2.1. Нарушение топливоснабжения

2.1. Нарушение топливоснабжения

2.1.1. Подача твердого топлива может быть прекращена или ограничена вследствие:

повреждения элементов конвейеров и дробилок, вагоноопрокидывателей;

поступления угля с повышенной влажностью (забивание течек), а при низких температурах наружного воздуха - смерзания угля;

отключение электродвигателей механизмов, осуществляющих транспорт сырого угля и пыли;

отключения одного или нескольких ленточных конвейеров топливоподачи;

разрыва конвейерной ленты в тракте топливоподачи;

зависания топлива в бункерах сырого угля и бункерах пыли;

пожаров в системе топливоподачи и пылеприготовления;

ошибочных действий эксплуатационного персонала.

2.1.2. О всех нарушениях в системе топливоподачи и пылеприготовления оперативный персонал котлотурбинного цеха получает информацию от оперативного персонала топливоподачи или по светозвуковой сигнализации.

2.1.3. При нарушениях в подаче сырого угля котлы некоторое время могут работать на запасном топливе, находящемся в угольных и пылевых бункерах. В этом случае у оперативного персонала имеется время на выяснение причины нарушения и на принятие оперативного решения, направленного на удержание в работе оборудования и предотвращение сброса нагрузки электростанцией.

2.1.4. При частичных нарушениях в подаче твердого топлива оперативный персонал по указанию НСС:

разгружает котлы, работающие на основном топливе;

организует подсветку пылеугольного факела резервным топливом. Одновременно принимаются меры по восстановлению подачи угля к системе пылеприготовления.

При прекращении подачи твердого топлива котел отключается защитой.

2.1.5. При нарушениях в подаче топлива на одном или нескольких котлах электростанции остальные нормально работающие котлы должны быть загружены до максимально возможной нагрузки с целью поддержания заданного суточного графика электрической нагрузки.

2.1.6. Подача мазута может быть прекращена или ограничена вследствие:

останова мазутонасосной;

подачи в котельную сильно увлажненного мазута;

срыва работы мазутных насосов;

разрыва магистральных мазутопроводов или мазутопроводов в пределах котла;

ошибочных переключений в схеме мазутопроводов;

неправильной работы регулятора топлива.

2.1.7. Наиболее характерными признаками нарушений в системе подачи мазута в котлы являются:

резкое снижение давления мазута в магистрали и после регулирующих мазутных клапанов;

снижение или колебание расхода мазута;

снижение паропроизводительности барабанного котла и снижение температуры пара и воды по тракту прямоточного котла;

появление течи мазута, а в случае разрыва мазутопровода в котельном отделении - увеличение расхода и падение давления мазута.

2.1.8. Останов оборудования мазутонасосной может произойти в результате потери питания с. н. мазутонасосной из-за недостаточно надежной схемы питания мазутонасосной, а также при отказе АВР мазутных насосов.

2.1.9. Поступление к котлам сильно увлажненного мазута может быть вызвано несовершенством схемы мазутонасосной, недостаточным дренированием (удалением) замазученных вод из мазутного хозяйства ТЭС, отсутствием разогрева мазута в баках из-за неудовлетворительного состояния змеевиков, ненадежностью и малоэффективностью схемы циркуляционного перемешивания мазута, недостаточностью контроля за влажностью мазута в баках.

2.1.10. При появлении признаков, характеризующих поступление в топку котла увлажненного мазута (резкое изменение содержания кислорода, колебание разряжения в топке, нестабильный топочный режим), принимаются меры по предотвращению попадания влаги с топливом, например переключение на резервный мазутный бак.

2.1.11. Если из-за поступления увлажненного мазута гаснет факел в топке и котел останавливается защитой, последующая его растопка на мазуте осуществляется только после выявления и устранения причины попадания воды с мазутом.

2.1.12. Срыв работы мазутных насосов может произойти из-за недостаточного уровня мазута в мазутных баках, а также в случаях, когда не обеспечено удаление воздуха из насосов перед их пуском.

2.1.13. При срыве работы мазутных насосов из-за малого запаса жидкого топлива на электростанции, приведшем к останову котлов из-за понижения давления мазута, следует:

- сосредоточить остатки жидкого топлива в одной из емкостей;

- включить мазутные насосы и приступить к растопке одного из котлов (если растопка на мазуте не удается на газомазутных и пылегазовых котлах, необходимо перейти на растопку котла на газе).

2.1.14. Подача газа может быть прекращена или ограничена вследствие:

повреждения или разрыва газопроводов;

снижения давления газа до аварийного значения, указанного в инструкциях предприятия, из-за неисправности регуляторов давления газораспределительного пункта (ГРП) и невозможности повышения давления газа;

самопроизвольного закрытия быстродействующего газового клапана или задвижек газопровода, в результате которого произошло снижение давления газа до уставки срабатывания защиты на останов котла;

неисправной работы регулятора топлива;

попадания совместно с газом газового конденсата (газолина), если его дренирование не дает положительных результатов;

ошибочных действий эксплуатационного персонала, приведших к вышеперечисленным нарушениям в работе.

2.1.15. Наиболее характерными признаками прекращения или сокращения расхода газа на котел, определяемыми на блочном щите управления или по месту, являются: резкое снижение давления газа после регулирующих клапанов, резкое снижение расхода газа к котлу, уменьшение паропроизводительности барабанного котла, снижение параметров по тракту прямоточного котла, снижение температуры газов в поворотной камере.

2.1.16. Характерным признаком разрыва газопровода является внезапное появление сильного шума истекающего газа, падение давления газа в газопроводе.

2.1.17. В случае разрыва газопровода внутри котельной отключается поврежденный участок газопровода ближайшими задвижками с обеих сторон, открываются имеющиеся на поврежденном участке газопровода продувочные свечи, проверяется надежность отключения участка от газовых коллекторов (при необходимости устанавливаются заглушки, если их установка возможна в сложившейся аварийной ситуации).

2.1.18. При разрыве газопровода немедленно останавливаются котлы, находящиеся в зоне выхода природного газа.

2.1.19. В случае утечки газа через неплотности газопроводов или их арматуры (трещина в сварном шве, пропуск фланцев, неплотность сальников и др.) принимаются меры по предупреждению взрыва или загорания газа, для чего отключается поврежденный участок газопровода, открываются окна и двери для создания усиленной вентиляции в районе утечки, прекращаются работы в зоне распространения газа, не допускается в загазованном районе зажигание факелов, включение электроприборов, курение, проведение огневых работ до полного удаления газа. Для предупреждения попадания газа на сторону всасывания дутьевые вентиляторы переводятся на наружный забор воздуха (при условии, что существующие механизмы привода перекидных шиберов обеспечат выполнение этой операции во время ликвидации аварии).

2.1.20. Прекращается допуск людей в район распространения газа, проверяется степень загазованности плохо вентилируемых мест, принимаются меры к устранению повреждения газопровода.

2.1.21. Значительное снижение давления газа в газопроводе влечет за собой опасность затягивания факела в устье горелки, обрыва факела и взрыва в топке. В связи с этим не допускается работа на газе при давлении газа перед горелками ниже 5 кПа (0,05 кгс/кв. см) и выполняется защита, отключающая котел при понижении давления газа.

2.1.22. При понижении давления газа до уровня срабатывания защиты и отключении котла последующая растопка котла осуществляется на мазуте. При отсутствии мазута растопка котлов производится на газе с принятием особых мер предосторожности, указанных в действующих нормативных документах и инструкциях предприятия.

2.1.23. При резком снижении давления газа перед котлом до уровня, не достигшего уставки срабатывания защиты, газомазутные котлы немедленно разгружаются и переводятся на сжигание мазута от мазутопроводов, находящихся в резерве. Параллельно выясняется причина снижения давления газа, дается команда мазутному хозяйству на включение дополнительных мазутных насосов и поддержание максимального давления, а также на подъем температуры в напорном мазутопроводе до номинальной. Пылегазовые котлы, работающие на пыли с подсветкой пылеугольного факела газом, переводятся на подсветку мазутом.

2.1.24. При всех нарушениях в газоснабжении, приводящих к понижению давления газа, в инструкциях организации определяется минимальная продолжительность перевода всех котлов электростанции на сжигание другого вида топлива.

2.1.25. Для предотвращения аварии с полным сбросом нагрузки, с потерей питания с. н. из-за снижения давления газа в инструкциях организации предусматриваются следующие мероприятия для быстрого перевода котлов на сжигание другого вида топлива (угольной пыли и мазута):

определяются действия оперативного персонала по переводу работы электростанции с газа на другой вид топлива;

устанавливается очередность разгрузки и аварийного останова оборудования;

определяются количество и тип оборудования, которое обеспечивает удержание с. н. при минимальных нагрузках;

определяются порядок и сроки ввода в работу оборудования топливного хозяйства;

определяются порядок действия оперативного персонала в случае отказа защит ГРП при понижении давления до ГРП и после него, а также порядок ввода в работу оборудования ГРП, находящегося в резерве.

2.1.26. При работе электростанции на газе оборудование станционных хозяйств твердого и жидкого топлива постоянно поддерживается в резерве. Для этого на мазутном хозяйстве готовится к работе резервуар с температурой мазута в нем не ниже 60 °С, а также осуществляется постоянная рециркуляция мазута по мазутопроводам котельной с температурой не ниже 90 °С.

2.1.27. При составлении графиков вывода оборудования систем пылеприготовления и топливоподачи в ремонт предусматривается возможность перевода электростанции с пылегазовыми котлами на сжигание твердого топлива в случае прекращения подачи газа.

2.1.28. Для поддержания систем пылеприготовления и топливоподачи в резерве предусматривается необходимая численность оперативного персонала для возможности оперативного перевода оборудования на сжигание твердого топлива. В инструкциях организации определяется минимальная продолжительность операций по переводу оборудования на сжигание твердого топлива. Выявленные при опробовании дефекты устраняются.