9.2. Прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории

9.2. Прохождение аттестации в целях установления
квалификационной категории

Аттестация учителей в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию (часть 1 статьи 49 Закона N 273, пункты 2 и 24 Порядка аттестации) на основании их заявлений (пункт 27 Порядка аттестации), в которых указываются квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию (пункт 28 Порядка аттестации).

Таким образом, Порядком аттестации не предполагается направление (представление) учителями в аттестационную комиссию каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявления с указанием квалификационной категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.

Следует учесть, что исчерпывающий перечень критериев для установления педагогическим работникам (включая учителей) первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 и применяется с учетом пункта 38 Порядка аттестации.

Для исключения требований к учителям о составлении отчетной документации при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории рекомендуется:

органам исполнительной власти:

1) сформировать регулярно обновляемые базы данных об учителях, работающих на территории субъекта Российской Федерации, - с целью сбора непосредственно аттестационными комиссиями и (или) специалистами таких сведений, как:

- наименование должности заявителя согласно записи в трудовой книжке;

- наименование организации, в которой работает заявитель, согласно ее уставу;

- наличие (отсутствие) у организации, в которой работает заявитель, лицензии на осуществление образовательной деятельности;

- дата и результаты предыдущей аттестации заявителя в целях установления квалификационной категории;

2) систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами следующую информацию о результативности учителей за последние 5 лет, уже имеющуюся в электронном виде:

- итоги мониторингов, проводимых организацией (например, на основании электронного журнала);

- итоги мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (с указанием учителей соответствующих классов);

- результаты всероссийской олимпиады школьников (в том числе ее школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов - в разрезе субъекта Российской Федерации и с указанием учителей, ответственных за подготовку соответствующих обучающихся);

- информационные карты участников конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, Всероссийского конкурса "Учитель года России", включая все его этапы, а также конкурсов и грантов, учредителем которых является соответствующий орган исполнительной власти;

3) составить и обновлять электронный список адресов официальных сайтов организаций в сети "Интернет" для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами сведений, размещенных на страницах аттестуемых учителей;

4) исключить практику запросов от учителей каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявлений о проведении аттестации (то есть без представления к ним печатных и (или) электронных приложений);

5) отменить сбор "портфолио", включая представление:

- отчетности о результатах профессиональной деятельности;

- копий документов и справок;

- отзывов, рекомендаций и заключений третьих лиц, в том числе руководителей организаций;

- анкет и карт самоанализа;

- видеозаписей, конспектов, технологических и диагностических карт уроков;

- сведений о соответствии всем без исключения критериям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации;

- иных документов и материалов, подтверждающих достигнутую результативность в работе;

руководителям организаций:

- обеспечивать по желанию учителей размещение о них информации на официальных сайтах организаций в сети "Интернет" - на основе критериев, предусмотренных пунктами 36 и 37 (с учетом пункта 38) Порядка аттестации, с приложением сканированных копий документов, подтверждающих достигнутую результативность в работе, и гиперссылками на личные интернет-ресурсы учителей (при их наличии).