6.2. Источники финансирования реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

6.2. Источники финансирования реализации Стратегии
развития автомобильной промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года

Реализация мероприятий Стратегии предполагает множественность и комплексность привлеченных источников их финансирования, основанных на реализации частно-государственного партнерства:

1) средства федерального бюджета (в части предоставления государственных гарантий, в среднесрочной перспективе субсидирования на уменьшение процентных ставок, а также прямых инвестиций в проведение НИОКР. Кроме того, учитывая значительную степень закредитованности предприятий российской автомобильной промышленности и невозможность использования собственных средств, необходимым условием реализации инвестиционных проектов на первом этапе является использование заемных средств и других источников финансирования, в том числе, с предоставлением государственных гарантий под выдаваемые кредиты;

2) средства бюджетов субъектов Российской Федерации (в части средств, направленных на создание и развитие кластерных инициатив);

3) собственные и привлеченные средства автопроизводителей;

4) средства коммерческих организаций и иные внебюджетные источники в основе своей представленными инструментами проектного финансирования на срок не менее 10 - 15 лет по льготной ставке;

5) средства банков с государственным участием (Сбербанк России, Внешэкономбанк) по выделению кредитных линий, в том числе, для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, направленных на создание новых и технологическую модернизацию действующих производственных мощностей, подготовки к постановке на производство инновационных продуктов, а также стимулировать автопроизводителей к инвестиционной активности в области разработки новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов, в том числе, за счет создания внебюджетных фондов научно-технологического развития.

Для реализации Стратегии определен ряд инструментов, позволяющих эффективно контролировать риски и методы использования выделенных средств.

Для инвестиций в создание новых и модернизацию существующих производственных мощностей предлагаются следующие источники:

- предоставление долгосрочного финансирования (до 10 лет) с одновременным субсидированием кредитных ставок в среднесрочном периоде для технического перевооружения и нового строительства;

- софинансирование государством строительства на ограниченно выбранных территориях инфраструктуры и инженерных объектов, в т.ч. технопарков и индустриальных зон (за счет федерального, регионального и местного бюджетов);

- средства, аккумулированные за счет сокращения издержек производства, вызванного снижением ввозных таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования;

- государственные гарантии по поддержке проектов инновационного характера.

Также целесообразно рассмотреть участие государства в покупке активов за рубежом, при условии наличия мотивированного предложения и экономической целесообразности.

Для инвестиций в НИОКР предлагаются следующие источники:

- государственное финансирование части инновационных НИОКР;

- средства, аккумулированные за счет сокращения издержек производства, вызванного снижением ввозных таможенных пошлин на отдельные виды исследовательского и технологического оборудования.

Взаимосвязь направлений и источников финансирования представлена в таблице 11.

Таблица 12 - Источники и направления финансирования
мероприятий Стратегии развития автомобильной промышленности
Российской Федерации на период до 2020 года

Средства федерального бюджета
Средства региональных и муниципальных бюджетов
Собственные и заемные средства предприятий и организаций
Средства фондов поддержки научной и научно-технической деятельности
Средства государственных институтов развития
Разработка и реализация мер государственного тарифного и нетарифного регулирования, направленных на стимулирование роста рынков автомобильной техники в различных сегментах
X
Разработка и реализация мер по поддержке кластерных инициатив, направленных на стимулирование локализации производства автомобильных компонентов
X
X
X
Разработка и реализация мер по кадровому обеспечению автомобилестроения;
X
X
X
X
Разработка и реализация инновационных и инвестиционных проектов по созданию и техническому перевооружению производства автотранспортных средств;
X
X
X
X
X
Проведение НИОКР по приоритетным направлениям развития техники и технологий автомобилестроения
X
X
X
X