3.3.1. Анализ текущих положений технического регулирования в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе

3.3.1. Анализ текущих положений технического регулирования
в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе

В рамках договоренностей, достигнутых в результате присоединения к ВТО, Россия взяла на себя обязательства по снижению таможенных пошлин на импортируемую автомобильную технику. Кроме того, больше внимания стало уделяться нетарифным мерам регулирования внутреннего рынка, а именно техническому регулированию, обеспечивающему выпуск в обращение на территории России автотранспортных средств, соответствующих современным требованиям безопасности. Одновременно формирование Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации практически ликвидировало внутренние границы между ними и перенесло таможенное оформление продукции из третьих стран на внешние границы Союза.

Техническое регулирование в отношении безопасности автомобильной техники, в том числе ранее эксплуатировавшейся за пределами Российской Федерации, реализуется посредством национальных технических регламентов "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ" (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 12 октября 2005 г. N 609) и "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720).

В первом техническом регламенте предусматривался постепенный переход к соблюдению международных норм в отношении выбросов вредных веществ, что способствовало существенному снижению экологической нагрузки на окружающую среду. В частности, было установлено, что с 1 января 2010 г. для новых типов транспортных средств и для всех впервые выпускаемых в обращение на территории России ранее находившихся в эксплуатации автомобилей и автобусов вступили в силу требования экологического класса 4 (Евро-4), а с 1 января 2014 г. вступают в силу нормы экологического класса 5 (Евро-5) для новых типов грузовых автомобилей и автобусов с дизелями и газовыми двигателями.

Несмотря на определенный прогресс в области защиты окружающей среды, который сумел обеспечить указанный регламент, по-прежнему сохраняется существенное отставание России от стран Европы, поскольку в ЕС с 2013 года вступили в действие нормы Евро-6 для новых типов грузовых автомобилей и автобусов, а с сентября 2014 года предусмотрено введение норм Евро-6 для новых типов легковых автомобилей.

Подразделение в техническом регламенте автотранспортных средств на экологические классы позволяет в дальнейшем разработать порядок взимания дифференцированной платы за загрязнение, наносимое окружающей среде автомобилем с учетом его экологического класса и создаст предпосылки для экономического стимулирования производства и эксплуатации новых типов и модификаций автотранспортных средств с современными техническими показателями, что подтверждено зарубежным опытом.

Разработанная концепция обеспечения комплексной безопасности автотранспортных средств была реализована в техническом регламенте "О безопасности колесных транспортных средств", нормативной базой которого являются Правила Организации Объединенных Наций (далее - ООН) как международные нормативные документы, применение которых в России предусмотрено ее участием в Женевском соглашении 1958 года. Кроме требований Правил ООН, в техническом регламенте также установлены нормы, отражающие специфические дорожно-климатические условия в Российской Федерации, что является, в определенной степени, защитной мерой, препятствующей бесконтрольному импорту в Россию любой автомобильной техники, не соответствующей этим нормам. Новым по отношению к ранее действовавшим нормативным документам является оценка соответствия единичных транспортных средств при выпуске в обращение, в том числе импортируемых в Россию.

Принятая концепция технического регулирования в области колесных транспортных средств в России оказалась востребованной и в Таможенном союзе. 9 декабря 2011 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), основу которого составили российские одноименный регламент и ранее упомянутый технический регламент об ограничении выбросов вредных веществ. В январе 2013 года в названный технический регламент Таможенного союза были внесены изменения, предусматривающие поэтапное оснащение транспортных средств различных категорий системами экстренного реагирования при авариях на основе приема сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем "ЭРА-ГЛОНАСС". Ввиду того, что в странах Европейского союза разрабатывается аналогичный системе "ЭРА-ГЛОНАСС" проект eCall, с целью максимальной гармонизации двух систем делегация России в рабочих органах Европейской экономической комиссии ООН выступила с предложением о разработке международных Правил ООН по данному вопросу.