3.3.1. Правовые основы для сохранения вида

3.3.1. Правовые основы для сохранения вида

В России вопросы охраны и использования объектов животного мира (включая сайгака) и сохранения среды их обитания регулируются рядом нормативных правовых актов, ключевыми из которых являются:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Федеральный закон "О животном мире" регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных.

Данный закон предусматривает меры по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, а также животного мира и среды его обитания на особо охраняемых природных территориях.

Закон распределяет полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К собственным полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания. К переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям отнесены: организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения), ведение государственного учета численности, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения), осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и и восстановлению среды их обитания (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения), федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения).

Закон устанавливает право граждан и юридических лиц на осуществление общественного контроля, проведение мероприятий по охране животного мира и среды его обитания, а также на содействие реализации соответствующих государственных программ.

Законом предусмотрена обязательность государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а также недопустимость действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги.

Кроме того, гражданское, уголовное, административное законодательство Российской Федерации содержит различные нормы, способствующие сохранению животного мира и среды его обитания.

В соответствии со статьями 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за незаконные действия, связанные с контрабандой, добычей и оборотом особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами России, включая сайгака, установлена исключительно уголовная ответственность. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, куда занесен и сайгак, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 978.

Помимо привлечения к уголовной ответственности предусмотрено взыскание причиненного вреда за незаконную добычу сайгака, который до занесения сайгака в Красную книгу Российской Федерации, рассчитывался согласно приказу Минприроды России от 08.12.2011 N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам".

Многочисленные подзаконные нормативные правовые и ведомственные акты составляют в значительной степени проработанную правовую основу деятельности органов исполнительной власти в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, сохранения среды их обитания, а также обеспечивают регулятивный механизм с достаточно хорошо определенными компетенциями и разграничениями между федеральными и региональными органами государственной власти.