Утверждаю
Заместитель Министра
промышленности и торговли
Российской Федерации
А.С.БЕСПРОЗВАННЫХ
25.12.2023 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ МИНПРОМТОРГА РОССИИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА 2024 ГОД

I. Основные задачи

1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем Минпромторга России единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП Минпромторга России) считать:

реализацию целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

реализацию основ единой государственной политики Российской Федерации:

- в области гражданской обороны на период до 2030 года;

- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;

- в области пожарной безопасности на период до 2030 года;

реализацию государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС);

снижение рисков и смягчение последствий ЧС в подведомственных организациях и организациях сферы деятельности Минпромторга России (далее - организации);

совершенствование системы защиты и устойчивого функционирования производственных объектов в мирное и военное время;

реализация Планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2024 год.

2. Основными задачами совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и ФП Минпромторга России, организаций является:

в области гражданской обороны:

продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организаций, отнесенных к категории по ГО и организаций, не имеющие категорию по ГО и продолжающих работу в военное время;

совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования сотрудников организаций (населения) об опасностях, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и ЧС;

развитие подсети сети наблюдения и лабораторного контроля Минпромторга России;

активизацию работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты персонала предприятий, а также подготовку мероприятий по их эвакуации, а также материальных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите персонала предприятий;

накопление средств индивидуальной защиты населения от конкретных видов аварийно-химических и опасных веществ;

проведение обязательного обучения соответствующих групп персонала предприятий в образовательных организациях, учебно-методических центрах и на курсах ГО;

повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО;

проведение актуализации Перечня организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне Минпромторга России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

подготовку соответствующих руководителей к принятию решений при угрозе и возникновении ЧС и происшествий, направленных на организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), эффективное управление силами и средствами, оказание помощи пострадавшим, а также восстановление объектов экономики;

обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в качестве приоритетной задачи функционирования РСЧС;

развитие системы подготовки руководителей и работников (сотрудников) в области ГО и защиты от ЧС, внедрение современных методик и технических средств обучения;

совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, направленной на актуализацию задач и способов защиты персона предприятий и населения прилегающих к ним территорий с учетом современных социально-экономических реалий;

внедрение комплексной системы профилактики, предупреждения и максимального смягчения последствий природных и техногенных ЧС;

развитие системы экстренного оповещения персонала предприятий и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

повышение готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные ЧС и пожары, внедрение современных методов и технологий ведения АСДНР;

повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;

учет рисков и соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при реализации инфраструктурных проектов;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

совершенствование взаимодействия постоянно действующих органов управления ФП Минпромторга России и организаций Минпромторга России при выполнении ими задач по предназначению в ЧС (происшествиях) различного уровня;

совершенствование подготовки сотрудников предприятий по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности;

реорганизация функциональных подсистем Минпромторга России;

совершенствование взаимодействия в области обмена информацией между органами управления Министерства и подведомственными организациями;

участие и проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других практических мероприятий по выполнению задач в ходе ликвидации ЧС.

при подготовке к пожароопасному сезону 2024 года:

обеспечение готовности органов управления Минпромторга России, организаций и предприятий к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасном сезоне 2024 года;

разработку (корректировку) установленных планирующих документов;

проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите объектов организаций и предприятий Минпромторга России от лесных пожаров;

обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;

организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с сотрудниками организаций;

организация проведения превентивных мероприятий на территории организаций и в санитарных зонах вокруг организаций, которые обеспечат противопожарную безопасность организации;

организация проведения работ по противопожарному обустройству полос, по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.

при подготовке к паводкоопасному периоду 2024 года:

обеспечение готовности органов управления Минпромторга России, организаций и предприятий к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период 2024 года;

проведение превентивных мероприятий, направленных на обеспечение готовности организаций, а в особенности критически важных и потенциально опасных объектов к защите от паводков;

подготовка имеющихся в организациях гидротехнических сооружений к прохождению весеннего половодья и летне-осенних паводков;

организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период.

в области обеспечения пожарной безопасности:

осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;

совершенствование технической подготовки персонала предприятий и организаций при действиях на пожарной технике и с пожарно-техническим оборудованием;

участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам пожарной безопасности;

организации развития противопожарной отрасли;

внедрение современных форм и методов обеспечения пожарной безопасности.

в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

участие в дальнейшем развитии и совершенствовании нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности сотрудников организаций на водных объектах;

повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности имеющихся у организаций судов и несчастных случаев с сотрудниками организаций на водных объектах.

в области обеспечения единой информационной политики:

своевременное и объективное информирование сотрудников организации об угрозах возникновение ЧС и происшествий;

совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности сотрудников организаций на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы.

3. Руководителям структурных подразделений Минпромторга России, Росстандарта и организаций основные усилия по подготовке органов управления и сил ГО сосредоточить на:

организации комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и в области пожарной безопасности;

совершенствовании нормативной правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, защиты персонала предприятий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышения защищенности критически важных объектов, создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

участие в корректировке федерального (муниципальных, объектовых) плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

повышении эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористических проявлений за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;

участие в формировании перечней ПОО и формировании перечня КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

совершенствование деятельности органов управления Минпромторга России и организаций;

формировании "культуры безопасности" сотрудников организаций Минпромторга России, повышении уровня знаний и совершенствовании навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;

реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию защиты персонала предприятий и населения ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности;

поддержании в готовности и использовании по предназначению систем оповещения;

строгом соблюдении требований инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической защиты персонала предприятий, обратив особое внимание на поддержание в готовности ЗС ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также иных материально-технических средств;

защите сотрудников от угроз различных инфекционных заболеваний, с учетом опыта распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 - 2021 г.г.;

разработке планирующих и распорядительных документов по обучению в области безопасности работников центрального аппарата Министерства, Росстандарта и органов управления организаций;

поддержании в готовности к использованию по предназначению защитных сооружений;

проведении работы по накоплению в организациях резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

организации разработки и уточнения Планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС;

развитии информационного обмена между органами повседневного управления ФП Минпромторга России, органов управления структурных подразделений Минпромторга России и организаций;

организации взаимодействия и информационного обмена с использованием ресурсов ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (далее - НЦУКС);

проведение обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;

организации проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления и силами ГО Минпромторга России и организаций;

качественном обучение работников центрального аппарата Минпромторга России и организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства;

планирование и проведение на критически важных объектах с участием инженерных служб этих объектов пожарно-тактических учений по отработке действий специальных подразделений федеральной противопожарной службы при тушении сложных пожаров и ликвидации техногенных аварий, в том числе с привлечением сил и средств пожарно-спасательных гарнизонов.

II. Мероприятия по подготовке органов управления

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС;

Всероссийская штабная тренировка по ГО;

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);

ежемесячные подведения итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ежедневных тренировок;

подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

КШУ, комплексные тренировки (далее КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

КТ с органами управления и силами РСЧС;

КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить: КШУ и КШТ (ШТ), тренировки ГУ НЦУКС МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Периодичность мероприятий определить:

для центрального аппарата Минпромторга России:

участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие должностных лиц в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);

участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие во внеплановых КШУ и тренировках по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера с участием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (по отдельному плану);

участие соответствующих органов повседневного управления ФП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС (по отдельному плану).

для организаций Минпромторга России:

подведение итогов деятельности по выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие руководителей сил и средств во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год).

участие должностных лиц в совместных комплексных учениях в территориальной системе РСЧС по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС (один раз в год);

участие в инструкторско-методических занятиях с персоналом органов повседневного управления РСЧС по порядку совместных действий при организации информационного взаимодействия при решении задач ГО, ЗНиТ от ЧС (на базе территориального органа МЧС России).

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера проводить в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2020 N 59580) и ОМУ Минпромторга России.

При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить:

оценке реальности имеющихся планов:

ГО организаций;

действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

основных мероприятий на год;

финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления ФП РСЧС при ликвидации ЧС;

выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:

центральному аппарату Минпромторга России - практические занятия по действиям членов КЧС Минпромторга России при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты персонала предприятий в ЧС;

руководителям организаций Минпромторга России - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ), нештатными аварийно-спасательными формированиями (далее - НАСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации персонала предприятий;

руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с персоналом предприятий по действиям при возникновении ЧС.

КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности и ведения ГО.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

Для органов управления и сил ГО началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.

III. Задачи по подготовке органов повседневного управления

Продолжить работу по:

организации взаимодействия Службы ответственных дежурных Министерства (далее - СОД) и дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций сферы деятельности Минпромторга России;

повышению оперативности взаимодействия СОД с ГУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;

повышение оперативности действий по повседневному взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти при ликвидации ЧС, тушении пожаров;

разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для СОД и дежурного персонала ДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на объектах организаций Минпромторга России;

организация тесного взаимодействия СОД с ДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;

оснащение ДДС современными средствами связи.

Подготовку специалистов СОД (ДДС) осуществлять:

в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, для СОД - один день в квартал по 4 - 6 часов, для ДДС - один день в месяц по 6 - 8 часов, тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;

в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

в ходе проведения тренировок со сменами СОД (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются СОД (ДДС).

В ходе подготовки персонала СОД (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

Не реже одного раза в год принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов СОД (ДДС) к работе.

IV. Задачи по подготовке органов управления,
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований РСЧС

Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее - АСС (АСФ)) направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварийно-спасательных работ в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.

Руководителям организаций Минпромторга России проводить аттестацию АСС (АСФ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Подготовку АСС (АСФ) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.

При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСС (АСФ) создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.

В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.

В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, поисково-спасательными формированиями МЧС России (далее - ПСФ), подразделениями пожарной охраны, СВФ, ВГСЧ и ГИМС, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.

Обучение специалистов АСС (АСФ) с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.

Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей, и организуют контроль его проведения.

Отраслевой аттестационной комиссии Минпромторга России по аттестации в химической промышленности (ОАК N 5/6), Отраслевой аттестационной комиссии металлургического комплекса России (ОАК N 5/8) и Комиссии по аттестации нештатных АСФ и спасателей учреждений и организаций металлургической промышленности, входящих в ведение или сферу деятельности Минпромторга России (ОАК N 5/8-1) при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.

Обеспечить качественную подготовку аварийно-спасательных формирований путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

V. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных
формирований и нештатных формирований по обеспечению
выполнения мероприятий по гражданской обороне

Создавать и готовить НАСФ и НФГО, руководствуясь Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской защиты", от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006, регистрационный номер 7383), приказом МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015, регистрационный номер 36034), независимо от форм собственности.

Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на критически важных и потенциально опасных объектах.

При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер.

В обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на потенциально опасных объектах и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. Допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.

Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:

по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

в ходе ежегодного курсового обучения, разработанного в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава НАСФ от 20.11.2020 N 2-4-71-28-11;

путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Подготовка НАСФ и НФГО включает:

повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО по программам обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС;

курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО на курсах ГО, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;

проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.

Ежегодно участвовать в сборах с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводимых под руководством территориальных органов МЧС России.

Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями министерств и ведомств. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в средствах индивидуальной защиты с использованием приборов радиационной и химической разведки.

Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения, согласно планам основных мероприятий, на текущий год, при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.

При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению, также оценивать:

обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;

состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.

В ходе подведения итогов отражать вопросы, связанные с готовностью НАСФ и НФГО к выполнению задач по предназначению.

VI. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

В соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (зарегистрированного в Минюсте России 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008) профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны организовывать путем:

а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

б) обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации по установленным образовательным программам;

в) подготовку личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;

г) служебной и физической подготовки;

д) повышения квалификации;

е) переподготовки;

ж) стажировки;

з) самостоятельной подготовки.

Основными задачами профессионального обучения личного состава пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушение пожаров и проведения АСР.

Профессиональная подготовка начальствующего состава пожарной охраны осуществляется в ходе:

изучение оперативно-тактической характеристики района выезда;

решения пожарно-тактических задач;

групповых упражнений или деловых игр;

разбор пожаров;

пожарно-тактических учений.

Одним из видов совершенствования подготовки специалистов в области пожаротушения и проведения АСР, является подготовка газодымозащитников.

Основными целями проведения практических тренировок газодымозащитников являются:

подготовка к работе в условиях высокой температуры, задымления и повышенной влажности;

формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях.

Действующими нормативными правовыми актами МЧС России определен следующий порядок подготовки газодымозащитников:

1. Занятия совместно с личным составом дежурного караула, не являющимся газодымозащитниками, в том числе в составе расчетов (отделений) пожарных автомобилей.

2. Специальных периодических тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой:

- на свежем воздухе (один раз в месяц);

- свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач (один раз в месяц);

- в зоне с непригодной для дыхания средой (теплодымокамере) (один раз в квартал);

- на огневой полосе психологической подготовки (не менее одной тренировки в год).

3. Отработки и выполнения (сдачи) нормативов.

4. Семинаров (зачетных занятий).

В ходе учений подразделений пожарной охраны по возможности привлекать добровольную пожарную охрану.

VII. Доведение Организационно-методических указаний

В целях осуществления полномочий Минпромторга России по координации и методическому руководству подготовкой органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС Минпромторга России в области ГО, защиты персонала и объектов от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах настоящие Организационно-методические указания, а также План основных мероприятий Минпромторга России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на 2024 год (прилагается) довести до руководства Росстандарта, заинтересованных структурных подразделений Министерства и организаций в установленном порядке.

О ходе выполнения организационно-методических указаний организациям Минпромторга России ежегодно докладывать в Минпромторг России до 25 декабря в материалах ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в докладе о состоянии гражданской обороны (форма N 3/ДУ).

Руководителям организаций Минпромторга России обратить внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований в области защиты государственной тайны при разработке нормативных и правовых документов и направлении материалов в адрес Министерства.