3.6. Кадровая политика и кадровое обеспечение отрасли

3.6. Кадровая политика и кадровое обеспечение отрасли

Среднесписочная численность (далее - ССЧР) (эффективная занятость) работников в автомобильной промышленности в кризисный период с 2008 по 2010 год сократилась на 135400 чел. (28%) и до настоящего времени практически не восстановилась, остановившись на уровне 360 тыс. человек (рисунок 27). При этом наиболее значительный спад занятости (на 40% в период с 2008 по 2010 год) произошел в подотрасли производства автомобильных компонентов (частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей).

Рисунок 28 - Динамика среднесписочной численности
работников, занятых в автомобильной промышленности

Сокращение числа занятых было обусловлено не столько сокращением производства, но в большей степени активной реструктуризацией организаций автомобильного производства (выводом непрофильных активов, вспомогательных и заготовительных производств на аутсорсинг), а также переводом отдельных категорий персонала на работу по договорам гражданско-правового характера. Поэтому увеличение занятости в автомобильной промышленности в условиях технического перевооружения и реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях возможно лишь за счет создания новых производств, прежде всего, за счет реализации проектов по локализации производства автомобильных компонентов.

Текущая ситуация в области кадрового обеспечения автомобильной промышленности такова, что предложение на рынке труда не соответствует в полной мере спросу на компетенции предприятий-автопроизводителей. Это выражается, в том числе, в неравномерном распределении трудовых ресурсов в регионах размещения автопроизводителей и в отсутствии практических механизмов регулирования рынков труда, программ целевой подготовки, недостатке персонала при значительных изменениях объемов производства. Кроме того, автомобильная промышленность, в отличие от сферы торговли автотранспортными средствами, в целом отстает по средней заработной плате работников от общероссийского тренда. Конкурентоспособность автомобилестроения по размерам оплаты труда проявляется только на уровне регионов размещения. Аутсайдером в автомобилестроении по уровню оплаты труда являются предприятия по производству кузовов, прицепов и полуприцепов (71,8% от среднего по России) и производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей (72,3%).

Одновременно, при значительном выпуске системой профессионального образования специалистов, потребность в персонале остается неудовлетворенной, и для решения проблемы по привлечению квалифицированных специалистов производители вынуждены нести затраты, связанные с дополнительной подготовкой и переподготовкой персонала.

Вызовы современного развития технологий и производства потребуют привлечения в отрасль новых компетенций. Для удовлетворения системой профессионального образования потребностей работодателей в актуальных компетенциях необходима система определения таких потребностей и их объема, основанная на технико-технологическом прогнозировании развития автомобильной отрасли и оценке рыночного потенциала. Кроме того, необходима государственная поддержка подготовки инженерно-технического персонала, занятого проектированием и подготовкой производства новых моделей автомобилей, а также повышения квалификации работников для обеспечения действующего производства, в том числе в рамках реализации "Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы", предлагающая порядка 400 курсов, реализуемая на основе государственно-частного партнерства.

Также, в связи с совершенствованием и введением новых форм управления бизнес-процессами на производстве, на предприятиях автомобилестроения существует выраженная потребность в формировании и развитии системы непрерывного образования, в том числе и на основе эффективного обмена опытом между компаниями, их партнерами и системой профессиональной подготовки.

На сегодняшний день наиболее востребованными в автопроме являются высококвалифицированные специалисты и менеджеры в областях логистики и управления цепочками поставок, управленческие финансовые контролеры, специалисты по оптимизации финансовых показателей, специалисты по обучению, менеджеры проектов и других компетенций, формирование которых в настоящее время возможно осуществить в рамках системы дополнительного образования. При этом особого внимания с точки зрения повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий автомобилестроения (особенно предприятий по производству автомобильных компонентов различного уровня агрегации) заслуживает вопрос компетентности персонала в области создания и практической реализации систем менеджмента качества (далее - СМК) в соответствии с международными стандартами, принятыми в машиностроении/автомобилестроении (ИСО 9001, ИСО 16949, ИСО 19011).