9. Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

9. Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

9.1. Дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования"

В настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках указанной Дорожной карты. При этом разработаны все запланированные Дорожной картой проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят. В частности, в законодательство о налогах и сборах внесены следующие изменения:

1) введен институт налогового мониторинга, который имеет целью формирование оптимальной для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа, повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата.

Внедрение налогового мониторинга позволит повысить прогнозируемость налоговых платежей, своевременно выявлять пробелы и коллизии в законодательстве о налогах и сборах, сокращать затраты на проведение налоговых проверок, судебные издержки в связи с сокращением налоговых споров, а также обеспечивать повышение уровня правовой культуры налогоплательщиков;

2) в законодательство о налогах и сборах введено понятие "личный кабинет налогоплательщика", а также урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;

4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;

5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;

6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:

- установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

- установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

- предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета.

9.2. Дорожная карта "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта".

Налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, в электронном виде: в статью 165 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 года вводятся реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.

9.3. Иные меры совершенствования налогового администрирования

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования необходимо выделить следующие:

1) урегулирован внесудебный порядок взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает пяти миллионов рублей;

2) расширены возможности использования банковских гарантий;

3) предусмотрена обязанность налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

4) предусмотрено право налогоплательщиков заявить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации;

5) введена обязательность досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

6) предусмотрено право налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, потребовать, чтобы налогоплательщик представил соответствующие пояснения;

7) введен запрет на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам приостановлены операции.