4. Альтернативные сценарии развития

4. Альтернативные сценарии развития

В рамках Стратегии рассматриваются и моделируются два сценария развития фармацевтической отрасли - инерционный и инновационный. Исходные показатели для макроэкономического моделирования взяты из утвержденной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Во внимание принято влияние международного финансово-экономического кризиса. В ближнесрочной перспективе реакция на кризисные явления ставит вопрос о повышении эффективности государственных расходов на здравоохранение и лекарственное обеспечение, в том числе в части переориентации государственных закупок на продукцию отечественных производителей. Возможно значительное уменьшение коммерческого сектора в долларовом эквиваленте (и увеличение в рублевом) за счет ослабления рубля и высокой доли продукции импортных производителей. Однако следует учесть, что лекарственные средства являются товарами неэластичного спроса, в связи с чем прогнозируется их стабильное потребление даже с учетом уменьшения доходов населения (см. рис. 4.1).

Рисунок 4.1. Прогноз потребления лекарственных препаратов
на душу населения

4.1. Инерционный сценарий

Инерционный сценарий соответствует пассивной стратегии государства по отношению к фармацевтической отрасли. Данный сценарий является прогнозом развития отрасли без учета государственных инвестиций и увеличения государственных закупок продукции отечественных производителей и базируется на предположении об активном развитии деятельности международных фармацевтических компаний на рынке РФ. Объем рынка и его структура при инерционном сценарии развития до кризиса и с учетом последствий кризиса отражены на рисунках 4.2 - 4.3.

Рисунок 4.2. Прогноз развития фармацевтического рынка РФ
в случае инерционного сценария

Рисунок 4.3. Доли рынка отечественных и зарубежных
лекарственных средств в случае инерционного сценария
(в денежном выражении)

Основываясь на долгосрочных прогнозах роста ВВП РФ и доходов населения, можно прогнозировать, что объем российского рынка лекарственных средств, несмотря на инерционный сценарий развития и замедление темпов роста в ближайшие три года, к 2020 году увеличится более чем в 2,5 раза, существенно повысится доля препаратов доказательной медицины, инновационных препаратов и высококачественных дженериков. Однако следует отметить, что указанный рост будет происходить в основном за счет импорта, а доля низкорентабельной, дешевой и менее эффективной отечественной продукции будет неуклонно снижаться. В случае инерционного сценария развития потребность в оригинальных ЛС будет покрыта на 100% за счет импорта. В целом можно констатировать, что доля импорта лекарственных препаратов составит более 85% от общего количества потребляемых лекарственных препаратов (рисунок 4.3). Локальное фармацевтическое производство и связанная с ним прикладная наука практически прекратят свое существование.

4.2. Инновационный сценарий

Инвестиционная модель соответствует умеренному участию государства в развитии и стимулировании фармацевтической отрасли, базируется, в том числе, на осуществлении регуляторных мероприятий по локализации производства современных дженериковых и инновационных препаратов на территории РФ и стимулировании лицензионного производства препаратов, не имеющих дженериковых аналогов и доказавших свою клиническую эффективность. Эта модель развития отечественной фармацевтической промышленности приведет к увеличению доли и конкурентоспособности локальной продукции на внутреннем рынке, но не приведет к созданию собственных прорывных технологий и продуктов, обладающих значительным экспортным потенциалом.

Инновационная модель развития отрасли возможна при условии, что государство возьмет на себя основную нагрузку по запуску инновационного цикла в отрасли с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств индустрии. Залогом успеха реализации данной модели является:

- решение кадрового вопроса;

- создание рынка инновационных проектов (слоя малых инновационных предприятий между наукой и производством);

- масштабный рост государственных и частных инвестиций в ориентированные на импортозамещение НИР и НИОКР;

- масштабная технологическая модернизация и развитие производства в соответствии с международными стандартами;

- возрастание инновационной активности индустрии;

- использование зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала путем привлечения прямых иностранных инвестиций в производство и разработку лекарственных средств.

Основные количественные оценки объемов рынка и его структуры по патентному статусу приведены на рисунках 4.4 - 4.5.

Рис. 4.4. Прогноз развития фармацевтического рынка РФ
в случае инновационного сценария

Рис. 4.5. Доля рынка отечественных и зарубежных
лекарственных средств в случае инновационного сценария

4.3. Выбор способа решения проблемы и ожидаемый результат реализации Стратегии

Инерционный сценарий приведет уже в 2011 - 2012 годах к стагнации российского фармацевтического производства, вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, углублению производственно-технологического и научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала и полной потере лекарственной независимости. Очевидно, что такой сценарий является неприемлемым для российского государства и промышленности, особенно в свете заметного опережающего роста российского рынка лекарственных препаратов.

Инвестиционная модель позволит в кратчайшие сроки локализовать производство лекарственных препаратов на территории РФ, привлечь инвестиции в модернизацию существующих производственных активов и строительство новых предприятий. Результатом такой модели развития станет преобладание локального производителя в секторе качественных дженериков и небольшая доля (до 10 - 20%) в секторе инновационных препаратов. Однако потенциал развития отрасли по данной модели будет исчерпан ориентировочно к 2017 году и потребуется собственная инновационная продукция, создание которой может занять до 7 - 10 лет.

Инновационная модель позволит инициировать в России разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Новый импульс к развитию получит российская прикладная наука и инженерия.

Оптимальной стратегией для решения поставленных задач представляется реализация Инновационного сценария развития отрасли:

- на первом этапе будут реализованы мероприятия "Инвестиционной модели" с параллельным запуском отраслевого инновационного цикла (рисунки 4.6 - 4.7);

- это позволит на втором этапе масштабно локализовать высокотехнологическое производство и разработку;

- что даст возможность на третьем этапе, когда будет исчерпан потенциал развития за счет инвестиционной модели, перейти на инновационную модель развития отрасли, внедряя разработанный к тому моменту портфель собственной инновационной продукции.

Рисунок 4.6. Дорожная карта развития фармацевтической
промышленности до 2020 года

Необходимо отметить, что мировой кризис может отложить запуск инновационного цикла со стороны государства на несколько лет, однако эти инвестиционные потери могут частично быть компенсированы за счет более активного привлечения лицензий на незавершенные западные разработки, а также за счет более быстрого наращивания финансовых ресурсов отечественной индустрией в силу ускоренной кризисом локализации производств.

Рисунок 4.7. Основные группы мероприятий
для реализации Стратегии

      2008                       2012                           2017  2020
                                   │                              │    │
┌──────┬───────────────────────────┼──┐                           │    │
│Группа│┌─────────────────────────┐│  │                           │    │
│меро- ││I.1. Размещение высоко-  ││  │                           │    │
│прия- ││технологичных производств>│  >                           │    │
│тий   ││на территории РФ         ││  │                           │    │
│N 1   │└─────────────────────────┘│  │                           │    │
└──────┼───────────────────────────┼──┘                           │    │
       │                           │                              │    │
┌──────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼──┐ │
│      │┌────────────────────────────────────────────────────────┐│  │ │
│      ││II.1. "Дженериковое" импортозамещение                   >│  │ │
│Группа│└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘│  │ │
│меро- │┌──────────────────────────┴─────────────────────────────┐│  │ │
│прия- ││II.2. Покупка лицензий                                  >│  > │
│тий   │└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘│  │ │
│N 2   │┌──────────────────────────┴─────────────────────────────┐│  │ │
│      ││II.3. Обеспечение национальной лекарственной            >│  │ │
│      ││независимости                                           ││  │ │
│      │└──────────────────────────┬─────────────────────────────┘│  │ │
└──────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼──┘ │
       │                           │                              │    │
       │                           │                              │    │
┌──────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼──┐
│      │┌──────────────────────────┴──────────────────────────────┴───┐│  │
│Группа││III.1. Разработка инновационных препаратов, аналогов,        >│  │
│меро- ││находящихся под патентом                                     ││  │
│прия- │└──────────────────────────┬──────────────────────────────┬───┘│  >
│тий   │┌──────────────────────────┴──────────────────────────────┴───┐│  │
│N 3   ││III.2. Разработка инновационных препаратов, не имеющих       >│  │
│      ││аналогов                                                     ││  │
│      │└──────────────────────────┬──────────────────────────────┬───┘│  │
└──────┼───────────────────────────┼──────────────────────────────┼────┼──┘