реализация настоящей Концепции способна внести вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309).

В настоящей Концепции также учитываются положения таких стратегических документов, как Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358, и план мероприятий по ее реализации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. N 3233-р; Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р; межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 2 марта 2023 г.; межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 10 апреля 2023 г. N 3838п-П8; приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года.

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы реализации государственной политики в области оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года.

Цель настоящей Концепции - развитие целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи.

Основными задачами настоящей Концепции являются:

разработка единых подходов и стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;

реализация приоритетности задач психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью как важной составляющей их комплексной (ре)абилитации;

разработка и совершенствование организационно-управленческой, нормативной правовой, научно-методической и информационной базы системы оказания психолого-педагогической помощи;

совершенствование системы внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;

обеспечение качества профессиональной подготовки педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

повышение уровня доверия участников образовательных отношений к возможностям психолого-педагогической помощи и повышение престижа профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

Настоящая Концепция основывается на следующих принципах:

приоритет равной доступности качественной психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;

адресность и своевременность оказания профессиональной психологической помощи участникам образовательных отношений;

преемственность деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);

межведомственный и межуровневый подход при построении системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

непрерывность и преемственность профессиональной подготовки кадров с учетом социального запроса и научных достижений;

активная роль педагогов-психологов (психологов в сфере образования) как участников педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной и безопасной образовательной среды;

добровольность получения психолого-педагогической помощи всеми участниками образовательных отношений, возможность отказаться на любом этапе от получения помощи.

Настоящая Концепция является основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в области обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации, в том числе создания региональных (муниципальных) систем психолого-педагогической помощи.

II. Состояние системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования.

В настоящее время система психолого-педагогической помощи направлена на работу с детьми различных возрастных категорий. Наблюдается рост численности детской популяции: так, в 2023 году численность несовершеннолетних от 1 года до 18 лет составила 31 758,6 тыс. человек, из них - 27 163,1 тыс. человек являются обучающимися по различным образовательным программам, и, соответственно, имеют право получать качественную и доступную психолого-педагогическую помощь в рамках образовательной организации, что на 1 375,6 тыс. детей больше по сравнению с 2020 годом, в котором численность несовершеннолетних составила более 30 383,0 тыс. человек. По данным за 2023 год, численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, составила 6 665,0 тыс. человек, обучающихся в общеобразовательных организациях - 17 997,3 тыс. человек, обучающихся в профессиональных образовательных организациях - 2 945,7 тыс. человек.

Потребность в психолого-педагогической помощи может возникнуть на любом этапе обучения и по ряду различных причин, но при этом особое внимание уделяется отдельным уязвимым категориям обучающихся.

В 2023/24 учебном году в образовательных организациях численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью составляет более 1 500,0 тыс. человек, из них:

в дошкольных образовательных организациях воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью из 6 665,0 тыс. детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 592,9 тыс. человек (8,9% от общей численности дошкольников) (по сравнению с 1 января 2023 г. их численность увеличилась на 3,6 тыс. человек (на 0,62 процента). Образование указанной категории обучающихся организовано преимущественно в отдельных группах, дошкольных образовательных организациях (69,5% от численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью). Это связано с тем, что в таких группах, дошкольных организациях, как правило, созданы условия для качественного доступного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе материально-технические и кадровые;

в общеобразовательных организациях получают образование 984,7 тыс. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (5,43% от общей численности школьников); большая часть из них (59,8%) получает образование в инклюзивном формате, в том числе благодаря проведенной коррекционной работе и оказанию психолого-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте;

в профессиональных образовательных организациях получают образование 39,5 тыс. инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (на 4,4% больше, чем в 2022/23 учебном году). На 9,0% увеличился прием на указанные программы лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (в 2023 году - 13,6 тыс. человек, в 2022 году - 12,5 тыс. человек).

Для качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью на всех уровнях общего образования, среднего профессионального образования реализуется комплекс мероприятий психолого-педагогической помощи: от индивидуальных и групповых занятий с педагогом-психологом до коррекционных курсов с его участием.

Определяющими в инвалидизации у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения (26,9%) - 1 ранговое место, болезни нервной системы (22,3%) - 2 ранговое место, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (16,0%) - 3 ранговое место.

По данным Минздрава России, ежегодно медицинская помощь в медицинских организациях оказывается более 6 000 тыс. детей, из них 350,0 тыс. находятся на длительном лечении в медицинских организациях, что требует создания психолого-педагогических условий, нивелирующих неблагоприятные влияния больничной среды, компенсирующих дефицит эмоционально-социальных контактов, а также поддерживающих психофизическое состояние ребенка-пациента. Организация целостной, комплексной системы психолого-педагогической помощи детям, нуждающимся в длительном лечении, создание безопасного пространства взаимодействия и доверия позволяют организовать коррекционно-развивающую деятельность и минимизировать негативные последствия длительного лечения.

В психолого-педагогической помощи также нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе проживающие в приемных семьях. В 2023 году 43,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в семьи (в 2022 году - 47,2 тыс. детей, в 2021 году - 49,2 тыс. детей). Это в том числе дети, переданные на безвозмездную и возмездную формы опеки, дети, находящиеся под предварительной опекой на конец отчетного года, а также дети, возвращенные кровным родителям из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все они находятся в уязвимом положении, могут испытывать трудности в освоении образовательной программы, социальной адаптации, включении в жизнь образовательной организации, нуждаются в постинтернатном психолого-педагогическом сопровождении.

В психолого-педагогической помощи нуждаются обучающиеся, у которых выявлена явная рискогенность социально-психологических условий, формирующих готовность к вовлечению в зависимое поведение. По итогам прохождения социально-психологического тестирования в 2022/23 учебном году, в возрастной группе детей старше 13 лет такие показатели получены у 144,7 тыс. обучающихся общеобразовательных организаций (2,7% от общего количества обучающихся в общеобразовательных организациях), 31,1 тыс. обучающихся профессиональных образовательных организаций (1,63% от общего количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях). В этих случаях деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования) совместно с классными руководителями должна быть направлена на снижение негативных психологических влияний и на формирование ресурсных навыков жизнестойкости личности, осмысленного отказа от вовлечения в зависимое поведение.

По данным МВД России, меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), способствовали сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними на 10,3% (в 2023 году - 27,3 тыс. человек, в 2022 году - 30,5 тыс. человек). Удельный вес подростковой преступности в 2023 году в общей массе расследованных преступлений составил 2,7% (в 2022 году - 2,9 процента). Число несовершеннолетних, принявших участие в совершении уголовно-наказуемых деяний, сократилось в 2023 году на 15,1% (с 26,3 тыс. до 22,3 тыс.) по сравнению с 2022 годом.

Вместе с тем отмечается снижение количества лиц в возрасте до 18 лет, совершивших уголовные посягательства в состоянии алкогольного (в 2023 году - на 19,8%, с 2,9 тыс. до 2,3 тыс.; в 2022 году - на 14,2%, с 3,4 тыс., до 2,9 тыс.) и наркотического опьянения (в 2023 году - на 16,7%, с 72 до 60; в 2022 году - на 13,3%, с 83 до 72), в составе группы лиц по предварительному сговору (в 2023 году - на 19,6%, с 11 тыс. до 8,9 тыс.; в 2022 году - на 11,6%, с 12,5 тыс. до 11 тыс.), а также ранее имевших преступный опыт (в 2023 году - на 19,2%, с 6,4 тыс. до 5,2 тыс.; в 2022 году - на 11,5%, с 7,2 тыс. до 6,4 тыс.).

На фоне позитивных тенденций в динамике подростковой преступности увеличилось на 31,3% число особо тяжких криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних. За последние пять лет это самый высокий показатель, указывающий в том числе (с 2,3 тыс. до 3,0 тыс.) на важность продолжения оказания психолого-педагогической помощи обучающихся с делинквентным поведением, а также тем, кто мог оказаться в соответствующей группе уязвимости.

Особенно в психолого-педагогической помощи, в том числе неотложной, нуждаются несовершеннолетние, имеющие риски аутодеструктивного поведения, а также обучающиеся, в классных коллективах которых произошел суицид/суицидальная попытка.

По данным Минздрава России, меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики в период с 2019 по 2022 год обусловили сокращение числа суицидов у детей в возрасте от 0 до 17 лет на 22,3% (с 372 случаев в 2019 году до 289 случаев в 2022 году), в том числе в возрастных группах от 5 до 9 лет - на 80% (с 5 случаев в 2019 году до 1 случая в 2022 году), с 15 до 17 лет - на 34,4% (с 276 случаев в 2019 году до 181 случая в 2022 году).

Вместе с тем, по данным правоохранительных органов, наблюдается тенденция увеличения численности несовершеннолетних, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. В связи с этим актуальной темой, требующей особого внимания и консолидированных усилий органов и учреждений системы профилактики, является организация профилактической работы, в том числе превентивные меры со стороны педагогов-психологов.

Обучающиеся представленных категорий не только нуждаются в качественной, доступной, своевременной психолого-педагогической помощи, оказанной с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, но и в его поддержке на основе всего комплекса факторов, влияющих на формирование его личности, включая особенности семейного воспитания с учетом традиционных духовно-нравственных ценностей и социокультурной специфики семьи. Оказание адресной психолого-педагогической помощи каждому ребенку включает в себя взаимодействие с его родителями (законными представителями) и педагогами, педагогическими коллективами. Совершенствование организации деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), расширение направлений их профессиональной подготовки и переподготовки будет способствовать более эффективному оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также повышению уровня доверия к деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования).

В период с 2020 по 2023 год численность обучающихся, имеющих иностранное гражданство, и лиц без гражданства, согласно статистике, существенно увеличилась (в 2023/24 учебном году - 236,5 тыс. человек, в 2022/23 учебном году - 238,0 тыс. человек, в 2021/22 учебном году - 172,7 тыс. человек). Обучающиеся данных категорий проходят сложный путь социокультурной интеграции и адаптации, формирования законопослушного поведения, в процессе которого им может потребоваться повышенное внимание педагога-психолога (психолога в сфере образования) и оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Численность обучающихся, проявляющих выдающиеся способности (в частности, ставших участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников), увеличилась по сравнению с 2021 годом (в 2023 году - 132,0 тыс., человек, в 2022 году - 125,3 тыс. человек, в 2021 году - 107,3 тыс. человек). Данная категория обучающихся нуждается в поддержке реализации своих талантов, психолого-педагогической помощи в части совершенствования коммуникативных навыков, развития саморегуляции.

Основными структурными элементами оказания психолого-педагогической помощи являются образовательные организации и педагоги-психологи (психологи в сфере образования), в них работающие. Так, из 38,9 тыс. общеобразовательных организаций 51,7% (20,1 тыс.) обеспечены педагогами-психологами (психологами в сфере образования), при этом в 2023 году таких организаций стало на 3,5% больше. Среди профессиональных образовательных организаций укомплектованы педагогами-психологами (психологами в сфере образования) 57,9 процента. Высшее педагогическое образование в дошкольных образовательных организациях имеют 94,0% педагогов-психологов (психологов в сфере образования), в общеобразовательных организациях - 89,0%, в профессиональных образовательных организациях - 88,0 процента. Кроме того, на территории Российской Федерации действует 385 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В 2023 году на территории 89 субъектов Российской Федерации организована работа 1 432 психолого-медико-педагогических комиссий (в 2022 году - 1 426, в 2021 году - 1 434). Из них территориальных психолого-медико-педагогических комиссий - 1 344 (в 2022 году - 1 343, в 2021 году - 1 351), центральных психолого-медико-педагогических комиссий - 88.

Вместе с тем представленность центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-медико-педагогических комиссий в субъектах Российской Федерации не обеспечивает потребности в оказании своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.

Таким образом, инфраструктура психолого-педагогической помощи распределена неравномерно, имеется существенный дефицит педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях всех уровней образования, требуются усилия по развитию у педагогов-психологов (психологов в сфере образования) профессиональных компетенций, созданию дополнительных условий для расширения их штатной численности в образовательных организациях и повышению престижа профессии.

Структурными элементами управления и координации деятельности системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и среднего профессионального образования являются:

Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования;

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации);

Научно-методический совет по вопросам развития психологической службы;

федеральные ресурсные центры, обеспечивающие и координирующие оказание психолого-педагогической помощи различным целевым группам обучающихся;

главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации;

главные внештатные педагоги-психологи в системах образования субъектов Российской Федерации;

коллегиальные координирующие органы в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие развитие системы психолого-педагогической помощи;

иные организации, осуществляющие функции региональных ресурсных центров по развитию системы психолого-педагогической помощи;

региональные и муниципальные методические объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения.

III. Приоритетные направления в оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования.

Приоритетом в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 309, таких как "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" выступает обеспечение равной доступности качественной психолого-педагогической помощи во всех субъектах Российской Федерации.

Настоящая Концепция определяет следующие целевые группы обучающихся:

дети раннего возраста, имеющие отклонения в развитий и риск их возникновения;

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по нозологиям, в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

обучающиеся с инвалидностью;

обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа;

обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами;

обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности, и одаренные;

обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе с нормативными кризисами взросления;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, проявляющие различные формы отклоняющегося поведения; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

дети ветеранов боевых действий;

дети участников (ветеранов) специальной военной операции.

Среди приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, выделяются следующие:

1. Совершенствование управления деятельностью по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

организацию деятельности коллегиальных органов и федеральных центров, координирующих вопросы развития системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

развитие деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации), в том числе обеспечение реализации направления коррекционной психологии (специальной психологии) в качестве приоритетного;

актуализацию региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, включающих мероприятия, направленные на профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений, в субъектах Российской Федерации;

совершенствование деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

развитие системы межведомственного и межуровневого взаимодействия, в том числе совершенствование преемственности психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

проведение федеральных и региональных мероприятий, включая в том числе Всероссийский конкурс региональных моделей оказания психолого-педагогической помощи в системе образования;

совершенствование индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

организацию деятельности до оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии, риском их возникновения и их семьям на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений;

совершенствование системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, получающим общее образование на дому или в медицинских организациях;

проведение мониторинга эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;

проведение анализа мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений.

2. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

актуализацию профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

разработку нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

подготовку предложений в Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по вопросам проведения психологического консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в целях определения их дальнейшего профессионального выбора;

подготовку нормативного правового акта, регламентирующего закрепление нормативов штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях;

подготовку предложений по мерам укрепления социального статуса педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

3. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

профессиональную подготовку педагогов-психологов (психологов в сфере образования), создание условий для их непрерывного профессионального роста, задающее карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника;

проведение мероприятий, направленных на увеличение штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, учитывая приоритетность кадрового обеспечения образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с целью оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

организацию обучения и развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в области оказания психолого-педагогической помощи (в том числе использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью как основы для профессиональной эффективности в инклюзивной образовательной практике и междисциплинарного взаимодействия с педагогами-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-тьюторами, ассистентами (техническими помощниками), медицинскими работниками в части комплексного сопровождения развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;

организацию обучения педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, в первую очередь обучающимся целевых групп;

организацию обучения педагогических работников по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания допсихологической помощи;

организацию обучения педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений;

разработку системы мероприятий по организации квалифицированной помощи педагогам, в том числе педагогам-психологам (психологам в сфере образования), по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций;

разработку и внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования), для создания условий формирования эффективной системы их поддержки в период адаптации и профессионального становления;

создание условий для взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования) внутри профессионального сообщества с целью совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

проведение конкурсов: профессионального мастерства ("Педагог-психолог"), Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, как инструмента формирования единых подходов и повышения качества психолого-педагогической помощи, профессионального совершенствования, повышения престижа деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

4. Методическое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

разработку и внедрение вариативных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

разработку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся целевых групп, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий), и их родителям (законным представителям);

разработку, адаптацию и стандартизацию психодиагностического инструментария, в том числе электронного, на основе доказательного подхода;

разработку и адаптацию коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных, абилитационных и профилактических программ различной направленности на основе доказательного подхода;

распространение лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;

разработку и реализацию комплекса дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции;

внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

внедрение цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

5. Научное обеспечение системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

научные исследования и разработки в соответствии с актуальными запросами в рамках деятельности ведущих научных и образовательных организаций;

координацию, научно-методическое обеспечение и выполнение регулярных общероссийских популяционных исследований обучающихся в Российской Федерации в интересах совершенствования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

систему внедрения актуальных научно-исследовательских результатов, полученных в первую очередь отечественными научными школами, в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования);

создание пилотных площадок для внедрения научно-исследовательских результатов и разработок в интересах совершенствования системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

6. Информационное обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

организацию информирования участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, а экстренной и кризисной психологической помощи;

проведение информационных кампаний, просветительской работы среди участников образовательных отношений, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;

взаимодействие со средствами массовой информации по освещению мероприятий в рамках психологического просвещения участников образовательных отношений;

создание цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям).

7. Материально-техническое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации, включающее в себя:

разработку примерного перечня рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), обеспечивающего оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в том числе разработку дизайна типовых макетов зоны психологической разгрузки и инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей целевых групп обучающихся;

реализацию исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, комплексного оснащения кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

обеспечение реализации и доступности на базе образовательных организаций, в том числе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, различных форм коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, поддержки и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, включая возможности дистанционного пролонгированного консультирования для семей, проживающих на всей территории Российской Федерации;

развитие цифровой инфраструктуры оказания психологической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации посредством использования телекоммуникационных технологий.

IV. Механизмы и ресурсы реализации настоящей Концепции.

Механизмами реализации настоящей Концепции выступают:

организация проведения мониторинга психологических рисков образовательной среды;

организация проведения мониторинга эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;

организация апробации, адаптации и внедрения в профессиональную практику педагогов-психологов (психологов в сфере образования) единых подходов, стандартов, протоколов и инструментов (психодиагностические методики, коррекционно-развивающие, коррекционно-реабилитационные, абилитационные и профилактические программы) оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп.

Ресурсами реализации настоящей Концепции являются:

ведущие научные организации, образовательные организации, осуществляющие научные исследования и разработки;

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации);

региональные институты развития образования и аналогичные организации, выполняющие функции повышения квалификации педагогических работников в субъектах Российской Федерации;

центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

структурные подразделения организаций, выполняющие функции развития региональной системы психолого-педагогической помощи;

общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" и иные профессиональные общественные объединения, оказывающие содействие развитию практической психологии образования;

социально ориентированные некоммерческие организации в области оказания психолого-педагогической помощи в сфере образования, не являющиеся иностранными агентами.

Источники финансирования реализации основных мероприятий настоящей Концепции:

федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по федеральным проектам "Современная школа", "Цифровая образовательная среда";

бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом задач по реализации настоящей Концепции в рамках исполнения полномочий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

V. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции.

Ожидаемыми результатами реализации настоящей Концепции выступают следующие показатели:

сформирована организационно-управленческая, нормативно-правовая, научно-методическая и информационная система организации оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

обеспечена деятельность региональных систем оказания психолого-педагогической, в том числе экстренной и кризисной, помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, основанных на единых организационно-управленческих, нормативно-правовых научно-методических подходах;

актуализированы и реализованы региональные планы (комплексы мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, включающие мероприятия, направленные на профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений в субъектах Российской Федерации;

разработана модель организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

разработана типовая модель деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предусматривающая создание новых механизмов психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

реализована система мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), привлекаемых к оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

реализована система мероприятий, направленных на поддержку психологического благополучия педагогических работников, в том числе педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

реализован комплекс дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции;

внедрена целевая модель наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

обеспечены качество и доступность психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;

создана цифровая платформа для повышения доступности получения качественной психолого-педагогической помощи участниками образовательных отношений, предназначенная для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям);

снижена численность обучающихся, у которых выявлена высокая и высочайшая вероятность проявлений рискового (в том числе аддиктивного) поведения от общего числа обучающихся, прошедших социально-психологическое тестирование в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

созданы условия для непрерывной профессиональной подготовки и методической поддержки педагогов-психологов (психологов в сфере образования) с охватом не менее 30% педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

поэтапно внедрены научно-исследовательские результаты и разработки в интересах совершенствования системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

VI. Этапы реализации настоящей Концепции.

I этап - до 2025 года:

разработаны и апробированы критерии оценки эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

разработана типовая модель деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, предусматривающая отработку новых механизмов и методов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

осуществлена апробация цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям) не менее чем в 5 субъектах Российской Федерации;

сформирован и ежегодно пополняется федеральный реестр дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

II этап - до 2027 года:

сформированы региональные системы оказания психолого-педагогической, в том числе экстренной и кризисной, помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, основанные на единых организационно-управленческих, нормативно-правовых научно-методических подходах не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации;

обеспечена деятельность сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи во всех 89 субъектах Российской Федерации;

разработана модель организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

разработана модель наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

III этап - до 2030 года:

сформирована организационно-управленческая, нормативно-правовая, научно-методическая и информационная система для организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

созданы условия для развития кадрового потенциала педагогов-психологов (психологов в сфере образования), привлекаемых к оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

создана цифровая платформа, предназначенная для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям).