IV. Требования по обеспечению пожарной безопасности строящихся и ремонтируемых судов

IV. Требования по обеспечению пожарной безопасности
строящихся и ремонтируемых судов

Общие требования

69. Каждый объект защиты (строящиеся, ремонтируемые, модернизируемые и переоборудуемые суда) должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (СОПБ).

Целью создания СОПБ объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБ объекта защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

СОПБ объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 N 123, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности определяется и устанавливается положениями нормативных документов по пожарной безопасности.

70. Порядок взаимодействия подразделений пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов должен соответствовать требованиям ППБ 01-03, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, раздела 10 настоящих Правил, а также разработанных и утвержденных в установленном порядке документов (инструкций, положений и т.д.) по взаимодействию между подразделениями пожарной охраны с администрацией организации - строителя судов.

В каждой организации должны быть разработаны нормативные документы по пожарной безопасности, устанавливающие противопожарный режим на строящихся и ремонтируемых судах и уточняющие требования пожарной безопасности применительно к специфике технологических процессов и конструктивным особенностям судов, не отраженные в настоящих правилах.

71. Дополнительные требования по обеспечению пожарной безопасности при выполнении технологических операций, специфичных для отдельных судостроительных (судоремонтных) организаций, в том числе при спуске судов на воду, их перемещению по территории судостроительных (ремонтных) организаций, проведению испытаний, установке строительных лесов, монтаже и эксплуатации систем временного электроснабжения, вентиляционных систем, отопительных и теплопроизводящих установок и не отраженных в настоящих правилах, оговариваются в технологической, конструкторской и эксплуатационной документации судостроительных (ремонтных) организаций, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

72. Для проведения, проверки соблюдения требований пожарной безопасности строящихся и ремонтируемых судов перед началом ЭМР и спуском судна на воду, а также после длительного перерыва в процессе постройки (ремонта) судна главный строитель назначает комиссию, в состав которой должны входить:

- старший строитель судна (председатель);

- представители подразделений, производящих монтаж временных систем противопожарной защиты;

- заместитель главного строителя (строитель) по технике безопасности или должностное лицо, назначенное приказом для выполнения этих обязанностей;

- представитель отдела главного энергетика;

- представитель конструкторского отдела.

По результатам проверки составляется акт в произвольной форме, утверждаемый, как правило, главным строителем судов организации, а для особо сложных судов - главным инженером.

В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель подразделения пожарной охраны.

73. Не реже одного раза в квартал строящиеся и ремонтируемые суда должна проверять комиссия, назначаемая главным строителем, с привлечением представителей подразделения пожарной охраны. По результатам проверки издается распорядительный документ.

74. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности всем работающим на судне предоставляется право требовать прекращения работ, поставив в известность об этом:

на строящихся судах - ответственного сдатчика (старшего строителя), начальника участка и представителя подразделения пожарной охраны, а при нахождении судна в бассейне или на плаву - дополнительно дежурного по судну;

на ремонтируемых судах без экипажа, переданных предприятию по акту, представителя подразделения пожарной охраны и строителя;

на ремонтируемых судах, не переданных предприятию по акту, а также на строящихся и ремонтируемых судах, переданных предприятию по акту, но с командой - дежурного по судну и строителя (дежурный по судну обязан произвести запись в вахтенном журнале ЦП о выявленном нарушении, принятых мерах);

76. На стадии подготовки производства к строительству (переоборудованию, ремонту) судна должен быть разработан раздел "Требования пожарной безопасности при строительстве (переоборудовании, ремонте) судна проекта...". Раздел "Требования пожарной безопасности..." разрабатывается в составе технического проекта ТОС, выполняемого в соответствии с ОСТ 5Р.0718.

При незначительном ремонте судна раздел "Требования пожарной безопасности..." разрабатывается проектантом в составе технического проекта на ремонт, необходимость разработки которого определяется совместным решением руководства отрасли и Заказчика. В остальных случаях организации, производящие ремонт, обязаны руководствоваться требованиями настоящих правил, а также действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

Финансирование разработки и проведение экспертизы раздела "Требования пожарной безопасности..." должно быть предусмотрено в расходах на строительство (переоборудование, ремонт) судна.

Организация - разработчик проекта ТОС выполняет раздел "Требования пожарной безопасности..." в соответствии с федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности или нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

Раздел "Требования пожарной безопасности..." утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации - разработчика проекта ТОС. Раздел должен быть согласован с организацией-строителем и пройти экспертизу в головной отраслевой организации по пожарной безопасности.

Головная организация отрасли по пожарной безопасности рассматривает раздел и обоснованно его согласовывает; согласовывает при условии выполнения изложенных в заключении замечаний (внесения в раздел), что должно быть подтверждено письмом разработчика раздела; или не согласовывает раздел до его переработки в соответствии с изложенными в заключении замечаниями.

77. Организация - разработчик раздела "Требования пожарной безопасности" несет ответственность за полноту и достоверность изложенных в нем требований пожарной безопасности.

78. Состав раздела "Требования пожарной безопасности" должен соответствовать Приложению N 1.

79. Отступления от требований настоящих правил могут проводиться по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта защиты. Дополнительные требования пожарной безопасности оформляются в виде технических условий. Согласование отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности проводится МЧС России в установленном порядке.

80. Разработку проекта технического обеспечения судна (пожаротушение, электроснабжение, вентиляция и т.д.) следует выполнять в соответствии с OCT 5Р0718 и другими действующими в отрасли документами, регламентирующими проектирование систем ТОС при выполнении требований федеральных нормативных документов в области пожарной безопасности.

81. Организация - разработчик проекта ТОС должна периодически осуществлять авторский надзор на их соответствие проектным документам во время монтажа систем и в период их эксплуатации.

82. Приемка в эксплуатацию систем ТОС, обеспечивающих требования пожарной безопасности при строительстве и ремонте судов, должна осуществляться комиссией, назначаемой приказом (распоряжением) руководителя (главного инженера) организации.

В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель подразделения пожарной охраны.

Обязанности лиц, ответственных за обеспечение требований пожарной безопасности при строительстве и ремонте судов.

83. Права и обязанности администрации, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство и ремонт судов, и контрагентских (подрядных) организаций в области пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

84. Ответственность за организацию соблюдения требований пожарной безопасности на судах в период их постройки, ремонта, спуска и испытаний несет руководитель отдела (службы) строителей (главный строитель) судов.

85. Ответственными лицами за обеспечение требований пожарной безопасности на строящемся и ремонтируемом судне являются:

- до проведения гидравлических испытаний и (или) начала насыщения СМЕ, блоков, судна горючими материалами и веществами - лицо из числа ИТР, определяемое приказом по цеху;

- после проведения гидравлических испытаний и (или) с началом насыщения СМЕ, блоков, судна горючими материалами и веществами - старший строитель (ответственный сдатчик) и заместитель начальника цеха в соответствии с функциональными обязанностями или приказом;

- на судне, находящемся в плавучем доке, на плаву и (или) в бассейне, - ответственный сдатчик и сдаточный механик.

86. За соблюдение требований пожарной безопасности работниками контрагентских и подрядных организаций и выделяемых организацией-строителем рабочих для обеспечения контрагентских работ отвечают старшие представители контрагентских и подрядных организаций.

87. Порядок возлагаемой ответственности по обеспечению требований пожарной безопасности на ремонтируемых и переоборудуемых судах, не переданных организации-строителю по акту, должен соответствовать требованиям нормативных документов Заказчика и/или органа, в соответствии с требованиями которых осуществляется надзор за эксплуатацией судна.

88. Ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима при проведении всех видов работ на судне несут непосредственные руководители этих работ из числа административно-технического персонала организации-строителя и контрагентских организаций.

89. Административно-технический персонал обязан:

- обеспечить соблюдение на вверенных им участках работы установленного противопожарного режима, выполнение требований пожарной безопасности;

- не допускать к работе инженерно-технических работников, служащих и рабочих, не прошедших противопожарный инструктаж;

- организовать проведение обучения по программе пожарно-технического минимума (ПТМ) для работников организации (Приложение N 4);

- обеспечить исправное состояние и постоянную готовность к действию всех имеющихся на судне и других построечных местах систем и установок пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре;

- знать назначение систем и установок пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре, места их расположения и уметь их использовать при ликвидации пожара;

- не допускать применение при строительстве судов материалов и веществ, если они не предусмотрены в проектных и технологических документах (в разделе "Требования пожарной безопасности", технологических инструкциях, типовых технологических процессах и т.п.) или характеристика пожарной опасности которых (номенклатура и значение показателей) не соответствует требованиям действующих нормативных документов по пожарной безопасности или физико-химические свойства их неизвестны;

- знать пожарную опасность применяемых материалов и веществ при выполнении технологических операций;

- разработать комплект документов (инструкций и т.п.) по пожарной безопасности строящихся и ремонтируемых судов с учетом специфики своей организации и конструктивных особенностей судов (Приложение N 5);

- организовать изучение инструкций по пожарной безопасности подчиненными им рабочими, служащими и инженерно-техническими работниками;

- обеспечить ежедневную уборку судовых помещений, строительных лесов, рабочих мест;

- организовать обучение работающих мерам пожарной безопасности и правилам обращения с имеющимися системами и установками пожаротушения, пожарной сигнализации, связи и оповещения людей о пожаре;

- не допускать загромождение пожарных подъездов к судам, водоисточникам, проходов к противопожарному инвентарю на судне, лесах, стапеле, стапель-палубе, достроечной набережной;

- назначать ответственных за эксплуатацию и проведение планово-предупредительного ремонта приборов и оборудования, систем и принимать меры к устранению обнаруженных неисправностей;

- вызывать в случае возникновения пожара подразделения пожарной охраны, оповещать всех работающих о пожаре, принимать меры к эвакуации работающих из опасной зоны, приступать к ликвидации пожара имеющимися силами и средствами, организовывать встречу прибывших подразделений пожарной охраны;

- организовать по окончании работ проверку помещений судна, в которых проводились в течение рабочей смены пожароопасные работы, и смежных с ними помещений;

- обеспечить места проведения пожароопасных работ аншлагами, знаками безопасности и разметкой сигнальной, выполненными в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и НГТБ160;

- обеспечить ежегодное представление данных по пожарам (взрывам) в головную организацию отрасли для их учета.

90. Старший строитель (ответственный сдатчик) обязан:

- организовать изучение и выполнение настоящих правил всеми инженерно-техническими работниками, непосредственно подчиненными ему и принимающими участие в строительстве или ремонте судна;

- организовать на судне дежурно-вахтенную службу (ДВС);

- организовать проведение противопожарного инструктажа строителей судна;

- установить на судне противопожарный режим и постоянный контроль его соблюдения всеми инженерно-техническими работниками, служащими и рабочими, принимающими участие в строительстве или ремонте судна;

- осуществлять ежедневную проверку противопожарного режима на судне, наличие и исправность технических средств борьбы с пожарами и принимать необходимые меры по устранению недостатков.

91. Административно-технический персонал, ответственный за монтаж и эксплуатацию систем ТОС, обязан:

- обеспечить монтаж и последующую эксплуатацию систем ТОС в строгом соответствии с проектом ТОС, разделом "Требования пожарной безопасности" и настоящим документом;

- организовать проведение обучения и инструктаж работающих на судне лиц по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок;

- контролировать правильность применения электрооборудования, кабелей, светильников и т.д. в зависимости от категории пожаровзрывоопасности помещений;

- проводить плановые профилактические осмотры электрооборудования и проверять наличие и работоспособность аппаратов защиты и немедленно принимать меры к устранению неисправностей.

92. Все рабочие, участвующие в строительстве и ремонте судов, обязаны строго соблюдать требования пожарной безопасности, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, соблюдать и поддерживать противопожарный режим.

93. С момента вывода судна из эллинга (спуска со стапеля) и до подписания приемного акта при необходимости и по усмотрению ответственного сдатчика, должно быть обеспечено постоянное дежурство строителей и сменных сдаточных механиков.

94. С момента сдачи судна (блока судна) под ЭМР до его вывода из цеха на период обеденного перерыва должно быть обеспечено дежурство на рабочих местах представителя отдела (службы) главного строителя. Дежурство на период обеденного перерыва на судне (блоке судна) обеспечивает старшина помещений.

95. Руководитель работ контролирует соблюдение требований пожарной безопасности в помещениях, где проводятся пожароопасные работы, и смежных с ними, осматривает их до начала работ, проверяет соответствие фактических мест выполнения работ с местами, указанными в Наряде-допуске на их производство (Приложение N 6).

96. Начиная с момента прибытия личного состава (экипажа) на строящееся (ремонтируемое) судно, в срок, согласованный с Заказчиком (владельцем) судна и до момента выставления ДВС, в качестве дополнительного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, из числа личного состава (экипажа) может назначаться противопожарный дозор в соответствии с требованиями РОЖ-РК. Необходимость организации противопожарного дозора определяет ответственный сдатчик судна.

Для назначения противопожарного дозора из числа личного состава (экипажа), ответственный сдатчик оформляет на каждое судно распоряжение главного инженера, согласованное с Заказчиком (владельцем) судна.

Для размещения противопожарного дозора из числа личного состава (экипажа), администрация цеха-строителя по заявке ответственного сдатчика выделяет вблизи судна помещение, оборудованное местом для отдыха подвахтенных.

Организация обучения мерам пожарной безопасности

97. Все работающие сотрудники организации, занятые на постройке и ремонте судов, должны проходить обучение ПТМ и противопожарный инструктаж в объеме действующих в организации специальных программ, разработанных в соответствии с требованиями НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (утверждены приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645).

98. Специальные программы разрабатываются с учетом специфики пожарной опасности технологических процессов в судостроении, профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и с учетом требований настоящих правил и приложения N 4.

99. Результаты проведения противопожарного инструктажа оформляются в журнале по форме приложения 1 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". Также допускается их оформлять в "Журнале инструктажа по ТБ".

100. Работники организаций, привлекаемые к строительству и ремонту судов, допускаются к проведению пожароопасных работ только после изучения программы ПТМ, сдачи зачетов по знанию требований пожарной безопасности и выдачи им специального талона (Приложение N 7). Талон постоянно находится на руках у исполнителей и предъявляется проверяющим лицам по первому требованию.

101. Лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и обучение ПТМ, допускать к работе ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

102. Контроль за своевременным проведением противопожарного инструктажа и обучения ПТМ возлагается на руководителей подразделений организации, работники которых принимают участие в постройке или ремонте судна.

Контроль за наличием допуска работников контрагентских и подрядных организаций возлагается на старшего строителя (ответственного сдатчика) судна.

103. Порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий ПТМ лицами, участвующими в процессе постройки и ремонта судов, устанавливаются руководителем организации в соответствии с требованиями НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".

104. Руководящий состав и ИТР цехов и отделов проходят аттестацию по знанию требований охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями настоящих правил, других нормативных документов по пожарной безопасности, документов Заказчиков и/или классификационных обществ.

105. Ответственность за обучение мерам пожарной безопасности рабочих и ИТР возлагается на начальников подразделений - цехов и отделов.

106. Все работающие на судах обязаны соблюдать дисциплину труда и выполнять правила внутреннего распорядка.

Требования пожарной безопасности к помещениям, оборудованию судов и примыкающим территориям

107. Все судовые помещения, открытые части палуб и строительные леса следует содержать в чистоте.

108. На судах все технологическое оборудование, применяемое в процессе выполнения работ, должно быть в исправном и пожаробезопасном состоянии.

109. Применение в процессе строительства или ремонта производственного оборудования и инструмента, не отвечающих требованиям пожарной безопасности для конкретного технологического процесса, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

110. На строящихся судах длиной 90 м и более допускается в соответствии с разработанной схемой устанавливать на верхней палубе временные помещения, изготовленные из несгораемых материалов при условии обеспечения эвакуационных проходов к путям эвакуации.

111. Хранение легковоспламеняющихся и взрывоопасных материалов, прежде всего ПК и ЛВЖ, любых лакокрасочных материалов в помещениях судна и временных кладовых на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

112. Все строящиеся и ремонтируемые суда должны быть обеспечены аншлагами, знаками пожарной безопасности и сигнальной разметкой, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160.

113. На полу (подошве) стапеля, эллинга, стапель-палубе и топ-палубе дока под строящимися и ремонтируемыми судами ЗАПРЕЩАЕТСЯ устраивать различные временные мастерские, кладовые, а также хранить ГЖ, ЛВЖ, горючие газы, кислород, прочие окислители и другие пожароопасные материалы, за исключением переносного станочного оборудования, размещаемых на открытом стапеле и задействованных в строительных и спусковых работах.

114. Производство работ любого вида в цистернах, коффердамах и других замкнутых и труднодоступных судовых помещениях (в которых в течение последних 5-ти суток проводились взрыво- и огнеопасные работы) без наряда-допуска и без проведения анализа воздушной среды ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

115. Трапы, тамбуры, коридоры, леса, проходы и выходы, подходы к первичным средствам тушения загромождать различными предметами, материалами, оборудованием, энергокоммуникациями и отходами производства ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

116. В помещениях, на палубах судов и на лесах курение ЗАПРЕЩАЕТСЯ, за исключением специально отведенных мест. Эти места должны быть оборудованы урнами для окурков и емкостями с водой, оснащены аншлагами, знаками безопасности, разметкой по ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160 и огнетушителями.

117. Использованные обтирочные материалы необходимо убирать в металлические ящики, контейнеры, баки с плотно закрывающимися крышками и ежедневно перед обеденным перерывом и по окончании работ удалять с судна. Остальные отходы собирают в контейнеры, находящиеся на верхней (открытой) палубе.

118. Для снятия зарядов статического электричества, скапливающегося на людях, перед входом на судно необходимо оборудовать электропроводящие заземленные зоны, заземленные листы, пластины, металлические трубы, к которым работающие должны прикоснуться руками. Около указанных зон необходимо устанавливать соответствующие аншлаги.

119. В целях защиты от статического электричества и вторичного проявления молнии необходимо заземлять оборудование, коммуникации и емкости, в которых может накапливаться статическое электричество (с учетом требований ГОСТ 12.1.018, ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.1.038 и ОСТ 5.6109).

120. Во избежание образования искры при ударе огнеопасные и взрывоопасные вещества необходимо держать на рабочем месте в таре из цветного металла (например, алюминий, цинк, медь) или эквивалентного по механическим свойствам неметаллического материала.

При работе с этими веществами применять инструменты из черных металлов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

121. Установка сварочного и газорезательного оборудования разрешается только на отведенных площадках. Оборудование должно быть защищено от попадания масла, влаги и брызг расплавленного металла. Газовые баллоны должны быть защищены от попадания солнечных лучей. К оборудованию необходимо обеспечить свободный доступ.

122. Технологические чехлы, закрывающие механизмы и аппаратуру, должны быть изготовлены из трудногорючей ткани, обработанной огнезащитным составом (например, парусина ОП, кирза ОП, чехольная ткань ОП, молескин гладкокрашеный с отделкой То). На чехлах должен быть штамп "ОП". Качество обработки материала огнезащитным составом должно контролироваться не менее 1 раза в полгода.

Технологическое подразделение (отдел главного технолога) организации обязано разработать инструкцию о порядке применения и проверок качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) технологических чехлов на судах, а также мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении огневых работ в районе установки технологических чехлов, закрывающих механизмы и аппаратуру.

123. При работе на судне и лесах следует применять сумки для инструмента только из материала по ГОСТ 19297 (ткань хлопчатобумажная с ОП). Использование на судне и лесах сумок, изготовленных из горючих материалов, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

124. Для экстренных вызовов пожарной охраны, скорой медицинской помощи и других аварийных служб должны быть установлены телефоны с независимыми номерами:

в цехе в соответствии с нормативами;

внутри судна не менее двух аппаратов.

На стационарных лесах для экстренных вызовов установить по два телефона на каждый ряд в шумопоглощающих кабинах.

На лесах и внутри судна устанавливают указатели "Телефон", выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

125. При выполнении любых пожароопасных работ на расстоянии до 15 м от строящегося или ремонтируемого судна необходимо руководствоваться требованиями настоящих правил.

126. На строительных лесах, стапельных местах, дебаркадерах необходимо организовывать опорные пункты пожаротушения (ОПП), а на открытых палубах судов - посты противопожарного имущества (ППИ), с запасами первичных средств пожаротушения для ликвидации пожаров в начальной стадии их развития и средствами обеспечения эвакуации с судна. Места, по возможности, должны быть оборудованы сигналом общей тревоги.

Требования к расстановке судов на акватории

127. Расстановка судов на акватории организации - строителя судов производится в соответствии с "Планом (схемой) расстановки судов у достроечной набережной и причалов и на судоподъемных сооружениях предприятия", разработанным организацией - строителем судов, исходя из существующих противопожарных норм в установленном в организации порядке.

128. При линейной расстановке судов (каждое судно устанавливают к причальной стенке бортом) расстояние между носом и кормой двух соседних судов в пределах одной линии должно быть не менее 3 м.

129. При групповой расстановке судов (лагом) расстояние между бортами двух соседних судов в пределах одной группы должно быть не менее 2 м.

130. От лесов строящегося или ремонтируемого судна до лесов или борта рядом стоящего расстояние должно быть не менее 5 м (кроме оговоренного в 135 настоящих правил).

131. Расстояние между двумя соседними линиями или двумя соседними группами судов вдоль причала должно быть не менее 16 м.

132. Общее количество судов в одной линии (при линейной расстановке) или в одной группе (при групповой расстановке) не должно превышать 5 единиц (кроме оговоренного в пунктах 134 и 135 настоящих правил).

133. При установке у достроечной набережной более одного судна, общая масса порожнем их в линии или группе не должна превышать 15000 т. В случае, если масса порожнем одного судна превышает 15000 т, то данное судно рассматривают как линию или группу (в зависимости от установки).

134. Расстояние между отдельными судами массой порожнем менее 300 т одной группы должно быть не менее 1 м. Количество данных судов в линии не должно превышать 15 единиц.

135. Расстояние между стоящими в доках судами должно быть не менее 2 м.

Обеспечение пожарной безопасности при спуске и перемещении судна

136. Ответственным за обеспечение пожарной безопасности при спуске судна на воду является командующий спуском, назначенный приказом по организации. К моменту спуска командующий должен иметь оформленные акты на готовность судна к спуску.

137. Старший строитель судна обязан оформить заявку в подразделение пожарной охраны для обеспечения дежурства пожарного автомобиля при спуске судна и при перемещении судна (блоков судна) с позиции на позицию.

138. До начала спуска судна назначается дежурно-вахтенная служба, которая должна руководствоваться действующим в организации положением (инструкцией).

139. При спуске судна по всей длине надводной части спусковых устройств, а при перемещении судна (блоков судна) с позиции на позицию по всей длине судовозных путей должны быть установлены противопожарный инвентарь, первичные и специальные средства пожаротушения.

Схему расстановки противопожарного инвентаря, первичных и специальных средств пожаротушения на спускаемом судне определяет разработчик проекта систем ТОС в разделе "Требования пожарной безопасности". В случае изменения технологических процессов спуска и (или) перемещения судна (блоков судна), новую схему расстановки противопожарного инвентаря и т.п. разрабатывает организация-строитель.

140. Все магистрали временного энергоснабжения (трубопроводы, шланги, электросети), проложенные на судно или его блок со стапеля, дока, цеха перед спуском судна или перемещением его (или блока) с позиции на позицию, должны быть отключены и разъединены.

141. Во время перемещения судна (его блоков) по территории и при спуске любые работы, не связанные непосредственно с процессами перемещения судна (блоков), ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

142. Спуск судна на воду и его перемещение (перемещение блоков) с позиции на позицию допускается при готовности штатных и временных систем пожаротушения, достаточных для обеспечения пожарной безопасности судна на плаву, и при наличии первичных средств пожаротушения в соответствии с положениями раздела "Требования пожарной безопасности".

143. Ко всем установленным на судне системам и средствам пожаротушения должен быть обеспечен свободный доступ.

На видных местах у штатных систем пожаротушения должны быть вывешены краткие инструкции по их применению.

144. Древесина, используемая при спуске судна, перемещениях судна и блоков, должна пройти глубокую пропитку огнезащитным составом.

Перед производством работ по просушке деревянных спусковых дорожек администрация предприятия обязана уведомить об этом подразделение пожарной охраны и обеспечить оформление наряда-допуска на проведение пожароопасных работ (приложение N 6).

145. На судне, спущенном на воду или перемещенном на другую позицию, разрешается производить пожароопасные работы только после оформления акта о готовности судна к выполнению таких работ (Приложение N 18). ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнение пожароопасных работ и использование открытого огня до подключения судна к береговым или цеховым системам пожаротушения или задействования штатных систем пожаротушения судна, а также до монтажа систем ТОС, определенных в разделе "Требования пожарной безопасности".

146. При проведении спуска судна в случае необходимости должны находиться в готовности для оказания помощи в осуществлении пожаротушения и эвакуации заводские краны на достроечной набережной и стапеле с соответствующим комплектом беседок, трапов-переходов, противопожарного инвентаря и т.п.

147. При нахождении судна на плаву достроечные работы разрешается производить только при подключенных системах ТОС, в том числе действующих системах пожаротушения и при наличии необходимого количества первичных средств тушения.

148. При постановке судна в плавучий док, док-камеру, наливной док, сухой док на все время выполнения там огневых и огнеопасных работ на наружных палубах судна должны быть установлены посты ППИ с запасом пожарного оборудования и инвентаря (огнетушители, пожарные рукава, стволы и др.), а также проложена рукавная линия от дока на судно. Номенклатуру и количество средств пожаротушения в каждом конкретной случае до начала работ определяет цех-строитель в зависимости от объема работ и атмосферных условий.

149. При выполнении операций по перемещению блоков и судна и спуска судна, а также при нахождении судна на плаву и в доке НЕОБХОДИМО оборудовать на открытых палубах не менее двух постов ППИ, обеспечив их пожарными рукавами, стволами, тросовыми спасательными устройствами (веревками), асбестовым полотном, огнетушителями.

150. Для обеспечения оперативной связи при спуске судна ответственные из числа административно-технического персонала должны быть обеспечены сертифицированными малогабаритными автономными средствами радиосвязи.

151. Все лица, находящиеся на спускаемом судне, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты людей (защиты их органов зрения и дыхания) по НПБ 169 или НПБ 302.

152. Для обеспечения эффективного и своевременного пожаротушения на преддоковой площадке должен быть проложен противопожарный трубопровод (с напором, обеспечивающим подачу воды на все палубы надстройки) и установлена, при необходимости, станция пенного пожаротушения, а при доковании судна в транспортно-спусковой док (ТСД) пожарный штатный (временный) трубопровод ТСД должен быть подключен к противопожарной системе цеха, пирса.

Обеспечение пожарной безопасности при проведении испытаний судна

153. Ответственным за обеспечение противопожарного режима при проведении швартовных испытаний является ответственный сдатчик (старший строитель).

154. В период подготовки к проведению швартовных испытаний лица, зачисленные в сдаточную команду, должны пройти специальную подготовку по пожарной безопасности в соответствии с расписанием по пожарной тревоге.

155. Перед швартовными испытаниями старший строитель (ответственный сдатчик) должен проверить противопожарное состояние помещений судна, а также исправность и готовность систем и средств пожаротушения с составлением акта в произвольной форме.

156. К началу проведения приемосдаточных или швартовных испытаний на судне должны быть окончены все работы, обеспечивающие проведение швартовных испытаний.

157. При проведении приемосдаточных испытаний судов также надлежит руководствоваться требованиями РД 5Р.0347.

158. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проводить огневые работы на трубопроводах и цистернах с ГЖ и ЛВЖ.

159. На трубопроводах, заполненных в момент промывки маслом, вывесить таблички с надписью "Огнеопасно - масло под давлением" (в каждом помещении, через которое проходят эти трубопроводы).

160. В процессе испытания систем с применением ГЖ должен производиться осмотр помещения, через которое проходит данная система, на отсутствие утечек ГЖ.

161. При выявлении утечки ГЖ и загрязнения изоляции (конструкций и оборудования) необходимо провести работы по их устранению и анализ газовой среды на отсутствие взрывоопасной смеси с составлением акта (Приложение N 11). Контроль воздушной среды должен осуществляться датчиками-сигнализаторами довзрывоопасных концентраций.

162. При проведении испытаний и промывки систем гидравлики надлежит руководствоваться ОСТ 5Р.5599.

Обеспечение пожарной безопасности при установке и эксплуатации строительных лесов

163. Строительные леса, подмости и другие устройства для обеспечения проведения работ на высоте должны сооружаться из несгораемых материалов. Допускается применение деревянных настилов, трапов, подмостей и других приспособлений, прошедших глубокую пропитку огнезащитным составом под давлением. Древесина, подвергнутая огнезащитной обработке, должна относиться к группе трудногорючих материалов.

164. Огнезащитные свойства древесины, пропитанной антипиреном, должны быть проверены методом "керамической трубы" по ГОСТ 16363. Результаты контроля огнезащиты должны заноситься в паспорт на каждую партию пропитанной древесины. Периодичность контроля пропитки - два раза в год.

165. Огнезащитная обработка древесины, используемой для работы внутри строящихся и ремонтируемых судов, должна, при необходимости, возобновляться. Допускается повторная поверхностная обработка лесов.

166. Сборочные, монтажные чертежи и схемы установки лесов должны быть согласованы со службами в установленном в организации порядке.

167. Вновь изготовленные леса, выполненные в соответствии с ОСТ 5.9029, трапы и другие устройства для обеспечения проведения работ на высоте, должны быть приняты комиссией по акту. Металлические леса должны быть заземлены.

168. Распоряжением начальника цеха из числа инженерно-технического персонала должен быть назначен ответственный за исправное содержание лесов.

169. Ежедневно перед началом смены состояние лесов, трапов, настилов, подмостей и других устройств для работы на высоте должно проверяться мастером, руководящим соответствующими работами в данном районе судна, а также должны быть приняты меры к очистке этих устройств от мусора и производственных отходов.

170. Проведение огневых работ на лесах разрешается после выполнения мероприятий, обеспечивающих уменьшение разлета искр и капель расплавленного металла по горизонтали и попадания их на нижележащие яруса на расстояние в соответствии с таблицей 1. Деревянный настил лесов, находящийся в районе возможного разлета капель расплавленного металла, при проведении огневых работ должен быть закрыт несгораемым материалом.

Таблица 1

Высота точки проведения огневых работ над уровнем пола или прилегающей территории, м
0
2
3
4
6
8
10
Свыше 10
Максимальный радиус зоны зачистки и защиты оборудования и сгораемых материалов, м
5
8
9
10
11
12
13
14

171. На наружных, и при необходимости на внутренних лесах должна быть смонтирована временная система водяного пожаротушения с водопроводными стояками на расстоянии не более чем 20 метров друг от, друга. Пожарные краны, оборудованные пожарными рукавами и стволами, помещенными в шкафы, размещаются через ярус по вертикали. При этом обязательна установка кранов на первом и верхнем ярусах. Проект временной системы водяного пожаротушения на построечном месте должен быть согласован со службами в установленном в организации порядке.

Обеспечение пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации систем временного электроснабжения

172. Проектирование, монтаж и эксплуатацию систем временного электроснабжения, а также контроль за их техническим состоянием при строительстве и ремонте судов необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

173. Классификация взрывопожароопасных зон на строящихся и ремонтируемых судах должна осуществляться организацией-разработчиком проекта систем ТОС в соответствии с ПУЭ и главой 5 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008.

174. Все оборудование временного энергоснабжения должно удовлетворять требованиям ПУЭ и иметь соответствующее исполнение.

175. Электроснабжение систем пожаротушения, вентиляции, аварийного освещения, пожарной сигнализации и стационарной системы контроля воздушной среды при проведении огнеопасных работ должно обеспечиваться по I категории надежности.

176. На всех стадиях постройки и ремонта судов допускается применение напряжений, не превышающих значений, указанных в РД 5Р.6207, РД 5.0346.

177. Светильники временного освещения должны быть защищены от горючей пыли.

178. При спуске судна на воду разрешается использовать сеть освещения, предусмотренную проектом систем ТОС. Каждый участник спуска, находящийся на судне, должен быть снабжен аккумуляторным или карманным фонарем.

179. Все электроустановки должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других режимов, могущих привести к пожарам.

180. Временная осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники не соприкасались со сгораемыми конструкциями и горючими материалами.

181. Применение на строящихся и ремонтируемых судах для временного электроснабжения проводов (кабелей) с алюминиевыми жилами (как для распределения электроэнергии, так и для заземления) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

182. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прокладка электропроводов над арматурой трубопроводов топлива масла и т.п., а также совместная прокладка электропроводов с трубопроводами ПК и ЛВЖ и газов, находящимися под давлением рабочей среды.

183. Прокладка кабелей временных сетей электроснабжения должна производиться по подволоку или по переборкам (не ниже 1,8 м). На открытых частях судна кабели сетей временного электроснабжения должны прокладываться согласно требованиям РД 5.0346 и РД 5Р.6207.

184. Проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, сопротивления изоляции должна производиться электриками предприятия в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП, ПОТ РМ-016-01 и РД153-34.0-150-00.

185. Соединение, обработку концов и ответвлений проводов и кабелей во избежание опасных в пожарном отношении переходных сопротивлений, необходимо производить при помощи прессования, сварки, пайки или специальными зажимами.

186. ЗАПРЕЩАЕТСЯ подавать питание от контактных соединений и частей электрооборудования, не предназначенных для этих целей (губок предохранителей и ножей рубильников, соединительных коробок, выключателей и т.д.), а также включать в осветительную сеть переносное силовое электрооборудование.

187. ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять переносные светильники без защитных сеток и колпаков, с неисправными проводами и вилками.

188. Использование люков, лазов, горловин, дверей, иллюминаторов, штатных переборочных коробок, сальников и т.п. для ввода кабелей (проводов), за исключением сварочного кабеля и кабеля переносного освещения, категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Трассировка электрокабелей производится в соответствии со схемами, выполненными организацией-разработчиком проекта ТОС.

189. Для переносных светильников и другой переносной электроаппаратуры надлежит применять гибкие кабели и провода с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Для переносного освещения необходимо использовать светильники напряжением 12 В.

190. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать в светильниках электролампы мощностью, превышающей проектную, а также снимать со светильников защитные плафоны.

191. Для аварийного освещения РЕКОМЕНДУЕТСЯ применять автономные аккумуляторные светильники взрывозащищенного исполнения.

Питание на щиты аварийного освещения необходимо подавать от двух независимых источников (двух подстанций). При исчезновении напряжения в сети основного освещения на щиты аварийного освещения автоматически должно подаваться питание с другой подстанции.

192. В соответствии с РД 5.0346, РД 5Р.6207, а также другими нормативными документами по электроэнергетике:

- на строящихся и ремонтируемых судах разрешается применять ручной электроинструмент и средства технологического оснащения напряжением не выше 42 В, частотой до 200 Гц, а также электрифицированный инструмент и средства технологического оснащения с двойной изоляцией напряжением 220 В, 50 Гц при условии применения блока питания с устройством защитного отключения и кабельных удлинителей, предусмотренных проектом систем ТОС;

- в замкнутых и труднодоступных помещениях, а также при наличии неблагоприятных условий допускается использовать ручной электрифицированный инструмент не выше 42 В, частотой до 200 Гц, а также электрифицированный инструмент и средства технологического оснащения с двойной изоляцией напряжением 220 В, 50 Гц при условии применения блока питания с устройством защитного отключения.

При этом электроинструмент и средства технологического оснащения к источнику питания должны подключаться только с помощью гибкого кабеля с негорючей маслостойкой оболочкой, оконцованного штепсельным соединением. Кабель должен иметь сечение жилы не менее 1,5 мм2 и быть рассчитан на рабочее напряжение не ниже 500 В.

193. К работам с применением электроинструмента допускаются лица с квалификацией не ниже второй группы по электробезопасности.

194. До начала проведения работ исполнитель обязан тщательно проверить электроинструмент внешним осмотром в отношении соответствия инструмента условиям работы, отсутствия механических повреждений, исправности заземления и изоляции проводов (кабелей), отсутствия оголенных токоведущих частей.

195. При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом, а также во время перерывов в работе, инструмент необходимо отключать от электросети.

196. При проведении работ в помещениях с повышенной опасностью взрыва разрешается применять ручной электроинструмент только напряжением не более 12 В во взрывозащищенном исполнении.

197. В период строительства и ремонта судов корпус судна или судовая магистраль заземления должны быть надежно присоединены к заводской магистрали заземления не менее, чем в двух точках, максимально удаленных друг от друга.

198. На строящихся и ремонтируемых судах с корпусом, изготовленным из неметаллических материалов, в качестве магистрали заземления следует использовать специально прокладываемые медные шины сечением от 35 до 70 мм, в зависимости от суммарной мощности источников питания, или шины из другого материала, который имеет проводимость не менее проводимости медных шин.

199. Присоединение заземляющих проводников электрооборудования к металлическому корпусу судна или к заземляющей шине должно производиться в соответствии с рабочей документацией систем ТОС, разработанной по действующей в отрасли документации.

200. Силовые сети систем ТОС должны быть взяты на контроль электротехническим персоналом, обслуживающим системы временного энергоснабжения, ежедневно осматриваться, а результаты осмотров должны фиксироваться в специальном журнале согласно РД 5.0346.

201. Профилактические осмотры и ремонт электроустановок и систем электроснабжения должны производиться в соответствии с эксплуатационными инструкциями завода-изготовителя, а также действующими в организации инструкциями, предусматривающими порядок и периодичность осмотров и ремонта.

202. Для тушения горящего электрооборудования и электросетей, находящихся под напряжением, применять только углекислотные, хладоновые или порошковые огнетушители.

Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем, отопительных и теплопроизводящих установок

203. Системы временной вентиляции судовых помещений, отопительных и тепло-производящих установок должны быть выполнены в строгом соответствии с проектной документацией систем ТОС, разработанных по РД 5.9971 и РД 5.ЕДИВ.055.

204. Временные нагревательные приборы в помещениях, где проводятся технологические операции, отнесенные по степени пожарной опасности к категориям помещений А, Б, В1, В2 и В3 по главе 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, а также в помещениях с возможным образованием горючей пыли, должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении, а нагревательные приборы водяного отопления должны иметь гладкую поверхность, допускающую их свободную очистку.

205. Отопление аккумуляторного помещения должно осуществляться подачей теплого воздуха в вентиляционный канал от калориферного устройства, расположенного вне аккумуляторного помещения Установка электрического отопления в аккумуляторном помещении категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

206. Установка электрических нагревательных приборов в помещениях судна, на внутренних и наружных деревянных лесах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

207. Конструкция и материал улиток вентиляторов, регулирующих и других устройств вентиляционных систем должны исключать возможность искрообразования.

208. Вентиляционные каналы, предназначенные для системы временной вентиляции, должны быть газонепроницаемыми.

209. Выходные отверстия воздуховодов вытяжной вентиляции, обслуживающей помещения с наличием взрывопожароопасных паров, газов и горючей пыли, должны выводиться в места, исключающие возможность их воспламенения.

210. Вентиляционные установки систем ТОС должны размещаться на верхней палубе судна или достроечной набережной. Внутри помещений судов вентиляционные установки устанавливать ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

211. Место для забора чистого воздуха и последующего нагнетания в судовые помещения должно исключить возможность проникновения вредных и взрывопожароопасных паров, газов, попадания искр и открытого огня.

212. Вентиляционные установки должны иметь возможность дистанционного отключения или отключаться автоматически при пожарах в соответствии со специально обусловленными для каждого судна требованиями.

213. Одновременное вентилирование различных помещений, в которых производятся огневые и взрыво- и огнеопасные работы, с помощью одной вентиляционной установки ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Резинотканевые рукава, используемые для общеобменной вентиляции внутри судов, должны прокладываться так, чтобы исключить попадание искр расплавленного металла как внутрь, так и на поверхность рукава.

214. Эксплуатация систем вентиляции должна производиться в полном соответствии с проектом систем ТОС, разделом "Требования пожарной безопасности" и настоящим документом.

215. Ответственность за техническое состояние, исправность, контроль за своевременным и качественным ремонтом и соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем и теплопроизводящих установок несет главный энергетик (главный механик) организации или другое лицо, назначенное приказом по организации.

216. Дежурный персонал, осуществляющий надзор за системами ТОС, обязан производить плановые профилактические осмотры вентиляторов, воздуховодов, огнезадерживающих приспособлений, заземляющих устройств, теплопроизводящих установок и других устройств систем ТОС, и принимать меры к немедленному устранению любых неисправностей или нарушений режима работы, могущих послужить причиной возникновения или распространения пожара.

217. Эксплуатационный и аварийный (при пожаре) режим работы временных систем (установок) вентиляции должен определяться рабочими инструкциями, разработанными в организации. В инструкциях должны быть предусмотрены меры пожарной безопасности, сроки очистки воздуховодов, фильтров, огнезадерживающих клапанов и другого оборудования, а также определены действия обслуживающего персонала при возникновении пожара.

218. Вентиляционные камеры, фильтры, воздуховоды должны проверяться и очищаться от горючей пыли и отходов производства. Результаты проверок заносят в специальный журнал дежурно-вахтенной службы.

Обеспечение пожарной безопасности при устройстве временных выгородок

219. Конструкция выгородок выполняется по чертежам, которые согласовываются с отделом охраны труда.

220. В зависимости от объема выполняемых работ и района выполнения работ, конструкции временных выгородок могут быть оборудованы как:

- леса трубчатой конструкции;

- металлические леса (башни), зашитые теплоизоляцией (доски с асбестовой тканью, деревянные щиты и т.д.);

- местные деревянные выгородки; местные шторы.

221. Требования пожарной безопасности к строительным лесам, используемым при устройстве временных выгородок, изложены в пунктах 163 - 171 настоящих правил.

В качестве ограждающих конструкций (шторы, занавесы и т.п.) могут применяться текстильные материалы с показателями пожарной опасности не более В1, Т1, Д1 согласно статьи 13 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008. Древесина должна быть подвергнута огнезащитной обработке (пропитке) и быть трудногорючей.

222. Содержание в воздухе рабочих помещений паров огнеопасных и взрывоопасных веществ должно контролироваться. Порядок и сроки проведения анализов воздушной среды устанавливаются по согласованию с отделом охраны труда.

223. Электро- и вентиляционное оборудование, находящееся в выгородках, должно соответствовать рабочей техдокументации (проекту), выпущенному специализированными подразделениями.

Места установки оборудования должны быть доступны для осмотра и ремонта.

Рекомендуется воздушное отопление совмещать с приточной вентиляцией.

224. Проектирование, монтаж осветительных установок должны соответствовать рабочей техдокументации (проекту), выпущенной специализированными подразделениями.

Освещение в выгородках должно быть штатное, взрывозащищенное, напряжением 12 В. Установка розеток для переносного освещения разрешается только вне выгородок.

225. По степени пожарной опасности помещения выгородок и выгородок в целом в зависимости от рода выполняемых операций подразделяются на категории:

категория В - шероховка резины;

категория А - монтаж покрытий клеевым способом.

В выгородках должен быть строго регламентирован порядок эвакуации людей при пожароопасной обстановке, порядок и средства оповещения и сигнализации.

Перед началом работ в выгородках должен быть составлен подробный порядок и план эвакуации людей из выгородок. План эвакуации установить у выхода в выгородки после утверждения главным строителем. Исполнители работ должны быть проинструктированы о порядке эвакуации и действиях по плану эвакуации.

На стапельных местах в выгородках количество выходов с каждого яруса должно быть не менее двух. Расстояние между трапами для схода с каждого яруса лесов, а также с первого яруса на плиту должно быть не более 50 метров.

Обеспечение первичными средствами пожаротушения - согласно требований Приложения N 2. Местные выгородки должны иметь не менее двух огнетушителей марки ОП-5 и одного пожарного рукава.

226. Проведение огневых работ во временных выгородках категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.