1. Общие принципы количественной оценки ущерба

1. Общие принципы количественной оценки ущерба

1.1. Приложение обобщает опыт оценки экономического ущерба, накопленный в ОАО "ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева" и охватывающий различные гидротехнические сооружения, включая водохранилища ГЭС и ТЭС, а также золошлакоотвалы (ЗШО). Изложены общие принципы проведения расчетов, сбора необходимых исходных данных, определены основные составляющие социального, имущественного, экологического ущербов.

1.2. Количественная оценка возможного ущерба основана на принятых в гражданском праве принципах защиты прав собственника (владельца) и полного возмещения его убытков, возникших по вине юридических или физических лиц.

1.3. Расчеты ущерба должны основываться на положениях законодательства Российской Федерации (Закон РФ "О безопасности гидротехнических сооружений", Гражданский, Водный, Земельный кодексы [3, 2, 1, 4] и др. законы РФ) с использованием действующей нормативно - методической документации. Приоритетность применения для расчетов методик, положений, инструкций и т.п. определяется: их использованием органами, представляющими интересы государства; принятием данных документов государством (министерствами, ведомствами) для защиты прав граждан и собственников; возможностью юридического доказательства сумм убытков потерпевшими организациями или физическими лицами (их представителями).

1.4. Расчет ущерба следует производить для того сценария аварии, масштабы последствий аварии для которого максимальны. Для электростанций, в состав которых входят несколько ГТС, расчеты возможного ущерба должны выполняться для каждого сооружения отдельно. При определении максимального ущерба следует учитывать возможные последствия аварии на одном из ГТС комплекса на безопасность и функционирование других ГТС.

1.5. В зоне затопления необходимо выявить народно - хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п. и определить их собственников, в т.ч. объекты, находящиеся в собственности РФ или субъектов РФ, местных органов исполнительной власти; определить места проживания, нахождения населения; выявить зоны различного использования территории и т.п.

1.6. Оценка ущерба должна основываться на оценках состояния ГТС и объектов, могущих попасть в зону затопления на момент выполнения расчетов. При этом используются текущие коэффициенты индексации, другие коэффициенты, установленные соответствующими органами.

Допускается прогнозная оценка изменения величины ущерба на пятилетний период. Такая оценка рекомендуется в том случае, если решениями органов власти, органов госнадзора, проектной и другой документацией установлены конкретные сроки изменения состояния ГТС и др. объектов в зоне затопления, а возможность реализации таких изменений (строительство, вывод из эксплуатации, перепрофилирование и т.п.) для организации, рассчитывающей ущерб (собственника), очевидна.

1.7. Количественная оценка ущерба производится в денежном выражении в рублях. Одновременно с суммой ущерба проставляется дата (месяц, год), по состоянию на которую произведен расчет.

1.8. Возможный в результате гидродинамической аварии ущерб определяется как сумма социального ущерба, в основном характеризующегося количеством пострадавших и степенью вреда их здоровью, а в стоимостной форме - компенсационными затратами имущественного (экономического) ущерба, нанесенного материальным объектам в результате аварии и ущерба от загрязнения окружающей среды (экологический ущерб). Каждый из вышеперечисленных ущербов определяется суммированием нескольких составляющих.

1.9. Сбор исходных данных, уточнение движения волны прорыва и т.п. следует производить на ГЭС (ТЭС), в территориальном органе (при необходимости - в нескольких) исполнительной власти, на основных объектах, попадающих в зону затопления.

1.10. Расчеты следует производить с разумным приближением, более точно учитывая составляющие, вносящие максимальный вклад в итоговый результат. При этом следует использовать результаты анализа и оценки безопасности ГТС, например учитывать вероятность нахождения людей в зоне затопления, объемы разрушения ГТС и т.д.

Примечание. При наличии в период, предшествующий выполнению оценок ущерба, факта аварии на ГТС необходимо использовать результаты расчетов ущербов собственникам, платы за загрязнение природной среды, сметы ремонтно - восстановительных работ и т.д. Рекомендуется использовать метод аналогий, а для составляющих, вклад которых незначителен, - укрупненные стоимостные показатели. Возможно также вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок, с включением в состав экспертов представителя собственника.

1.11. В сумму ущерба, возможного вследствие аварии на ГТС электростанции, входят и затраты, необходимые для покрытия убытков по данному сооружению и по электростанции. При этом затраты, связанные с отключением (недовыпуском) электроэнергии, учитываются в случае невозможности выполнить обязательства по поставке электроэнергии потребителям путем использования резервных мощностей декларируемой электростанции, с других ТЭС, ГЭС через ОДУ АО-энерго или ЦДУ РАО "ЕЭС России".