4.1. Ремонтные цехи, гаражи, открытые и зимние стоянки автотранспорта, тракторов и лесозаготовительных машин. Помещения для зарядки аккумуляторных батарей и стоянки электрокар (электропогрузчиков)

4.1. Ремонтные цехи, гаражи, открытые и зимние стоянки автотранспорта, тракторов и лесозаготовительных машин. Помещения для зарядки аккумуляторных батарей и стоянки электрокар (электропогрузчиков)

4.1.1. В помещениях для ремонта автомобилей и в подсобных помещениях не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными топливом (а у грузовых автомобилей - при заполненных газом баллонах), и картерами, заполненными маслом. По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных концов и разлитых жидкостей.

4.1.2. Посты промывки деталей следует располагать в отдельном помещении, имеющем самостоятельную вентиляцию.

4.1.3. Трущиеся части станков и машин должны своевременно смазываться. Необходимо следить, чтобы смазочные масла там, где они могут разбрызгиваться и растекаться (в подшипниках, станках и т.п.), улавливались специальными приспособлениями. При этом маслоулавливающие приспособления должны регулярно очищаться от масел. Пролитые при смазке жидкости необходимо немедленно убирать.

4.1.4. Горны в кузницах необходимо оборудовать вытяжными зонтами, трубы которых при пересечении сгораемого перекрытия или покрытия должны иметь разделку из негорючего материала не менее 50 см.

4.1.5. При эксплуатации закалочных ванн необходимо:

оборудовать их крышками и устройством для аварийного слива масла;

заполнять их не более чем на 2/3 объема.

4.1.6. Вулканизационную следует размещать в отдельном помещении и разделить перегородкой на два отсека: один - для подготовки камер и покрышек, другой - для вулканизации.

4.1.7. Станки, используемые для зачистки поврежденных мест резиновых камер, необходимо оборудовать местной вытяжной вентиляцией.

4.1.8. Хранить и приготавливать резиновый клей необходимо в вытяжных шкафах при работающей вентиляции.

4.1.9. Участок обкатки двигателей должен быть оборудован приточно-вытяжной вентиляцией с местными отсосами. Топливные баки следует размещать в отдельном помещении не ниже II степени огнестойкости.

При перерывах в обкатке двигателей более чем на 1 день топливные баки необходимо освобождать от горючего.

4.1.10. Горючие и смазочные материалы, необходимые для работы цеха, должны храниться в закрытой металлической таре в количестве не более суточной потребности.

Хранение слитого топлива и масел на постах технического обслуживания и ремонтных участках запрещается.

По окончании рабочей смены помещения и осмотровые ямы должны очищаться от промасленного обтирочного материала и различных жидкостей. Загрязненный обтирочный материал следует ежедневно удалять для уничтожения в специально отведенное место.

4.1.11. Открытые стоянки (площадки) для хранения автотранспорта, тракторов и лесозаготовительной техники и механизмов должны отстоять от зданий и сооружений I и II степени огнестойкости на расстоянии не менее 9 м, а от зданий III - V степени огнестойкости - не менее 12 м. При устройстве стоянок со стороны глухих стен зданий и сооружений расстояния от строений I и II степени огнестойкости не нормируются, а от строений III степени огнестойкости должны быть не менее 6 м.

4.1.12. Количество ворот для выезда автотранспорта из гаража или с огражденной открытой стоянки определяется в зависимости от количества техники, на которую рассчитан данный гараж или стоянка: до 25 ед. - одни ворота; от 25 до 100 ед. - двое ворот; более 100 - дополнительно одни ворота на каждые 100 ед. техники.

4.1.13. Высота ворот в зданиях гаражей должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту транспортного средства, проезжающего через ворота, а ширина ворот должна превышать наибольшую ширину техники на 1,5 - 2,0 м (в зависимости от категории транспортного средства).

4.1.14. В гаражных воротах должны оборудоваться калитки шириной не менее ширины эвакуационных дверей, открывающихся по направлению выхода из здания. Калитки должны устраиваться без порогов.

4.1.15. Расстановка автотранспорта, тракторов и механизмов в гаражах и на открытых стоянках должна осуществляться по техническим схемам. Расстояние между автотракторной техникой и конструкциями здания должно соответствовать таблице N 7 СНиП 11-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей".

При организации стоянок автомобилей, тракторов и другой техники в полевых и лесных условиях необходимо:

стоянки устраивать на площадках, очищенных от сухой травы, валежника и окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, на расстоянии не ближе 50 м от лесного массива;

машины на площадках устанавливать колоннами по 20 единиц с разрывами между отдельными машинами не менее 1 м и между колоннами не менее 10 м.

4.1.16. Гаражи автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, должны размещаться в одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости и быть изолированными от других помещений стенами с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа.

На открытых стоянках топливозаправщики и бензовозы должны размещаться на специально отведенных площадках на расстоянии не менее 15 метров от других автотранспортных средств и механизмов и не менее 24 метров от зданий и сооружений.

4.1.17. В гаражах, в местах стоянки транспорта не разрешается производить кузнечные, термические, сварочные, малярные, деревоотделочные и другие ремонтные работы, а также промывку деталей с использованием ЛВЖ.

4.1.18. В гаражах и цехах по ремонту автотранспорта, тракторов и др. механизмов должны быть оборудованы отдельные производственные помещения для размещения участков:

технического обслуживания и ремонта техники;

моторного, агрегатного, механического, электротехнического и приборов питания;

кузнечно-термического, сварочного-жестяницкого и медницкого;

деревообрабатывающего;

окрасочного;

аккумуляторного.

4.1.19. В помещениях гаража, а также на стоянках техники под навесами и на открытых площадках запрещается:

держать машины с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего;

хранить горючее (бензин, дизельное топливо, баллоны с газом);

оставлять груженые автомобили, автомобильные и тракторные прицепы;

хранить тару из-под ЛВЖ и ГЖ;

загромождать проезды;

подзаряжать аккумуляторы;

пользоваться открытым источником огня при проведении ремонтных и других работ;

оставлять в машинах по окончании работы промасленные обтирочные материалы и спецодежду;

оставлять машины с включенным зажиганием;

поручать выполнение работ по техническому обслуживанию неквалифицированным лицам.

4.1.20. Хранение шин, смазочных материалов, лакокрасочных материалов, химикатов, сгораемых материалов, а также агрегатов и деталей в сгораемой таре должно осуществляться в отдельных складских помещениях, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, а при площади помещений складов 1000 кв. м и более - установками автоматического пожаротушения.

Примечание.

Хранение шин и сгораемых материалов допускается осуществлять в одном помещении, если площадь его не превышает 50 кв. м. Помещение для хранения шин площадью более 25 кв. м должно располагаться у наружных стен.

4.1.21. Количество смазочных материалов в помещениях технического обслуживания и ремонта машин и механизмов должно быть не более 5 куб. м, при условии их хранения в наземных емкостях объемом не более 1 куб. м.

4.1.22. Гаражи, ремонтные цехи и открытые стоянки для обеспечения эвакуации техники при пожаре должны быть обеспечены буксировочными приспособлениями (тросы, шланги, лебедки) из расчета: одно буксировочное средство на 10 единиц колесной или на 5 единиц гусеничной техники.

4.1.23. Планы эвакуации техники из гаражей и стоянок должны практически проигрываться на каждом предприятии не реже 1 раза в квартал.

4.1.24. На лесозаготовительных предприятиях, использующих теплые стоянки для тракторов на лесосеках, должны быть разработаны типовые (для конкретного предприятия, объединения) проекты стоянок (капониров). Проекты должны быть согласованы с территориальными органами по пожарной охране МВД СССР.

4.1.25. В помещениях зимних стоянок (капониров) следует хранить только тракторную технику, предназначенную для производства лесозаготовок в зимнее время.

4.1.26. Несущие конструкции стен и покрытия капониров должны обеспечивать возможность безопасной эвакуации техники в течение 1 часа с момента возникновения пожара.

4.1.27. Ворота зимней стоянки (капонира) должны открываться во внутрь помещения и фиксироваться в открытом состоянии. Расстояние от торца фиксированных створок ворот до установленной на хранение техники, должно быть не менее 1 метра.

4.1.28. Из помещения зимней стоянки тракторов, рассчитанной на 5 и более единиц техники должно быть не менее 2-х эвакуационных выходов.

В качестве 2-го выхода допускается использование калитки шириной 0,7 метра, врезанной в полотнище въездных ворот.

4.1.29. Для удаления дыма при пожаре из помещений зимних стоянок должны устраиваться вытяжные шахты, суммарная площадь сечения которых должна быть не менее 0,2% площади пола помещения.

4.1.30. Для отопления зимних стоянок тракторов должны применятся теплогенераторы, работающие на жидком топливе.

В помещениях, где установлены теплогенераторы, должны быть вывешены инструкции по их эксплуатации.

4.1.31. Емкости для хранения топлива должны устанавливаться вне помещения на расстоянии не менее 20 метров при хранении легковоспламеняющейся жидкости и 12 метров - горючей жидкости.

4.1.32. В одном помещении с теплогенератором допускается установка расходного бака емкостью не более 100 литров при использовании горючих жидкостей; при этом бак должен размещаться на расстоянии не ближе 2 метров до боковых стенок агрегатов.

Установка топливного бака напротив форсунок запрещается.

Расходный топливный бак должен быть герметически закрыт и с помощью трубки диаметром не менее 50 мм сообщаться с атмосферой.

4.1.33. При работе на легковоспламеняющейся жидкости во всех случаях топливный бак должен быть установлен вне помещения теплогенераторной.

4.1.34. Топливопроводные соединения и арматура должны быть заводского изготовления, монтироваться герметически, исключая подтекание топлива. На топливопроводе у расходного бака следует устанавливать запорный вентиль для прекращения подачи топлива к установке в случае пожара или аварии.

4.1.35. При выводе дымовой трубы через трудносгораемое перекрытие должны устраиваться разделки, толщиной не менее 50 см, от внутренней поверхности дымового канала до сгораемой конструкции.

4.1.36. Помещения зимних стоянок должны обеспечиваться буксировочным тросом или штангой на каждые 5 единиц техники и первичными средствами пожаротушения: 4 огнетушителями типа ОХП-10 или ОУ-8, ящиком с сухим песком, ведром и лопатой, асбестовым полотном или кошмой размером 2 x 2 метра. Первичные средства пожаротушения следует размещать в наиболее теплых местах помещения стоянки, исключающих возможность размораживания огнетушителей.

4.1.37. В помещениях зимних стоянок тракторов запрещается:

устанавливать на хранение технику с наличием подтекания топлива и масла;

производить ремонтные работы с применением открытого огня и с использованием для промывки деталей ЛВЖ и ГЖ;

устанавливать на совместное с тракторами хранение бензовозы, топливозаправщики;

хранить горючее и смазочные масла;

устраивать помещения (оборудовать места) для обогрева (ночлега) рабочих;

использовать для освещения керосиновые приборы, кроме фонарей типа "Летучая мышь";

оставлять промасленную ветошь и спецодежду вне установленных мест;

оставлять без присмотра теплогенераторы и доверять их эксплуатацию необученным лицам;

курить;

осуществлять запуск двигателей техники с использованием факелов паяльных ламп.

4.1.38. Аккумуляторные батареи должны заряжаться в специально предназначенных для этой цели помещениях или в специально отведенных местах производственных помещений категории "Д". В последнем случае в одном месте, оборудованном местными вытяжными устройствами, допускается заряжать не более двух напольных машин или батарей.

4.1.39. Зарядные помещения зарядных станций по пожарной опасности относятся к взрывопожароопасной категории "А" с категорией и группой взрывоопасной смеси ПС-ТI (водород). Причем это требование распространяется на верхнюю зону помещения. Нижняя зона считается невзрывоопасной.

Граница между верхней и нижней зонами помещения условно проходит по отметке 0,75 от общей высоты, считая от пола, но не выше отметки кранового пути, если таковой имеется.

4.1.40. При оборудовании аккумуляторных участков необходимо предусмотреть два помещения: одно - для ремонта; другое - для зарядки аккумуляторов. Размещение и сообщение зарядных помещений с другими помещениями следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02 "Производственные здания" и ПУЭ.

Примечание.

Отдельное помещение для зарядки аккумуляторов можно не предусматривать, если одновременной зарядке подлежит не более 10 аккумуляторов, а зарядка производится в специальном шкафу с индивидуальной вентиляционной системой, включение которой сблокировано с зарядным устройством.

4.1.41. Зарядные помещения зарядных станций должны быть оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией и естественной вытяжной вентиляцией.

Естественная вентиляция в зарядных помещениях и помещениях хранения заряженных батарей должна обеспечивать обмен воздуха с кратностью 0,25 объема механической вентиляции, но не менее однократного объема помещения в час.

Вентиляционная система зарядного помещения должна обслуживать только зарядные помещения, при этом вытяжные вентиляторы должны иметь взрывозащищенное исполнение.

Помещения кислотных и щелочных аккумуляторных батарей должны иметь раздельные приточно-вытяжные вентиляционные устройства.

Включение вентиляции в дымоходы или общую систему вентиляции зданий запрещается.

4.1.42. Отсос газов из зарядного помещения должен производиться из верхней и нижней зон. Из верхней зоны отсос должен осуществляться более интенсивно, чем приток. Если потолок помещения разделен балками на отсеки, отсос должен производиться из каждого отсека.

4.1.43. В схеме управления и автоматики зарядки аккумуляторных батарей должна быть предусмотрена блокировка, предусматривающая невозможность включения зарядного тока при неработающей вентиляции и отключение тока при нарушении заданных параметров работы вытяжной вентиляции.

Прекращение работы приточной вентиляции должно сопровождаться подачей световой и звуковой сигнализации.

4.1.44. Помещения стоянки и ремонта электропогрузчиков, а также хранения аккумуляторных батарей по пожарной опасности относятся к категории "Д", в них должна быть обеспечена вытяжная вентиляция в объеме не менее однократного обмена воздуха в час.

4.1.45. В помещении зарядки должны находиться только те электрокары, которые заряжаются. Одновременное нахождение электрокар в помещениях должно быть определено инструкцией.

4.1.46. Во избежание искрения и нагревания контактов проводники к аккумуляторам должны быть исправными, неисправные проводники с поврежденной изоляцией следует немедленно заменить.

4.1.47. Потолки зарядного помещения должны быть, как правило, горизонтальными и гладкими. Под покрытиями не должны образовываться застойные участки. В исключительных случаях, когда не удается избежать выступающих конструкций, в них должны быть проложены трубки для свободного протекания воздуха между отсеками.

4.1.48. Кислота для зарядки аккумуляторов должна храниться в отдельном помещении, где кроме нее допускается хранить дистиллированную воду.

4.1.49. В помещениях для зарядки аккумуляторов запрещается выполнять любые работы и хранить какие бы то ни было материалы.

4.1.50. Зарядка щелочных и кислотных аккумуляторов должна производиться в отдельных помещениях. Выключатели и предохранители должны размещаться вне помещений аккумуляторной.