3.3. Лицензирование деятельности в области почтовой связи

3.3. Лицензирование деятельности в области почтовой связи

На территории Российской Федерации на рынке услуг почтовой связи осуществляют деятельность 569 операторов почтовой связи (по данным Роскомнадзора на конец 2014 г.), которые в основном работают в прибыльных сегментах и представлены в крупных городах.

В международной практике на либерализованных рынках почтовой связи лицензирование используется относительно редко и в основном применяется как один из механизмов обеспечения безопасности и тайны связи в рамках пересылки почтовых отправлений <1>.

--------------------------------

<1> Источник: Accenture, 'Postal Universal Service Obligation (USO) International Comparison: International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries', 2008, почтовое законодательство стран ЕС, США, Канады.

В Российской Федерации лицензионные требования необходимо устанавливать для обеспечения безопасности пользователей услугами почтовой связи, работников операторов почтовой связи и иных лиц при пересылке почтовых отправлений, сохранности почтовых отправлений и обеспечения тайны связи.

Лицензия на оказание услуг почтовой связи должна являться разрешением:

- на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений;

- на беспрепятственный доступ к абонентским почтовым ящикам для доставки нерегистрируемых почтовых отправлений, извещений о поступлении почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств, уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений <1>;

--------------------------------

<1> С учетом положений последнего абзаца раздела 3.9 настоящей Концепции.

- на недискриминационный доступ к услугам назначенного оператора почтовой связи в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;

- на право принимать участие в закупках услуг почтовой связи для государственных и муниципальных нужд;

- на право упрощенной процедуры совершения таможенных операций в рамках осуществления международной деятельности.

Для поддержания конкурентной среды при осуществлении международной деятельности для операторов почтовой связи предусматривается:

- единый порог беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в почтовых отправлениях или перевозимых в качестве грузов;

- упрощенная процедура совершения таможенных операций с возможностью использования в качестве таможенной декларации реестра товаров (в том числе в электронной форме) при экспортных и импортных операциях.

Операторы почтовой связи, в том числе назначенный оператор почтовой связи, вправе осуществлять иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках осуществления иной деятельности назначенный оператор почтовой связи обеспечивает предоставление государственных услуг в качестве многофункциональных центров, а также обеспечивает оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа.