5.1. Корпусные детали турбин и компрессоров

5.1. Корпусные детали турбин и компрессоров

5.1.1. Критерием надежности металла корпусов цилиндров турбин и компрессоров является соответствие их механических свойств нормам технических условий (таблица 4).

Таблица 4

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ 20 °С
МЕТАЛЛА КОРПУСОВ ЦИЛИНДРОВ И КОМПРЕССОРОВ ПО НД

┌──────────────┬──────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│    Сталь     │    НД    │       Механические свойства (не менее)        │
│              │          ├─────────┬────────┬─────────┬────────┬─────────┤
│              │          │ Предел  │Предел  │Относи-  │Относи- │ Ударная │
│              │          │текучести│прочнос-│тельное  │тельное │ вязкость│
│              │          │сигма   ,│ти      │удлинение│сужение,│   KCU,  │
│              │          │     0,2 │сигма , │дельта, %│пси, %  │МДж/кв. м│
│              │          │МПа      │     в  │         │        │         │
│              │          │         │МПа     │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│25Л (корпусные│ОСТ       │240      │450     │19       │30      │0,4      │
│детали)       │108.961.02│         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│12МХЛ (корпус-│-"-       │200      │400     │20       │40      │0,5      │
│ные детали)   │          │         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│20ХМЛ (цилин- │-"-       │250      │470     │18       │30      │0,3      │
│дры)          │          │         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│20ХМФЛ (цилин-│-"-       │280 - 550│600     │16       │35      │0,3      │
│дры)          │          │         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│15Х1М1ФЛ (ци- │-"-       │300 - 550│600     │15       │35      │0,3      │
│линдры, кор-  │          │         │        │         │        │         │
│пуса клапанов)│          │         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│20ГСЛ (корпус-│ТУ пред-  │280      │500     │18       │30      │0,3      │
│ные детали)   │приятия-  │         │        │         │        │         │
│              │изготови- │         │        │         │        │         │
│              │теля      │         │        │         │        │         │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│12МХ (лист)   │То же     │240      │420     │21       │45      │0,6      │
├──────────────┼──────────┼─────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ЭИ403МЛ (кор- │ТУ НЗЛ    │200      │400     │15       │25      │0,4      │
│пусные детали)│          │         │        │         │        │         │
└──────────────┴──────────┴─────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┘

В случае несоответствия результатов испытаний механических свойств нормам технических условий вопрос о необходимости дополнительных испытаний для установления причин повреждения определяет профильный НИИ.

На поверхности корпусных деталей не допускаются трещины и грубые механические повреждения. Допустимые дефекты металлургического происхождения должны соответствовать нормам ОСТ 108.961.02. Вопрос о выборке и заварке трещин в труднодоступных местах рекомендуется согласовывать с предприятием-изготовителем и профильным НИИ.