4.3. Частичный сброс нагрузки электростанции

4.3. Частичный сброс нагрузки электростанции

4.3.1. Частичный сброс нагрузки электростанции может произойти из-за отключения или частичного сброса нагрузки энергоблока, котла, турбины, генератора и отсутствия резервной мощности на электростанции.

4.3.2. Причинами частичного сброса электрической нагрузки энергоблока могут быть:

прикрытие главного сервомотора;

прикрытие ГПЗ;

снижение параметров пара;

снижение вакуума;

повышение частоты в системе;

дополнительный расход пара через пускосбросные или предохранительные устройства.

4.3.3. Частичный сброс нагрузки энергоблока может произойти в результате отключения одного из двух работающих механизмов (бустерного, конденсатного, питательного, циркуляционного насосов, тягодутьевого механизма и др.), если резервный не включился.

4.3.4. Признаками частичного сброса электрической нагрузки из-за причин, указанных в п. 4.3.2, являются:

уменьшение активной нагрузки по мегаваттметру и тока статора;

снижение давления в регулирующей ступени ЦВД;

уменьшение расхода пара, питательной воды и топлива.

4.3.5. Во всех случаях снижения нагрузки выясняется причина, вызвавшая сброс нагрузки.

4.3.6. При сбросе нагрузки из-за неудовлетворительной работы системы автоматического регулирования частоты и мощности (САРЧМ) отключается САРЧМ с переводом на дистанционное управление турбиной с БЩУ или по месту.

4.3.7. При сбросе нагрузки из-за неисправности в цепях управления турбиной снимается оперативный ток, управление турбиной осуществляется по месту и восстанавливается нагрузка.

4.3.8. О плохой работе системы регулирования турбины ставится в известность начальник смены котлотурбинного цеха и начальник смены электростанции. В дальнейшем оперативный персонал действует по их указаниям.

4.3.9. При снижении нагрузки, вызванном снижением параметров, выясняется причина снижения параметров и принимаются меры к их восстановлению. При необходимости устанавливается нагрузка на энергоблоке, обеспечивающая поддержание номинальных параметров и выполнение требований режимной карты. Одной из причин снижения параметров и паропроизводительности котла может явиться ухудшение качества твердого, жидкого и газообразного топлива.

4.3.10. При сбросе нагрузки контролируются:

уровень воды в барабане, деаэраторах, конденсаторе;

параметры пара, вакуум в конденсаторе, осевой сдвиг, относительное положение роторов и вибрация;

температура масла на сливе из подшипников;

горение в топке.

4.3.11. При аварийном отключении энергоблока оперативный персонал:

контролирует работу защит и блокировок, не вмешиваясь в их действия, если они правильные;

проверяет выполнение всех воздействий на механизмы и арматуру, предусмотренных системами защит и блокировок;

особенно внимательно следит за прекращением подачи топлива и воды в котел, закрытием стопорных и регулирующих клапанов турбины, за отключением генератора;

квитирует ключи отключившихся механизмов, не дожидаясь выяснения причины аварийного отключения, принимает меры по обеспечению возможности последующего пуска энергоблока.

4.3.12. В случае невозможности пуска энергоблока (необходим ремонт оборудования) дальнейшие операции по останову проводятся в зависимости от характера предстоящих работ.

4.3.13. При отключении котла оперативный персонал:

контролирует срабатывания защит и блокировок, а в случае их отказа выполняет необходимые операции вручную;

гасит топку, прекратив подачу топлива; прекращает подачу воды в котел, удостоверившись в отсутствии горения в топке; отключает котел от турбины и закрывает главные паровые задвижки; квитирует ключи отключившихся механизмов; загружает до предельной нагрузки другие работающие котлы, пускает резервные котлы для обеспечения заданного графика нагрузки; не дожидаясь выяснения причины аварийного отключения, принимает меры по обеспечению возможности последующего пуска котла (энергоблока).

4.3.14. При отключении питательного турбонасоса автоматически включается ПЭН. В этом случае котел немедленно разгружается до нагрузки, обеспечиваемой питательным электронасосом, в следующем порядке:

уменьшается расход топлива;

устанавливается расход воды, соответствующий данной нагрузке, согласно требованиям режимной карты;

регулируется тепловая нагрузка энергоблока исходя из необходимости поддержания температуры свежего пара на прежнем режиме.

4.3.15. При отключении дутьевого вентилятора, дымососа, РВП, мельничного вентилятора котел (энергоблок) разгружается до нагрузки, равной 60 - 65% номинальной, автоматически при наличии автоматической системы аварийного разгружения блока (АСАРБ) или вручную оперативным персоналом.

4.3.16. При отключении генератора из-за аварии в энергосистеме начальник смены электростанции обеспечивает возможность его быстрого включения в сеть. Для этого после отключения от сети генератор оставляется в работе с нагрузкой с. н. Если при отключении генератора холостой ход удержать не удалось, уже в процессе останова турбогенератор готовится к развороту из горячего состояния. Целесообразно осуществлять быструю автоматическую разгрузку для обеспечения холостого хода и сохранения собственных нужд.

4.3.17. При отключении генератора от сети защитами при внутренних повреждениях наряду с отключением выключателя энергоблока отключаются АГП и выключатели рабочего трансформатора с. н. со стороны шин 6 кВ. Одновременно срабатывают технологические защиты энергоблока, действием которых гасится топка и начинается останов турбины (закрываются стопорные клапаны и ГПЗ). Отключение генератора опасно возможностью разгона ротора турбины, особенно в случае пропуска или недозакрытия ГПЗ, стопорных или регулирующих клапанов. В этом случае персонал принимает все меры, указанные в инструкции организации, для предотвращения разгона ротора турбины и его повреждения.

Особое внимание необходимо обратить на наличие напряжения на шинах 0,4 кВ, от которых питаются электродвигатели рабочих механизмов, обеспечивающих сохранность основного оборудования, а также на сборках приводов задвижек и средств измерений.

Оперативный персонал выясняет причину отключения генератора и в зависимости от этого по согласованию с руководством ТЭС решает, выводить его в ремонт или готовить к включению.

4.3.18. Если одновременно с отключением генератора произошло обесточивание системы шин, на которую включены также и резервные трансформаторы с. н., следует:

обеспечить в первую очередь подачу напряжения (через резервные шины 0,4 кВ) на шины щитов машинного зала и котельной от резервных трансформаторов 6/0,4 кВ, не затронутых аварией, если это напряжение не было подано автоматически АВР шин 0,4 кВ;

выполнить перевод турбогенераторов с аварийных маслонасосов на рабочие для предупреждения полного разряда аккумуляторных батарей. Включить в работу со стороны шин 0,4 кВ подзарядные агрегаты аккумуляторных батарей, если они отключались защитой обратного тока;

отделить поврежденное оборудование и подать напряжение на шины от энергосистемы или через трансформаторы связи от шин другого напряжения электростанции, включить резервные трансформаторы с. н. и подать напряжение на обесточенные рабочие секции с. н.;

подготовить оборудование и схемы для включения генератора в электросеть.

4.3.19. Во всех случаях сброса нагрузки на одном или нескольких энергоблоках (котлах, турбинах) оперативный персонал немедленно принимает меры по поддержанию заданного графика электрической нагрузки электростанции; нагружает оставшиеся в работе энергоблоки или пускает энергоблоки, находящиеся в резерве.

4.3.20. При невозможности восстановления по каким-либо причинам исходной нагрузки обеспечивается нормальная работа электростанции в новом режиме.