6. Экологический контроль в системе обращения с отходами
6.1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется на основе ст. ст. 68, 69, 70, 71 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
6.2. Экологический контроль производится территориальным органом Минприроды России, осуществляющим государственный контроль, а также экологической службой предприятий, организаций и учреждений, которые осуществляют производственный экологический контроль (Приложение 2, п. 13).
6.3. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:
анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
проверку порядка и правил обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;
определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;
анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.
6.4. Служба производственного экологического контроля согласует с территориальным органом Минприроды России места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.
6.5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (Приложение 12).
6.6. Территориальный орган Минприроды России осуществляет государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.
6.7. При контроле за размещением отходов производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными в разрешении на размещение отходов.
6.8. Исходными данными для определения фактической массы размещаемых отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.
6.9. Фактическая масса отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале (Приложение 13). Выписка из журнала ежеквартально передается территориальному органу Минприроды России.
При необходимости пересчета объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.
6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в территориальный орган Минприроды России за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.
6.11. При превышении природопользователем количества отходов, установленных в разрешении на размещение для данного объекта, владелец этого объекта обязан в месячный срок представить выписку из журнала территориальному органу Минприроды России.
6.12. При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий или отдельных этапов этих планов, в случаях превышения количества размещения отходов, установленного в разрешении на период выполнения указанных планов, а также при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
6.13. Должностные лица территориального органа Минприроды России в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
проводить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами; в случае необходимости приостанавливать работы;
аннулировать при согласовании этой акции с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостанавливать действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случае нарушений условий его действия, а также при возникновении опасности аварий, причинения вреда окружающей природной среде;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде.
6.14. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется территориальным органом Минприроды России расчетно или инструментальным замером.
Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется территориальным органом Минприроды России в специальном журнале (Приложение 14).
Территориальный орган Минприроды России решает вопрос о приостановке самовольно размещенных отходов и применяет по отношению к виновным соответствующие санкции.