7.1. Источники финансирования
Источниками финансирования расходов на реализацию мероприятий Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года являются федеральный бюджет, средства коммерческих и общественных организаций и иные внебюджетные средства.
Важными механизмами финансирования разработки новых лекарственных средств на этапе доклинических испытаний и при прохождении первой и второй фаз клинических испытаний должны стать существующие академические учреждения <*>, венчурные фонды и фонды посевного финансирования. Следует также осуществлять финансирование таких проектов в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) <**> и необходимо использовать имеющиеся возможности банков по выделению кредитов, в том числе для перевода отраслевых производств на стандарты GMP, а также стимулировать фармпроизводителей к инвестиционной активности в области разработки новых лекарств, в том числе за счет созданий корпоративных венчурных фондов.
--------------------------------
<*> В том числе в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 233-р.
<**> В том числе в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", утвержденной Правительства РФ от 7 октября 2006 г. N 613.
Общая схема источников финансирования до 2017 - 2018 годов представлена на рисунке 7.1.
Рисунок 7.1. Источники инвестирования в рискованные проекты
разработки новых лекарств
более 60% - государственная поддержка ┌───────────────────────/\────────────────────┐ │ │ ──────────\ ┌───┐ ┌─────────┐ ┌────────────┐ /──────────────── НАУКА \ │МОН│ │ОАО "РВК"│ │ ГК │ / ИНДУСТРИЯ \ └───┘ │Посевные │ │"Роснанотех"│ / \ │ фонды │ │ Спец. фонд │ / ┌──────────────┐ \ └─────────┘ └────────────┘ / │ Кредиты ВЭБ │ \ ┌─────────────┐ ┌─────────┐ / │на переход GMP│ \ │ ОАО "РВК" │ │Индустрия│ / └──────────────┘ \ │Корпоративные│ │и венчур │ / \ │ фонды │ └─────────┘ / \ └─────────────┘ / \ ┌────────────┐ / \ │Другие формы│ / \ │господдержки│ / \ └────────────┘ / ─────────────────────
На первом этапе запуска "отраслевого инновационного цикла" фарминдустрии потребуется до 75% от всех средств со стороны государственных источников. Государственное финансирование впоследствии будет полностью замещено внебюджетными источниками со стороны фарминдустрии и венчурных фондов на этапе коммерциализации ранее разработанной интеллектуальной собственности (рисунок 7.2). При этом дальнейшее финансирование новых разработок в отрасли будет осуществляться уже за счет внебюджетных источников, так как значительный объем инновационных препаратов в портфелях отечественных производителей позволит им выделять до 15% своего годового оборота на новые разработки, как это принято в развитых странах.
Рисунок 7.2. Источники финансирования НИОКР в области
разработки лекарственных средств на разных этапах
реализации Стратегии