4.4. Искусственные преграды, включая трансграничные, ограничивающие свободное перемещение животных

4.4. Искусственные преграды, включая трансграничные,
ограничивающие свободное перемещение животных

Развитие сельского хозяйства в Забайкалье, фрагментация пригодных для дзерена мест обитания, разделение и ограждение отдельных пастбищных участков изгородями приводят к появлению непреодолимых для диких копытных животных препятствий, ограничивающих свободные перемещения и миграции животных.

Строительство в середине XX века железной дороги Кяхта - Улан-Батор - Дзамын-Уд с проволочным ограждением с обеих сторон привело к прекращению миграций многотысячных группировок дзерена с востока на запад и способствовало сокращению численности вида в Центральной Монголии.

В 90-е гг. XX века сооруженное вдоль китайско-монгольской границы проволочное ограждение остановило миграции восточномонгольских группировок в Китай, а появление на китайской территории большого количества огороженных сельскохозяйственных угодий привело к практически полному исчезновению дзеренов в стране.

Непреодолимые препятствия уменьшают площадь мест обитания, сокращая жизненное пространство крупных группировок, лишают их миграционного маневра на случай экстремальных климатических условий, приводят к увеличению случаев массовой гибели животных, фрагментации и сокращению ареала, уменьшению общей численности вида.

Реализация проектов по строительству ряда объектов линейной инфраструктуры (таких как железные и автомобильные дороги, трубопроводы) в Восточной Монголии, не предусматривающие строительства достаточного количества миграционных переходов, также может привести к катастрофическим нарушениям в последних крупных группировках дзерена.