Глава III. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОАЭРОДРОМОВ

Глава III. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОАЭРОДРОМОВ

10. Размеры акватории гидроаэродрома в границах рабочего бассейна по отметкам минимальной допустимой глубины <*> на данном гидроаэродроме устанавливаются (рис. 2):

--------------------------------

<*> Здесь и далее, если не оговорено особо, минимальная допустимая глубина, позволяющая безопасно эксплуатировать воздушное судно.

длина - с учетом маневрирования и обеспечения взлета воздушного судна с одним отказавшим двигателем, а также необходимого расстояния от отметки минимальной допустимой глубины; ширина - с учетом обеспечения взлета и посадки одиночного воздушного судна, полосы руления <*>, однорядной якорной стоянки и гавани <**>.

--------------------------------

<*> Установленные пути, предназначенные для движения воздушных судов по воде перед взлетом и после посадки (далее - полосы руления).

<**> Здесь и далее, если не оговорено особо, защищенное прибрежное водное пространство, где обеспечивается размещение и обслуживание воздушных судов на плаву, а также размещение плавсредств и судов вспомогательного флота (далее - гавань).

Размеры акватории по отметкам минимального значения глубины в зависимости от класса гидроаэродрома, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Размеры акватории
Классы гидроаэродромов
I
II
III
IV
V
VI
Длина, м
4500
2700
2000
1500
1000
менее 1000
Ширина, м
400 - 750
250 - 700
200 - 400
150 - 200
100 - 150
менее 100

Рис. 2. Размещение рабочего бассейна гидроаэродрома
на акватории

11. Минимальная глубина акватории в пределах рабочего бассейна устанавливается из условий обеспечения безопасности движения воздушного судна с учетом осадки воздушного судна при максимальном весе и максимальной ветровой волне.

Глубина рабочего бассейна при низком уровне воды <+> при движении воздушного судна с убранными шасси должна быть:

- не менее 3,5 м - для гидроаэродромов класса I;

- не менее 2,6 м - для гидроаэродромов класса II;

- не менее 2,0 м - для гидроаэродромов класса III;

- не менее 1,8 м - для гидроаэродромов класса IV.

- не менее 1,5 м - для гидроаэродромов класса IV и V;

- менее 1,5 м - для гидроаэродромов класса VI.

--------------------------------

<+> Здесь и далее, если не оговорено особо, низкий уровень воды - средний уровень в течение месяца года, когда уровень воды самый низкий или в случае отливов, средний уровень высших колебаний воды или нижний уровень воды в зависимости от типа отлива.

12. В общем случае минимальная глубина рабочего бассейна в пределах летной полосы для конкретного воздушного судна рассчитывается по формуле:

,

где: Г - глубина акватории;

Т - осадка воздушного судна;

- увеличение осадки (0,3 м);

h1 - запас на волнение (0,5 максимальной высоты волны);

h2 - запас под килем воздушного судна (при илистом грунте - 0,1 м, при плотном грунте - 0,2 м, при неразмываемом грунте - 0,25 м).

В случае, если высота волн или приливы превышают 0,75 м, минимальная глубина акватории в пределах рабочего бассейна для гидроаэродромов I класса должна быть увеличена до 5,5 м.

13. Рабочий бассейн гидроаэродрома должен располагаться в местах акватории, по возможности защищенных от ветра и волн, с учетом направления господствующих ветров для условий летной эксплуатации воздушных судов. Границы рабочего бассейна устанавливаются исходя из особенностей эксплуатационных характеристик воздушных судов (вес, тяговооруженность, осадка, вид использования, маневренность).

На речных гидроаэродромах необходимо учитывать течение реки и по возможности располагать рабочий бассейн на удалении, не менее двух размахов крыла гидросамолета (двух диаметров несущего винта гидровертолета) от фарватера реки.

Минимальное расстояние рабочего бассейна от отметки минимальной допустимой глубины должно быть не менее 100 м.

14. На рабочем бассейне гидроаэродрома не должно быть:

- наносных участков замеления;

- заброшенных элементов промышленного использования (паромные переправы, мачты ЛЭП);

- остатков лесосплава;

- интенсивного движения судов;

- банок, камней, рифов;

- естественных и искусственных препятствий на прилегающей местности, затрудняющих взлет и заход на посадку;

- признаков сейсмической активности.

Летная полоса

15. Длина летной полосы с учетом концевых участков маневрирования (разворотов) <+> и обеспечения взлета воздушного судна с одним отказавшим двигателем должна обеспечивать дистанцию прерванного взлета.

--------------------------------

<+> Участки летной полосы, предназначенные для выполнения разворотов воздушного судна перед взлетом и после посадки (далее - концевые участки маневрирования (разворотов).

Концевые участки маневрирования (разворотов) должны иметь диаметр, равный не меньше двух размахов крыла гидросамолета (двух диаметров несущего винта гидровертолета).

Концевые и боковые полосы безопасности не предусматриваются.

16. Ширина летной полосы должна обеспечивать взлет и посадку одиночного воздушного судна с учетом бокового ветра.

Минимальная ширина летной полосы должна быть:

не менее 200 м - для гидроаэродромов класса I;

не менее 150 м - для гидроаэродромов класса II;

не менее 120 м - для гидроаэродромов класса III;

не менее 100 м - для гидроаэродромов класса IV и V;

менее 100 м - для гидроаэродромов класса VI.

Ширина летной полосы для гидроаэродрома с оборудованной летной полосой должна быть не менее 200 м.

В случае, если течение в пределах летной полосы не превышает 4,5 км/час в направлении взлета и посадки и боковая составляющая течения в любой точке летной полосы не превышает 1,8 км/час, минимальная ширина летной полосы может быть уменьшена на 30 м.

17. На гидроаэродроме для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены следующие располагаемые дистанции:

располагаемая дистанция разбега;

располагаемая дистанция взлета;

располагаемая дистанция прерванного взлета;

располагаемая посадочная дистанция.

Полосы руления

18. Ширина полосы руления рассчитывается из условия двухстороннего движения воздушных судов и должна быть:

не менее 160 м - для гидроаэродромов класса I;

не менее 100 м - для гидроаэродромов класса II;

не менее 80 м - для гидроаэродромов класса III;

не менее 50 м - для гидроаэродромов класса IV и V;

менее 50 м - для гидроаэродромов класса VI.

При встречном рулении, при расхождении воздушных судов, должен обеспечиваться интервал, не менее одного размаха крыла гидросамолета (диаметра несущего винта гидровертолета).

При одностороннем движении воздушных судов минимальная ширина полосы руления рассчитывается по формуле:

Ш = 2 Lкр,

где: Ш - ширина полосы руления;

Lкр - размах крыла гидросамолета (диаметр несущего винта гидровертолета).

19. Глубина полосы руления должна соответствовать требованиям, изложенным в пункте 11 настоящих Норм для акватории в пределах рабочего бассейна.

Якорные стоянки

20. Якорные стоянки предназначаются для размещения (закрепления) воздушных судов на плаву.

Якорная стоянка состоит из якоря и бочки (швартовочного буя), соединенных между собой бриделем, в качестве которого используется якорная цепь, канат или трос (рис. 3).

В качестве мертвого якоря применяется железобетонный якорь круглой или многогранной формы с наклонными боковыми гранями и выемкой в днище (рис. 4).

Условные обозначения:

1 - мертвый якорь; 2 - бридель; 3 - бочка; 4 - якорный ус; H - самый высокий горизонт воды (СВГВ); H1 - самый низкий горизонт воды (СНГВ); Hmin - низкий уровень воды).

Рис. 3. Схема якорной стоянки

Глубина рабочего бассейна над верхом якоря в месте его установки должна быть не менее, указанной в пункте 11 настоящих Норм.

Бридель служит для передачи усилий от воздушного судна на мертвый якорь. Длина бриделя принимается равной 1,5 - 2 глубинам водоема в месте установки якоря.

Бочка (швартовочный буй) предназначается для поддержания верхнего конца бриделя на плаву.

Запас плавучести бочки должен быть не менее 15%, а максимальное возвышение верха бочки над водой не должно превышать 0,5 м.

Снаружи бочка для предохранения воздушного судна от повреждения при ударах обвертывается мягким материалом (швартовочный буй из мягкого материала - виниловой пластмассы).

Элементы якорной стоянки рассчитываются из условия их равнопрочности с носовыми утками воздушных судов. Расчетное усилие принимается равным:

P = 0,14 Gн,

где Gн - нормальный взлетный вес воздушного судна.

где: r1 - радиус основания мертвого якоря; r2 - радиус верхней части мертвого якоря; r3 - радиус выемки в днище мертвого якоря; n1 - высота мертвого якоря; n2 - заглубление основания мертвого якоря в грунте.

Рис. 4. Мертвый якорь

Типовые размеры железобетонного мертвого якоря приведены в таблице 3.

Таблица 3

Параметры мертвого якоря, м
Класс гидроаэродрома
I, II
III, IV
V, VI
Угол внутреннего трения грунта, град <*>
Угол внутреннего трения грунта, град
Угол внутреннего трения грунта, град
10
15
20
10
15
20
10
15
20
r1
3,5
3,0
2,6
2,6
2,25
2,0
2,0
1,7
1,5
r2
1,8
1,5
1,3
1,35
1,20
1,10
1,0
0,85
0,75
1,5
1,3
1,1
1,15
1,0
0,9
0,9
0,75
0,65
n1
3,7
3,2
2,7
2,8
2,4
2,0
2,2
1,85
1,6
n2
1,4
1,2
1,0
1,0
0,9
0,8
0,8
0,7
0,6

--------------------------------

<*> Здесь и далее, если не оговорено особо, угол наклона прямолинейной части диаграммы сдвига грунта к оси нормальных давлений (далее - угол внутреннего трения). Угол внутреннего трения является показателем сил трения в грунте, возникающих при явлениях сдвига и оказывающих сопротивление сдвигу.

21. Якорные стоянки размещаются на расстоянии не менее 100 м от отметки минимальной допустимой глубины.

Якорные стоянки размещаются таким образом, чтобы расстояние между воздушным судном, стоящим на якорной стоянке, и движущимся воздушным судном (воздушным судном или плавательным средством, находящемся на причале) составляло не менее одного размаха крыла гидросамолета (диаметра несущего винта гидровертолета).

Указанное расстояние необходимо считать до границы якорной стоянки, в качестве которой принимается окружность (с центром в месте установки якоря) радиусом, равным:

R = r + c + Lc,

где: r - радиус свободного хода бочки (принимается равным 1,75 H);

c - длина якорного уса воздушного судна (4 - 7 м);

Lc - длина воздушного судна.

Расстояние между якорями смежных якорных стоянок должно быть:

не менее трех размахов крыла гидросамолетов (трех диаметров несущего винта гидровертолетов) - при однорядном размещении;

не менее четырех размахов крыла гидросамолетов (четырех диаметров несущего винта гидровертолетов) - при двухрядном размещении.

Участок опробования двигателей

22. Участок опробования двигателей на плаву должен располагаться от границ летной полосы на расстоянии:

не менее 200 м - для гидроаэродромов класса I;

не менее 150 м - для гидроаэродромов класса II;

не менее 80 м - для гидроаэродромов класса III;

не менее 50 м - для гидроаэродромов класса IV, V и VI.

Глубина участка опробования двигателей должна соответствовать требованиям пункта 11 настоящих Норм.

Гидроспуск

23. Гидроспуск предназначен:

- для спуска воздушных судов на воду и подъема их из воды на берег с помощью лебедок (тягачей, вспомогательных плавсредств);

- для спуска воздушных судов на воду и подъема их из воды на берег на тяге собственных двигателей.

Для спуска воздушных судов на воду и подъема их из воды на берег могут также применяться подъемники, представляющие собой тележку на катках, движущуюся по рельсам, уложенным на береговой откос, перекатные устройства и комплект тросовых лебедок, состоящих из одной центральной лебедки и двух боковых лебедок.

Требуемые размеры гидроспуска приведены в таблице 4.

24. Гидроспуск гидроаэродромов I - III классов должен иметь искусственное покрытие, для гидроаэродромов IV - VI классов допускается использовать на гидроспуске деревянный настил, рассчитанный на вес воздушного судна и волновое противодействие.

Таблица 4.

Размеры гидроспуска <*>
Классы гидроаэродромов
I
II
III
IV
V
VI
Ширина, м
25 - 30
15 - 20
15
10
10
менее 10
Уклон, град
4 - 5
4 - 5
4 - 5
4 - 5
4 - 5
4 - 5
Углубление нижнего конца <**>, м
3,5 - 4
3,5
2,6
2,0
1,5
менее 1,5

--------------------------------

<*> Но не менее, определенных РЛЭ воздушного судна.

<**> При низком уровне воды.

Подъемно-спусковая лебедка должна иметь характеристики:

тяговое усилие - 0,3 максимального взлетного веса воздушного судна;

максимальная скорость движения троса - 0,2 м/с;

емкость барабана - 100 м;

привод - электрический.

Причалы для воздушных судов

25. Причалы предназначены для обеспечения технического обслуживания и подготовки воздушных судов к полетам и могут быть связанными с берегом или размещаться в гавани.

С помощью причалов производятся:

- предварительная, предполетная и послеполетная подготовки воздушных судов к полетам;

- заправка воздушных судов горюче-смазочными материалами и боезапасом.

Причалы должны обеспечивать:

- безопасный ввод воздушных судов в причалы и стоянку в них;

- размещение на причалах средств и оборудования, необходимых для технического обслуживания;

- безопасное и удобное выполнение операций технического обслуживания.

26. Причалы, связанные с берегом, устанавливаются:

- при колебании уровня воды до 0,3 м - на неподвижных опорах или на понтонах;

- при колебании уровня воды более 0,3 м - на опорах, перемещающихся по наклонным направляющим, уложенным на откос берега или на понтонах.

27. Размеры причалов должны соответствовать типам, размерам и особенностям конструкции воздушных судов, предназначенных для эксплуатации на данном гидроаэродроме.

Причалы, располагаемые около берега, в местах недостаточных глубин, связываются с берегом с помощью эстакад.

Ширина эстакады назначается из условия свободного прохода по ней тележки, с авиационно-техническим имуществом и должна приниматься в пределах 3 - 4 м.

Конструкция эстакады рассчитывается на такие же нагрузки, что и причал, за исключением нагрузки от силового воздействия конструкции воздушного судна на эстакаду причала (далее - навал).

Рекомендуемые размеры причалов приведены в таблице 5.

Таблица 5.

Наименование
Класс гидроаэродрома
I
II
III
IV - VI
Длина настила причала, м
50 - 60
25 - 28
25
Должны обеспечивать безопасное и удобное обслуживание
Ширина настила причала, м
5 - 7
3,5 - 5
3 - 4,5
Ширина входа в причал, м
4,2
3,5
3,3
Запас между бортом гидросамолета (гидровертолета) и отбойными приспособлениями причала, м
0,5
0,4
0,3
Запас между наинизшей точкой гидросамолета (гидровертолета) и настилом причала, м
0,3
0,4
0,5

В случае применения причалов на понтонах, при больших колебаниях уровня воды, эстакада соединяется с причалом перекидным мостиком.

В месте примыкания причала или эстакады к берегу устраивается береговая площадка размерами не менее 50 м x 30 м с искусственным покрытием для складирования авиационно-технического имущества и размещения специальных автомобилей.

28. Причалы для гидросамолетов должны быть оборудованы:

отбойными приспособлениями, обеспечивающими предохранение воздушных судов от повреждений при навале на причал;

кнехтами для швартовки воздушных судов и катеров;

топливопроводом с перекачивающим устройством;

противопожарными средствами;

средствами связи;

электроосвещением и электропитанием.

Причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота

29. Морские гидроаэродромы должны иметь причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота. Причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота предназначены для стоянки и обслуживания специальных катеров и ялов, а также для стоянки танкеров и транспортов.

Причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота могут быть двух типов:

на неподвижных опорах (свайных, ряжевых);

на понтонах (плавучие, соединяемые с берегом переходным мостиком).

Причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота должны быть оборудованы швартовыми приспособлениями, противопожарными средствами, средствами связи и электроосвещением.

Причалы для плавсредств и судов вспомогательного флота бывают совмещенными или раздельными. В первом случае они должны размещаться в стороне от возможных путей движения воздушных судов и не ближе 300 м от стоянок воздушных судов на берегу и якорных стоянок. Во втором случае причалы для плавсредств располагаются около гидроспусков и причалов для воздушных судов или между ними, на расстоянии не менее 50 м от них. Причалы для судов вспомогательного флота должны размещаться в стороне от возможных путей движения воздушных судов и не ближе 300 м от стоянок воздушных судов на берегу и якорных стоянок (с учетом направления господствующих ветров).

Совмещенное или раздельное размещение причалов зависит от объема перевозок авиационных грузов по воде и определяется тактико-техническим заданием на проектирование гидроаэродрома.

30. Речные и озерные гидроаэродромы оборудуются только причалами для плавсредств.

Оградительные и берегоукрепительные сооружения

31. Оградительные сооружения предназначены для защиты от волн отдельных участков гавани или отдельных сооружений (причалов, гидроспусков, якорных стоянок). Они устраиваются в том случае, когда в основные периоды выполнения полетов высота волн в гавани у сооружений превышает допустимую высоту, приведенную в таблице 6.

Площадь огражденных участков гавани должна быть достаточной для размещения и технического обслуживания одного-двух воздушных судов. При определении площади ограждаемых участков гавани, в качестве расчетного случая должен приниматься подход воздушного судна к сооружениям на буксире.

Вход в огражденную гавань должен располагаться так, чтобы ось входа по возможности совпадала с направлением господствующих ветров или не отклонялась бы от него более чем на 60°. Ширина входа должна быть не менее трех размахов крыла гидросамолета (трех диаметров несущего винта гидровертолета).

Таблица 6.

Место замера высоты волн
Классы гидроаэродромов
I
II
III
IV - VI
У гидроспусков
1,0
0,8
0,6
0,4
У причалов для воздушных судов:
- на неподвижных опорах и на понтонах, примыкающих к берегу,
0,8
0,6
0,4
0,2
- на плавучих, не связанных с берегом
1,0
0,8
0,6
0,3
У якорных стоянок
2,5
1,5
1,0
0,5

Примечание. Допустимые высоты даны применительно к ветровым волнам.

32. Берегоукрепительные сооружения на гидроаэродромах предназначены для защиты берегов от разрушающего воздействия волн, течения, напора льда, действия поверхностных вод, стекающих с береговых склонов, и грунтовых вод, выходящих на откос. Возводятся они в случае интенсивного разрушения берега на участках, к которым примыкают гидроаэродромные сооружения.

Участок берегового размещения воздушных судов

33. Участок берегового размещения не должен располагаться:

в зонах затопления;

на карстовых и оползневых участках;

в местах возможного залегания полезных ископаемых.

Участок берегового размещения должен позволять подъезд транспортных средств для обслуживания воздушных судов.

34. На участке берегового размещения располагаются:

места стоянок;

рулежные дорожки;

площадка для опробования двигателей (в случае невозможности использовать для этих целей места стоянок);

девиационная площадка.

На участке берегового размещения или вблизи него также располагаются:

командно-диспетчерский пункт;

стартовый командный пункт (в случае его размещения на берегу);

стоянка для специального автотранспорта, обеспечивающего полеты;

здания и сооружения для размещения авиационного персонала, выполняющего и обеспечивающего полеты, и оборудования гидроаэродрома.

Превышение поверхности участка берегового размещения над самым высоким горизонтом воды в гавани гидроаэродрома должно быть не менее 1,0 м.