1. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах

1. Итоги функционирования консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 - 2014 годах

Одним из важных решений в области налоговой политики, принятых в последние годы, являлось появление в законодательстве о налогах и сборах возможности создавать консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН). Для крупных холдингов КГН - это не только способ определить налоговые обязательства по налогу на прибыль в целом по группе компаний и справедливо распределить соответствующие доходы между региональными бюджетами, но и избежать обременительных процедур оформления документов и возможных проверок, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием внутри страны.

Тема КГН и их влияния на доходы бюджетов активно обсуждается в органах государственной власти практически сразу с момента возникновения этого института. Этому есть простое объяснение - если до формирования КГН отдельные составные части холдинга могли в большой степени произвольно уплачивать налог на прибыль в бюджеты субъектов Федерации (используя механизмы трансфертного ценообразования), то после формирования группы распределение налоговых платежей по налогу на прибыль определяется законодательством о налогах и сборах. Так же, как и в случае с обособленными подразделениями юридических лиц, налог на прибыль, исчисленный по КГН в целом, распределяется между субъектами Российской Федерации пропорционально доле находящихся в регионе численности (фонда оплаты труда) и стоимости основных фондов в общегрупповых показателях.

Естественно, что в первую очередь, создание консолидированных групп затрагивает интересы тех субъектов Федерации, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов - численности работающих и стоимости основных фондов. Например, по инициативе органов власти города Москвы уже в 2012 году были приняты изменения в законодательство о налогах и сборах, установившие 5-летний переходный период и не позволяющие одномоментно перераспределить доходы от налога на прибыль организаций, уплачиваемого ОАО "Газпром", из бюджета города Москвы в бюджеты других регионов, где сосредоточены активы и работники соответствующей консолидированной группы. По мере появления других консолидированных групп (прежде всего, в нефтегазовом и металлургическом секторах экономики) указанная проблема резкого перераспределения доходов обострилась, при этом на нее наложились общее снижение прибыли в экономике, что руководители регионов увязывали с созданием консолидированных групп, а также сложности с прогнозированием налоговых доходов бюджетов отдельных регионов (поскольку в КГН объем прибыли зависит от деятельности всех предприятий группы, а не ее составных частей).

В результате, в 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам.

Проведенный Минфином России анализ основных итогов функционирования консолидированных групп, основанный на данных ФНС России по результатам 2014 года, в условиях создания КГН и без учета объединения организаций в КГН, показал, что функционирование КГН в 2014 году привело к следующим изменениям:

росту поступлений налога на прибыль организаций в размере 61,9 млрд. руб. в 62% субъектов Российской Федерации (53 региона);

снижению поступлений налога на прибыль организаций в размере 127,0 млрд. руб. в 38% субъектов Российской Федерации (32 региона).

При анализе этих результатов необходимо еще раз оговориться, что речь не идет об абсолютном росте или снижении доходов от налога на прибыль по группе в целом - расчеты демонстрируют, насколько изменились бы доходы региональных бюджетов, если бы каждый конкретный участник не входил в КГН.

Таблица 12

Изменение поступлений налога на прибыль организаций
по итогам 2014 года в связи с созданием КГН в общей сумме
поступлений налога на прибыль организаций по субъектам
Российской Федерации

Диапазон уд. веса изменений, в %
Увеличение
Снижение
Количество субъектов РФ
Сумма поступлений, млрд. руб.
Количество субъектов РФ
Сумма поступлений, млрд. руб.
Всего
53
61,9
32
-127,0
в том числе:
от 0 до 1
11
0,3
9
-0,4
от 1 до 3
12
2,7
6
-2,4
от 3 до 10
17
7,9
8
-55,9
от 10 до 30
6
10,2
8
-63,5
от 30 и выше
7
40,8
1
-4,8

Анализ степени влияния создания КГН на поступление налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, приведен в Таблицах 12 и 13. В указанных таблицах субъекты Российской Федерации сгруппированы исходя из удельного веса изменений поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН в общей сумме поступлений налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации. Так, в 2014 году в 17-ти субъектах РФ (32% от количества субъектов РФ, в которых увеличились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций увеличились от 3% до 10%, в 9-ти субъектах РФ (9% от количества субъектов РФ, в которых снизились поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН) поступления налога на прибыль организаций снизились от 0% до 1%.

Таблица 13

Динамика изменений поступлений налога на прибыль
организаций в связи с созданием КГН в общей сумме
поступлений налога на прибыль организаций по субъектам
Российской Федерации в 2012 - 2014 годах

Диапазон удельного веса изменений, в %
Увеличение
Количество субъектов РФ, ед.
Сумма поступлений, млрд. руб.
2012
2013
2014
Темп роста, %
2012
2013
2014
Темп роста, %
Всего
65
63
53
81,54
52,6
47,4
61,9
117,68
в том числе:
от 0 до 1
16
14
11
68,75
0,77
0,7
0,3
38,96
от 1 до 3
22
10
12
54,55
8,5
3,2
2,7
31,76
от 3 до 10
17
19
17
100,0
13,8
12,2
7,9
57,25
от 10 до 30
7
15
6
85,71
23,6
22,2
10,2
43,22
от 30 и выше
3
5
7
233,33
6,0
9,1
40,8
680,0
Снижение
Всего
18
20
32
177,78
-60,8
-63,8
-127,0
208,88
в том числе:
от 0 до 1
1
1
9
900,0
-0,13
-0,06
-0,4
307,69
от 1 до 3
5
6
6
120,0
-0,67
-4,8
-2,4
358,21
от 3 до 10
3
8
8
266,67
-45,0
-44,2
-55,9
124,22
от 10 до 30
7
4
8
114,29
-14,2
-12,8
-63,5
447,18
от 30 и выше
2
1
1
50,0
-0,80
-1,9
-4,8
600,0

Необходимо отметить, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 65,1 млрд. руб., что привело к снижению поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 3,31%, а общие доходы субъектов Российской Федерации в результате создания КГН снизились на 0,64%. Снижение абсолютного объема исчисленного налога по предприятиям группы в результате их объединения в КГН происходит не только из-за того, что убыточные в отсутствие КГН организации получают возможность "предоставить" свои расходы в уменьшение доходов, получаемых другими участниками группы. Подобные эффекты возникают и из-за того, что налоговая база зачастую перераспределяется в субъекты Федерации, где установлены пониженные ставки налога на прибыль.

Одновременно поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по данным Казначейства России за 2014 год по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличились на 244,3 млрд. рублей.