МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1328
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"МИТРОПОЛИЧЬИ ПОКОИ", XVI - XVII ВЕК, 1767 - 1778 ГОДЫ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Митрополичьи покои", XVI - XVII век, 1767 - 1778 годы (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 11), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Троице-Сергиевской лавры", 1540 - 1550 гг.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1328
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"МИТРОПОЛИЧЬИ ПОКОИ", XVI - XVII ВЕК, 1767 - 1778 ГОДЫ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение здания XVI - XVIII вв. на склоне горы и перепаде высоты в юго-западной части монастыря в примыкании к южному ризалиту трапезной, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля Троице-Сергиевой Лавры и Соборной площади, в формировании въезда в Лавру со стороны Водяных ворот;
- объемно-пространственная композиция двухэтажного Г-образного с небольшими выступами здания XVII - XVIII вв., с подклетом XVI в. под его частью, полукруглой западной ретирадой начала XX в., с треугольным фронтоном северного фасада и восьмиколонным портиком с балконом, на центр площадки которого выходит полуциркульная крыша входного тамбура, высотные отметки по венчающим карнизам и изразцовым фризам;
- вальмовая сложная крыша второй половины XVIII в., повышенная в западной части здания, с врезанным по центру небольшим треугольным фронтоном, низким куполом нач. XX в. над западной ретирадой, посводным покрытием арки входного тамбура, ее конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, высотные отметки по конькам (с учетом реставрационных работ XX в.);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XVII - начала XX веков, включая местоположение, размер, форму и оформление оконных и дверных проемов, фасады белокаменного подклета XVI в., декор двух верхних этажей главного северного фасада 1778 года, декорированных рустованными лопатками по первому этажу, стеновыми филенчатыми пилястрами с лепными гирляндами и угловыми с алмазным рустом по второму, "ушастыми" с лучковыми и треугольными сандриками окнами, плоскими крещатыми филенками над окнами первого этажа и прямоугольными с розетками филенками под окнами второго, по центру - восьмиколонным из белокаменных блоков портиком с балконом, гербовым полем с гирляндами, растительным декором, посохом, крестом, золотой короной и вензелем в картуше разорванного профилированного треугольного фронтона, подклет XVI в. западного фасада с полосой поребрика и арочными окнами в прямоугольных рамках с треугольными сандриками, венчающий западный и восточный фасады XVII - XVIII вв., фриз из полихромных поливных изразцов 1640 г. с изображением шестиконечных звезд, медальонов, лилий и других растительных орнаментов, узкие стрельчатые ниши с наличниками западной ретирады н. XX в., декор южного фасада, закрытого встройкой 1950 гг.;
- реставрационные кубчатые с хомутами и "в шахмат" решетки окон, фигурная металлическая решетка балкона;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей XVI - XVIII вв. (окраска в два колера по гладкой штукатурке главного северного фасада, обмазка по кирпичу остальных фасадов);
- каменные крыльца;
- колористическое решение фасадов XVI - XVIII вв. (по результатам реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, сводчатых и плоских перекрытий, коммуникационных связей и отметок полов XVI - начала XX вв.;
- капитальные стены, перекрытия XVI - начала XX вв., их конструкция, техника и технология кладки и материал (большемерный кирпич, белый камень), включая коробовые и сомкнутые своды с дуговыми распалубками и без них в интерьерах цокольного и первого этажей XVI - XVII вв., лотковые XVIII в. и сомкнутые своды XVII в. со срезанными зеркалами и дуговыми распалубками второго этажа, оформление оконных и дверных проемов, распалубок, печур, плоские перекрытия, металлические кованые связи; - местоположение, конструкция, материал главной деревянной лестницы центрального входа второй половины XVIII в., расположенная рядом с ней чугунная лестница последней трети XIX в. на профилированных двутаврах, с рифлеными ступенями, орнаментальными сквозными проступенками и ограждением из консольных круглых стоек, ее местоположение, конструкции, материал, декоративное оформление и колористическое решение;
- двупольные и однопольные глухие и с остеклением филенчантые двери и фрамуги начала XIX - начала XX вв., характер их оформления, включая калевки, материал, конструкция, колористическое решение, включая отделку "под гребенку", дверной скобяной латунный и железный прибор (ручки, замки, петли, крюки), плотничья реставрационная входная арочная дверь с железными фигурными жиковинами, подставами и замком на западном фасаде, материал, колористическое решение и характер столярных заполнений оконных проемов 2-ой пол. XVIII - нач. XX вв.;
- декоративное оформление интерьеров второй половины XVI - начала XX вв., включая обмазку стен и сводов подклета XVI в., полы на втором этаже из наборного и щитового дубового паркета конца XIX - нач. XX вв. разного рисунка (сайка, елка, шашка, звездчатый) с фризами, отделенными жилками черного дерева, стены и своды 1 - 2 этажей с арочными, прямоугольными и иными дверными и оконными проемами XVII - XVIII вв. и распалубками, декорированными в XVIII в. десюдепортами и в XIX в. лепными орнаментами, валиками, бусами на консольках, накладные настенные панели митрополичьего зала 2 этажа с лепными картушами, гирляндами и альфрейной живописью, своды с падугами и потолочными плафонами с тянутыми карнизами, кругами и розетками, косынками с накладным декором из деревянных резных картушей, декоративными раковинами, гирляндами и виньетками с растительными мотивами XVIII - XIX вв., золоченые лепные рамы картин и портретов, профилированные карнизы плоских потолков, потолочный фонарь в зале с двумя печами, художественно-декоративное оформление интерьеров домовой церкви Филарета Милостивого 1770 гг. - середины XX вв., включая плафон, декорированный расписными скульптурными изображениями ангелов, плодов винограда, лилий и различных виньеток с растительными мотивами, переносной резной позолоченный иконостас 1770 гг. с иконами XVII - XVIII вв.;
- колористическое решение интерьеров XVIII - XIX вв. (уточняется по результатам реставрационных исследований);
- позолота и росписи стен и сводов XVIII - XIX вв., включая сюжетную, альфрейную и гризайльную живопись (по результатам реставрационных исследований);
- две печи 2-го этажа XVIII в., стеновая с расписными изразцами и угловая в центральном зале, с нишами, полками, колонками и карнизами, головками ангелов, навершиями в виде небольших вазочек, облицованная изразцами с изображением кавалеров и дам, пейзажей, ваз и цветов, четыре белого кафеля печи XIX в., три печи XIX в. в подклете, включая кирпичную голландскую, печной латунный и железный прибор, печные трубы XVIII - нач. XX вв., их местоположение, конструкция, материал и декоративно-художественное оформление;
- обстановочный комплекс помещений XVIII - нач. XX вв., включая происходящие из Троице-Сергиевой Лавры резные комоды, буфеты, трюмо, зеркала, столовую и гардеробную мебель, церковную утварь, киоты, иконы XVII - XVIII вв., овальные прижизненные портреты Петра I и Екатерины I в центральном зале 2-го этажа и произведения живописи XVIII - нач. XX вв.