II. Цели, задачи, виды и формы проверок
4. Контрольные мероприятия в отношении территориальных органов и организаций, подведомственных Министерству (далее - объекты проверки), организуются в целях получения достоверной информации о деятельности и осуществляются методами проверки и ревизии.
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта проверки за определенный период.
Под ревизией понимается проверка деятельности объекта проверки, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
Результаты проверок и ревизий (далее - проверки) оформляются актом.
5. Основные задачи проверок:
определение соответствия деятельности объектов проверки положениям законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых и правовых актов Министерства;
выявление недостатков, нарушений и упущений в деятельности объектов проверки, формирование рекомендаций, направленных на их устранение;
экспертный анализ, мониторинг, изучение, обобщение и распространение положительного опыта, прогрессивных форм и методов деятельности объектов проверки;
оказание методической и практической помощи в повышении эффективности деятельности объектов проверки, включая организацию внутреннего финансового контроля объектов проверок.
6. Проверки проводятся в виде плановых и внеплановых проверок.
Плановой проверкой является проверка, включенная в сводный план проверок, формируемый на соответствующий календарный год и утверждаемый приказом Министерства.
Проверка, не включенная в сводный план, является внеплановой. Внеплановые проверки проводятся по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, по обращениям депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов прокуратуры, Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр).
Внеплановые проверки могут проводиться по жалобам и обращениям граждан и организаций по вопросам деятельности объектов проверки.
Предложения о проведении указанных проверок докладываются Министру, с предварительным согласованием этого вопроса заместителем Министра, координирующего и курирующего деятельность Департамента контрольно-ревизионной деятельности и аудита.
Предложения о внеплановых проверках, проводимых территориальными органами Министерства, согласовываются с центральным аппаратом Министерства. Согласование указанных проверок осуществляется уполномоченным должностным лицом центрального аппарата Министерства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления обращения территориального органа.
7. Проверки проводятся в форме выездной, документарной (камеральной) проверок и (или) смешанной (камеральной и выездной, проводимых в рамках одной проверки).
Проверки, проводимые по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются выездными.
Проверки, проводимые без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности объекта проверки, называются документарными (камеральными).
Документарные (камеральные) проверки проводятся путем изучения:
представленных по запросам Министерства документов;
иных документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает Министерство, в том числе отчетов о деятельности объектов проверки, документов о расходовании денежных средств и об использовании имущества.
Проверка может осуществляться сплошным или выборочным способом.
Сплошная проверка предусматривает проверку всех документов и всей совокупности действий объекта проверки, относящихся к одному вопросу программы проверки, за весь проверяемый период его деятельности.
Выборочной проверке подвергается часть действий объекта проверки, относящихся к одному вопросу программы проверки, какой-либо один вид деятельности (операций) или отдельный период деятельности объекта проверки.
При выявлении в ходе выборочной проверки нарушений, злоупотреблений и недостатков, при необходимости, осуществляется переход к сплошному методу проверки участка деятельности объекта проверки.
Проверка деятельности по использованию и распоряжению федеральным имуществом объектов проверки может проводиться путем осмотра, обследования, наблюдения, замеров, экспертизы и других действий по контролю. Проведение действий по фактическому осмотру имущественного комплекса может фиксироваться соответствующими справками, фото- и видеоматериалами.
8. Проверки могут быть комплексными (комбинированными), тематическими (целевыми) и повторными (контрольными).
Комплексные проверки проводятся в отношении объектов проверки по основным направлениям деятельности с целью изучения, оценки состояния и результатов деятельности объектов проверки, в том числе организационной и документационной.
Виды деятельности, подлежащие включению в программу комплексной проверки, определяются структурным подразделением Министерства, ответственным за проведение комплексной проверки, на основании анализа и мониторинга деятельности объекта проверки, выявившего дополнительные факторы, негативно влияющие на тот или иной вид его деятельности.
Тематические (целевые) проверки проводятся в отношении объектов проверки по отдельным направлениям или вопросам деятельности объекта проверки в целях изучения и оценки состояния деятельности объектов проверки по конкретным направлениям.
С целью проверки устранения выявленных ранее нарушений на основании распоряжения Министерства может проводиться повторная (контрольная) проверка в целях оценки результатов деятельности объектов проверки по устранению ранее выявленных недостатков с выборочной проверкой, при необходимости, документов последующего периода в части учета в них фактов указанных нарушений.
Комплексная проверка проводится комиссией, а тематическая (целевая), повторная (контрольная) проводится комиссией или контрольной группой в составе не менее двух человек.
При проведении территориальными органами Министерства комплексных проверок, при отсутствии специалистов по проверке отдельных направлений деятельности, возможно включение в состав такой проверки сотрудников центрального аппарата Министерства по предварительному согласованию в порядке, установленном Министерством.
9. Проверке подлежат следующие направления деятельности объектов проверок:
1) финансово-хозяйственная деятельность;
2) деятельность по использованию и распоряжению федеральным имуществом;
3) деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг;
4) деятельность в области гражданской обороны;
5) научная деятельность (с привлечением ведущих ученых);
6) деятельность в области мобилизационной подготовки;
7) деятельность по осуществлению бюджетных инвестиций в проектирование, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включая вопросы осуществления функций и полномочий государственного заказчика;
8) выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
9) соблюдение трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
10) деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну;
11) качество и безопасность медицинской деятельности.
Проверки, указанные в подпунктах 1 - 9 настоящего пункта, проводятся центральным аппаратом Министерства и территориальными органами Министерства в отношении организаций, подведомственных Министерству.
Проверки, указанные в подпунктах 1 - 4, 7 - 9 настоящего пункта проводятся центральным аппаратом Министерства в отношении территориальных органов Министерства.
Проверки, указанные в подпунктах 10 и 11 настоящего пункта, проводятся исключительно центральным аппаратом Министерства в отношении организаций, подведомственных Министерству.
10. Согласно законодательству Российской Федерации контрольные мероприятия в отношении объектов проверки проводятся в соответствии с положениями (порядками, регламентами) контрольной деятельности, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством.