2.7. Повреждение маслосистемы турбины, сопровождающееся выбросом масла и его воспламенением
2.7.1. На маслосистеме действующей турбины какие-либо работы, которые могли бы привести к ее разуплотнению, не производятся. Пожароопасные работы на маслосистеме и в непосредственной близости от нее не производятся.
2.7.2. При воспламенении масла, вызванном нарушением плотности маслосистемы и невозможностью немедленно ликвидировать пожар имеющимися средствами, турбина останавливается автоматом безопасности со срывом вакуума, при этом обеспечивается подача масла на смазку при минимальном избыточном давлении масла 0,03 - 0,04 МПа (0,3 - 0,4 кгс/кв. см) до останова роторов. Снабжение уплотняющих подшипников системы водородного охлаждения генератора маслом производится их масляными насосами вплоть до полного вытеснения водорода из системы. Подача масла на подшипники турбины до останова роторов прекращается в случаях, угрожающих целостности оборудования из-за больших утечек масла и распространения пожара.
2.7.3. Аварийный слив масла из масляного бака производится в исключительном случае - для локализации пожара после вытеснения водорода из системы водородного охлаждения генератора. В схемах маслоснабжения уплотнений генератора с демпферными баками аварийный слив производится до окончания вытеснения водорода с учетом времени, в течение которого будет происходить снабжение уплотнений генератора от демпферного бака (это время, определяемое вместимостью демпферных баков, указывается в инструкции организации).
2.7.4. Отключение генератора производится немедленно после отключения турбины: закрытия стопорных клапанов на линиях свежего пара и пара промперегрева.
2.7.5. На аварийных турбине и генераторе отключаются разводки масла, водорода, сжатого воздуха.
2.7.6. Исключен. - Изменение N 1, утв. РАО "ЕЭС России" 31.05.2004.
2.7.6. Быстрота и четкие действия персонала при появлении течи масла и его загорании, как показывают результаты расследования аварий, предотвращают выход из строя оборудования турбоустановки и аварийный слив масла из системы, который, как правило, сопровождается выплавлением подшипников.
2.7.7. При пожаре из-за разрушения нескольких подшипников (разрушения валопровода турбины), разрыва маслопроводов турбина отключается автоматом безопасности, генератор отключается от сети без выдержки времени с одновременным остановом всех масляных насосов смазки, выпуском водорода и срывом вакуума, сливом масла из маслобака. Отключение маслонасосов уплотнений вала генератора выполняется после полного вытеснения водорода.
2.7.8. При воспламенении масла на турбоагрегатах, оснащенных системой предотвращения развития загорания масла (подшипники которых, включая уплотнения вала генератора, оснащены противоаварийными емкостями масла), и невозможности ликвидировать очаг горения имеющимися средствами пожаротушения оперативный персонал пользуется специальным ключом, поворот которого в положение "Пожар" обеспечивает:
- немедленное отключение турбины и генератора;
- срабатывание светозвуковой сигнализации "Пожар на турбине" на центральном, блочном и местных щитах управления.
После отключения генератора производится:
- срыв вакуума;
- отключение и наложение запрета на включение масляных насосов системы регулирования;
- отключение масляных насосов смазки с выдержкой времени 60 с и наложение запрета на их включение.
При несрабатывании указанной защиты или отдельных ее элементов персонал дублирует ее действие.
При угрожающем развитии загорания масла вблизи генератора и его газомасляной системы персонал приступает к аварийному выпуску водорода с одновременной подачей инертного газа в генератор и картеры подшипников.
После снижения давления газа в генераторах, имеющих противоаварийные емкости масла, до 0,1 МПа (1 кгс/кв. см) персонал вводит запрет АВР маслонасосов уплотнения вала генератора и отключает работающий маслонасос, затем продолжает операции по предотвращению развития пожара и его ликвидации.