7.1. Источники финансирования

7.1. Источники финансирования

Источниками финансирования расходов на реализацию мероприятий Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года являются федеральный бюджет, средства коммерческих и общественных организаций и иные внебюджетные средства.

Важными механизмами финансирования разработки новых лекарственных средств на этапе доклинических испытаний и при прохождении первой и второй фаз клинических испытаний должны стать существующие академические учреждения <*>, венчурные фонды и фонды посевного финансирования. Следует также осуществлять финансирование таких проектов в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) <**> и необходимо использовать имеющиеся возможности банков по выделению кредитов, в том числе для перевода отраслевых производств на стандарты GMP, а также стимулировать фармпроизводителей к инвестиционной активности в области разработки новых лекарств, в том числе за счет созданий корпоративных венчурных фондов.

--------------------------------

<*> В том числе в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 233-р.

<**> В том числе в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", утвержденной Правительства РФ от 7 октября 2006 г. N 613.

Общая схема источников финансирования до 2017 - 2018 годов представлена на рисунке 7.1.

Рисунок 7.1. Источники инвестирования в рискованные проекты
разработки новых лекарств

                более 60% - государственная поддержка
           ┌───────────────────────/\────────────────────┐
           │                                             │
──────────\      ┌───┐ ┌─────────┐ ┌────────────┐         /────────────────
  НАУКА    \     │МОН│ │ОАО "РВК"│ │     ГК     │        /    ИНДУСТРИЯ
            \    └───┘ │Посевные │ │"Роснанотех"│       /
             \         │  фонды  │ │ Спец. фонд │      /   ┌──────────────┐
              \        └─────────┘ └────────────┘     /    │  Кредиты ВЭБ │
               \      ┌─────────────┐ ┌─────────┐    /     │на переход GMP│
                \     │  ОАО "РВК"  │ │Индустрия│   /      └──────────────┘
                 \    │Корпоративные│ │и венчур │  /
                  \   │    фонды    │ └─────────┘ /
                   \  └─────────────┘            /
                    \        ┌────────────┐     /
                     \       │Другие формы│    /
                      \      │господдержки│   /
                       \     └────────────┘  /
                        ─────────────────────

На первом этапе запуска "отраслевого инновационного цикла" фарминдустрии потребуется до 75% от всех средств со стороны государственных источников. Государственное финансирование впоследствии будет полностью замещено внебюджетными источниками со стороны фарминдустрии и венчурных фондов на этапе коммерциализации ранее разработанной интеллектуальной собственности (рисунок 7.2). При этом дальнейшее финансирование новых разработок в отрасли будет осуществляться уже за счет внебюджетных источников, так как значительный объем инновационных препаратов в портфелях отечественных производителей позволит им выделять до 15% своего годового оборота на новые разработки, как это принято в развитых странах.

Рисунок 7.2. Источники финансирования НИОКР в области
разработки лекарственных средств на разных этапах
реализации Стратегии