Глава II. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОДРОМОВ

Глава II. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОДРОМОВ

Элементы вертодромов и их общие характеристики

5. В общем случае, вертодром включает летное поле и служебно-техническую застройку.

На летном поле вертодрома в зависимости от решаемых задач располагаются: летная полоса, рулежные дорожки, места стоянки вертолетов, разлетные площадки, площадки для опробования двигателей, площадки для осмотра бортового оружия, специальные площадки и технические позиции для наземного обслуживания вертолетов, девиационные площадки, а также пункты управления, средства связи и радиосветотехнического обеспечения полетов.

6. Специально подготовленная часть вертодрома, предназначенная для обеспечения взлета и посадки вертолетов, которая включает взлетно-посадочную полосу (полосы), боковые и концевые полосы безопасности, если таковые имеются (далее - летная полоса) должна располагаться на участке летного поля с наиболее благоприятными гидрогеологическими условиями и рельефом местности и быть сориентированной в направлении свободных воздушных подходов с учетом обеспечения наибольшей ветровой загрузки.

7. Концевые и/или боковые полосы безопасности могут отсутствовать при условии, если фактические размеры ИВПП превышают указанные в пункте 22 на размеры КПБ и/или БПБ.

8. Полосы безопасности должны быть подготовлены таким образом, чтобы в случае выкатывания вертолета за пределы ВПП полоса безопасности могла выдержать нагрузку, создаваемую вертолетом, для которого она предназначена, не вызывая повреждения его конструкции.

9. Рулежная дорожка должна позволять осуществление движения вертолета по земле за счет его собственной тяги и выдерживать нагрузки от движения вертолетов, для обслуживания которых она рассчитана.

10. На вертодроме могут быть оборудованы воздушные РД и маршруты руления по воздуху <*> (далее - МРВ). Земная поверхность под воздушной РД должна быть пригодна для аварийной посадки и способной противостоять воздействию струи несущего винта.

--------------------------------

<*> Здесь и далее, если не оговорено особо, маршрут руления по воздуху - определенная трасса, предназначенная для осуществления движения вертолета по воздуху на высоте не выше 30 м над уровнем земли и с путевой скоростью, превышающей 37 км/ч.

МРВ выбираются таким образом, чтобы они позволяли выполнить посадку в режиме авторотации или с одним неработающим двигателем без ущерба людям и имуществу, находящимся на поверхности. Углы поворота осей маршрута должны быть не более 120°, а радиусы разворотов - более 270 м.

11. Минимальные безопасные расстояния между рулежными дорожками в величинах, кратных наибольшей габаритной ширине вертолета с вращающимся винтом (Шмакс) должны составлять:

между наземными РД - 2 Шмакс (между кромками);

между наземной РД и ВРД - 4 Шмакс (между осевыми линиями);

между двумя ВРД - 4 Шмакс (между осевыми линиями);

между ВРД и объектом - 1,5 Шмакс (от осевой линии до объекта);

между ВРД и стоянкой вертолета - 4 Шмакс (от осевой линии до кромки).

12. Сооружения служебно-технической застройки располагаются с учетом поверхностей ограничения препятствий <*>.

--------------------------------

<*> Здесь и далее, если не оговорено особо, препятствия - это все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или части их, которые размещены в зоне, предназначенной для движения воздушных судов по поверхности, или которые возвышаются над определенной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушных судов в полете.

13. Расположение элементов вертодрома и отдельных групп сооружений должно обеспечивать:

возможность выполнения полетов на вертодроме;

безопасность при взлете, посадке, рулении, наземного опробования силовых установок и стоянке вертолетов;

возможность создания надежной охраны;

минимальную протяженность дорог и инженерных сетей, а также минимальные затраты по освоению земельных участков;

возможность перспективного расширения.

В общем случае минимально допустимые расстояния между объектами вертодрома не должны быть менее указанных на рис. 1.

Приведенные на рис. 1 расстояния при базировании на вертодроме вертолетов разного типа принимаются по геометрическим размерам большего из них.

Допускается оборудование вертодрома объектами под конкретный тип вертолета.

14. МС вертолетов должны соответствовать типам вертолетов, базирующимся на данном вертодроме и, по возможности, предусматривать базирование и других (более тяжелых) вертолетов.

МС вертолетов должны располагаться вне зон воздушных подходов к вертодрому. МС допускается располагать в зонах воздушных подходов направлений, имеющих наименьшую ветровую загрузку.

Продольная ось индивидуального МС должна, как правило, совпадать с направлением господствующих ветров.

Минимально допустимые расстояния между МС и другими элементами летного поля и сооружениями приведены на рис. 1.

Допускается использование МС в качестве площадки для опробования силовых установок, а также оборудование МС вертолетов электроколонками промышленного тока для подключения табельных преобразовательных агрегатов, обеспечивающих подачу электроэнергии на борт вертолета, а также якорными креплениями (особенно для легких вертолетов) на случай швартовки при сильном ветре.

15. Количество площадок для опробования силовых установок определяется в зависимости от потребности в них летно-испытательного подразделения.

Конструкция и размеры площадки должны обеспечивать возможность опробования силовых установок определенных типов вертолетов.

Допускается оборудование площадок для опробования силовых установок электроколонками промышленного тока.

Рекомендуется якорные крепления на площадке располагать таким образом, чтобы обеспечивать возможность установки вертолетов в двух взаимно противоположных направлениях.

Условные обозначения:
1 - МС; 2 - площадка для опробования двигателей;
3 - разлетная площадка; 4 - служебная застройка; 5 - РД;
D - диаметр несущего винта вертолета расчетного типа
одновинтовой или соосной схемы.

Рис. 1. Минимально допустимые расстояния
между объектами вертодрома

Расчет анкерных устройств основных якорей должен быть произведен на разрушающую нагрузку, которая в 2,5 раза больше максимального взлетного веса вертолета, а анкерных устройств носовых (хвостовых) якорей - на 0,4 от этой разрушающей нагрузки или по данным разработчика вертолета.

Площадки для опробования силовых установок должны быть удалены от границы летной полосы на расстояние не менее 70 м.

16. Расположение разлетных площадок <§> (при их наличии), должно обеспечивать:

--------------------------------

<§> Здесь и далее, если не оговорено особо, разлетная площадка - это подготовленный участок вертодрома, предназначенный для обеспечения взлета и посадки вертолетов в случаях, когда основная ВПП занята.

наибольшее число направлений со свободными воздушными подходами;

наименьшую длину руления вертолетов в районе мест стоянки.

17. В направлении взлета и посадки на расстоянии 100 м от разлетной площадки в полосе, ширина которой равна двум диаметрам несущего винта вертолета расчетного типа, грунтовая поверхность должна отвечать требованиям, предъявляемым к поверхности рабочей площади летной полосы. Далее на расстоянии 300 м высота естественных возвышенностей и искусственных сооружений ограничивается условной плоскостью, имеющей уклон 1/15. Этот участок в плане может быть криволинейным с радиусом не менее 300 м.

В направлении, перпендикулярном траектории взлета и посадки, на расстоянии до 200 м высота естественных возвышенностей и искусственных сооружений вблизи разлетной площадки ограничивается условной плоскостью с уклоном 1/10.

Размеры и планировка разлетных площадок, их удаление от других сооружений и объектов вертодрома должны отвечать требованиям, предъявляемым к площадкам для опробования силовых установок.

18. Количество специальных площадок и технических позиций для наземного обслуживания вертолетов определяется в зависимости от потребности в них летно-испытательного подразделения.

Специальные площадки и технические позиции для наземного обслуживания вертолетов, как правило, должны располагаться у магистральной РД со стороны служебно-технической застройки.

По размерам и планировке специальные площадки и технические позиции для наземного обслуживания вертолетов должны отвечать требованиям, предъявляемым к индивидуальным местам стоянки вертолетов.

Допускается оборудование специальных площадок и технических позиций для наземного обслуживания вертолетов централизованной заправкой топливом и электроколонками из условия, что одновременно может производиться запуск и проверка бортовой аппаратуры не менее чем двух вертолетов на соседних площадках.

19. Площадки для осмотра бортового оружия вертолетов после боевого применения устраиваются у участков магистральной РД, на удалении не менее 100 м от границ летной полосы.

Размеры и планировка площадок для осмотра бортового оружия должны отвечать требованиям, предъявляемым к индивидуальным МС. За площадкой на удалении 25 - 30 м от ее кромки устраивается пулеулавливающий вал длиной 20 м и высотой не менее 2,5 м относительно отметки кромки покрытия площадки.

20. Для обеспечения требований по авиационной безопасности вертодром должен иметь ограждение по всему периметру с отделением от производственной зоны с установленным контрольно-пропускным режимом.

Геометрические характеристики элементов вертодромов

21. Размеры ИВПП вертодрома в зависимости от типа базирующихся на нем вертолетов должны составлять не менее: 450 x 40 м - для тяжелых и средних вертолетов, и 200 x 24 м для легких вертолетов.

22. Длина концевых полос безопасности (КПБ) должна быть не менее - 25 м в обе стороны ВПП. Ширина КПБ должна быть не менее ширины ВПП.

С каждой стороны ИВПП должны быть предусмотрены боковые полосы безопасности (БПБ). Ширина БПБ должна быть не менее 10 м.

Продольные и поперечные уклоны грунтовой летной полосы не должны превышать 0,025, а ИВПП - 0,015.

23. Ширина рулежных дорожек (РД) должна быть не менее:

14 м магистральных и 12 м соединительных РД <*> - для тяжелых и средних вертолетов;

--------------------------------

<*> Соединяет ВПП и магистральную РД или технические зоны между собой или магистральной РД при ее наличии.

12 м магистральных и 8 м соединительных - для легких вертолетов.

Максимальные продольные уклоны РД должны быть не более 0,03, а поперечные - 0,02.

Ширина воздушной РД должна быть не менее 2,0 значений наибольшей колеи шасси по внешним авиашинам. Ширина наземного маршрута для руления по воздуху должна быть не менее 2,0 D вертолета.

Ширина маршрута руления по воздуху должна быть не менее 7,0 D, если маршрут предназначен только для дневных маршрутов, 10,0 D - для ночных маршрутов (где D - диаметр несущего винта вертолета).

Уклоны наземной поверхности воздушной РД не должны превышать ограничения уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолета, но не более: продольный уклон - 7%, поперечный уклон - 10%.

24. Максимально допустимые продольные и поперечные уклоны МС вертолетов, площадок для опробования двигателей, специальных площадок и технических позиций для наземного обслуживания вертолетов, должны быть не более 0,02.

Рекомендуемые размеры и конфигурация МС приведены на рис. 2.

Рекомендуемые размеры и типовая конфигурация площадок опробования силовых установок и девиационных площадок приведены на рис. 3, 4.

В местах изменения уклонов поверхности (изломах) абсолютная величина алгебраической разности уклонов смежных участков должна быть не более:

на грунтовой ЛП - 0,01 (при радиусе кривизны r = 4000 м);

на ИВПП в продольном направлении - 0,007 (при r = 6000 м);

на РД, МС и спецплощадках - 0,013 (при r = 3000 м).

25. Вдоль боковых кромок искусственных покрытий РД, МС и других площадок должны быть грунтовые обочины шириной не менее 10 м.

Рис. 2. Рекомендуемые размеры и конфигурация мест стоянки
тяжелых и средних (легких) вертолетов (м)

Рис. 3. Рекомендуемые размеры и конфигурация мест
опробования силовых установок и девиационных площадок
легких вертолетов

Рис. 4. Рекомендуемые размеры и конфигурация мест
опробования силовых установок и девиационных площадок
тяжелых и средних вертолетов

Несущая способность искусственных покрытий

26. Искусственные покрытия должны быть рассчитаны на восприятие нагрузки от взлетно-посадочных операций и выдерживать нагрузки, возникающие при движении и стоянке вертолетов.

Для каждой ИВПП, РД и МС (площадки) должна быть определена несущая способность искусственных покрытий.

Несущая способность искусственного покрытия, предназначенного для эксплуатации вертолетов с массой более 3100 кг, определяется классификационным числом - PCN.

Допускается указывать значения PCN, действие которых ограничено конкретным сезоном года с указанием сроков действия данного ограничения.

При отсутствии расчетных значений классификационного числа вертолета (ACN) допускается использовать значения, полученные от разработчиков авиационной техники.

27. Классификационные числа покрытий PCN должны быть не ниже классификационных чисел эксплуатируемых вертолетов (ACN).

Если значения PCN менее значений ACN, необходимо вводить ограничения по массе и/или интенсивности движения вертолетов.

Данные о несущей способности искусственных покрытий, предназначенных для использования вертолета с массой 3100 кг и менее, должны включать:

максимально допустимую массу вертолета;

максимально допустимое давление в пневматиках.

При наличии ГВПП требуется соответствие прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов вертолетов.

Состояние покрытий вертодрома

28. На поверхности искусственных покрытий вертодрома не должно быть:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытий;

оголенных стержней арматуры;

уступов между соседними плитами и кромками трещин высотой более 30 мм (для ИВПП - 25 мм);

уступов поверхности на укрепленных обочинах ИВПП и РД более 50 мм;

наплывов мастики более 15 мм;

выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм (для ИВПП - 25 мм); не залитых мастикой;

сколов кромок плит и трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой;

волнообразования, образующих просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двухскатного профиля и дождеприемных лотков).

29. Грунтовая поверхность летной полосы (ГВПП) должна сопрягаться в одном уровне со всеми искусственными покрытиями вертодрома. На грунтовой поверхности не должно быть:

колеи от колес воздушных судов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в руководстве по летной эксплуатации, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники или лопасти воздушных винтов вертолетов.

30. На вертодроме для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены следующие взлетные и посадочные дистанции:

располагаемая дистанция разбега (РДР); располагаемая дистанция взлета (РДВ); располагаемая дистанция прерванного взлета (РДПВ); располагаемая посадочная дистанция (РПД).