4.4. Погрузка, перевозка и разгрузка грузов

4.4. Погрузка, перевозка и разгрузка грузов

4.4.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.20, требованиями настоящих Правил и другой нормативной документации.

4.4.2. Погрузка, разгрузка и транспортировка грузов должны быть механизированы независимо от расстояния его перевозки.

4.4.3. Погрузку и разгрузку грузов допустимо производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.

4.4.4. Расположение и закрепление груза должны производиться таким образом, чтобы во время перевозки не произошло его смещение или падение.

4.4.5. Штучные товары, уложенные выше бортов кузова или на платформе без бортов, должны быть надежно закреплены веревками, тентами, специальными сетками. Использование металлических канатов и проволоки запрещается.

4.4.6. Закрепление груза на транспортном средстве осуществляется при обязательном контроле водителя. При перевозке грузов в автомобилях-прицепах водитель обязан проверить надежность закрытия бортов автомобиля и прицепов.

4.4.7. Высота транспортного средства вместе с грузом не должна превышать 4,0 м от поверхности земли.

4.4.8. Перевозка по территории предприятия негабаритных грузов высотой более 4,0 м и шириной более 2,6 м, а также грузов, транспортировка которых запрещена соответствующими знаками дорожного движения, допускается лишь с письменного разрешения работника службы безопасности дорожного движения организации, а при его отсутствии - работника службы охраны труда. При этом указанные грузы должны обязательно сопровождаться специалистом, ответственным за их перевозку.

4.4.9. Навалочный груз в транспортном средстве должен располагаться равномерно по всей площади кузова и не возвышаться над его бортом.

4.4.10. Транспортировка унифицированной технологической, ящичной, сеточной, стоечной и т.п. тары должна производиться при ее размещении не более чем в 2 яруса. Для унифицированных ящиков высотой менее 500 мм допускается транспортировка в 3 яруса.

4.4.11. Штучный груз (ящики, бочки и т.п.) должен быть уложен плотно, без промежутков и укреплен так, чтобы при движении транспортного средства он не мог перемещаться по поверхности кузова. При наличии промежутков между грузами следует заполнять их деревянными прокладками или устанавливать распорки.

4.4.12. Стеклянная тара с жидкостью допускается к перевозке только в специальной предохранительной упаковке и устанавливается пробкой вверх. В случае установки стеклянной тары в два ряда необходимо использовать между рядами предохранительные прокладки.

4.4.13. Бочки с жидкостями должны устанавливаться пробкой вверх, стоять на прокладках из досок для каждого ряда. Крайние ряды досок должны быть подклинены.

4.4.14. Перевозка грузчиков или других сопровождающих груз лиц разрешается только в кабине транспортного средства. При транспортировке легковесных грузов в исключительных случаях допускается нахождение людей в кузове бортового транспортного средства. При этом груз должен укладываться так, чтобы оставались удобные и безопасные для сидения места.

4.4.15. При попадании находящихся в транспортном средстве людей в ситуации, опасные для их жизни, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство и принять меры к оказанию им помощи. О случившемся следует срочно сообщить ответственному за выпуск транспортного средства на линию и в службу безопасности движения.

4.4.16. Находиться перед скатываемыми грузами (бочки, барабаны, рулоны и т.п.) или сзади накатываемых грузов запрещается.

4.4.17. Проводить погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами при наличии людей в кабине или в кузове запрещается.

4.4.18. При проведении погрузочно-разгрузочных работ грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи. При этом руководитель работ обязан предварительно убедиться, что груз не защемлен, не присыпан, не примерз и находящиеся материалы, детали, оборудование занимают устойчивое положение.

4.4.19. При погрузке и разгрузке лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.

4.4.20. При разгрузке сыпучих грузов с насыпей или при засыпке котлованов или траншей грунтом автомобили-самосвалы следует устанавливать на расстояние не менее 1 м от бровки естественного откоса.

4.4.21. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах допускается только уплотненными в кузовах, грузы при этом следует закрывать укрывным материалом (брезентом).

4.4.22. Длинномерные грузы (грузы, превышающие габариты транспортного средства по длине на 2 м и более) следует перевозить на автомобилях с прицепами.

4.4.23. Автомобили, предназначенные для систематической перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но их следует оборудовать съемными или откидными стойками, предохраняющими грузы от падения.

4.4.24. В случае одновременной перевозки длинномерных грузов разной длины более короткие следует укладывать сверху.

4.4.25. Перевозка (перемещение) грузов неизвестной массы должна производиться после определения их фактической массы. Запрещается перевозить груз, масса которого превышает грузоподъемность транспортного средства.

4.4.26. Налив жидкостей в автоцистерны и их слив должны производиться только с помощью насосов, труб и шлангов, предназначенных для перекачки данных жидкостей.

4.4.27. Участие водителя автоцистерны в наливе и сливе жидкости допускается лишь в случае использования автоматических систем налива и при условии прохождения водителем специального инструктажа. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей водитель должен находиться у пульта управления аварийной остановки налива.

4.4.28. Погрузка и разгрузка других опасных грузов производится только при выключенном двигателе транспортного средства, за исключением случаев налива и слива жидкостей с помощью насоса, приводимого в действие двигателем транспортного средства. В этом случае водитель должен находиться у места управления насосом.

4.4.29. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей производится на специальных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками. Емкости для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей также должны быть заземлены.

4.4.30. Легковоспламеняющиеся жидкости и баллоны с газом разрешается перевозить только на транспортных средствах, имеющих на выхлопных трубах искрогасители.

4.4.31. При транспортировке жидкости и ядовитых веществ допускается использовать электротранспорт только в качестве тягача и только при наличии на нем средств пожаротушения.

4.4.32. Транспортные средства и места погрузки и разгрузки, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, должны подвергаться тщательной очистке, мойке и обезвреживанию.

4.4.33. Баллоны со сжиженным газом следует перевозить на подрессоренных транспортных средствах в закрепленном состоянии, укладывая их поперек кузова предохранительными колпаками в одну сторону. В вертикальном положении перевозить баллоны можно только в специальных контейнерах. Бросать и подвергать толчкам баллоны со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя.

4.4.34. При перевозке груза в контейнерах кузов или платформа транспортного средства перед погрузкой контейнеров должны быть очищены от посторонних предметов, снега и льда.

4.4.35. Кабины транспортных средств, не имеющих специального ограждения, при перевозке контейнеров должны быть защищены щитами или решетками.

4.4.36. После погрузки контейнеров водитель транспортного средства обязан проверить правильность их установки и крепления.

4.4.37. Проезд людей в кузове транспортного средства при перевозке контейнеров запрещается.

4.4.38. При перевозке контейнеров водитель обязан обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных сетей и т.п., резко не тормозить и снижать скорость на поворотах и неровностях дорог.

4.4.39. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 26319.

4.4.40. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и взрывоопасных, воспламеняющихся жидкостей не допускается курение в кабине и вблизи автомобиля, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или разгрузки, на расстоянии менее 10 м от них.

4.4.41. Условия и способы подготовки, производства погрузочно-разгрузочных работ и перевозки опасных грузов должны соответствовать требованиям ГОСТ 19433, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Руководства по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

4.4.42. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, устанавливаемых на транспортное средство, каждая емкость должна иметь заземление.

4.4.43. При перевозке жидкого кислорода необходимо принимать меры по предохранению арматуры емкостей от контактов с маслами и жирами. Автомобиль, перевозящий жидкий кислород, должен быть оборудован огнетушителем, сигнальными красными флажками, установленными в левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выхлопная труба автомобиля должна быть оборудована искрогасителем.

4.4.44. Сжиженные газы и воспламеняющиеся жидкости допускаются к транспортированию в стеклянной таре с толстыми стенками и в соответствующей предохранительной упаковке.

4.4.45. При погрузке горючих жидкостей наливом водитель обязан соблюдать требования инструкций грузоотправителя по технике безопасности и пожарной безопасности.

4.4.46. Перевозить баллоны на автомобиле в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и разгрузки подъездных путей. При этом погрузка и разгрузка контейнеров должны быть механизированы. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров.

4.4.47. Запрещается совместное транспортирование кислородных и ацетиленовых баллонов как наполненных, так и порожних.

4.4.48. Транспортные средства, предназначенные для перевозки баллонов со сжатым газом, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть оборудованы дополнительными средствами пожаротушения.

4.4.49. Кузов автомобиля (прицепа), применяемый для перевозки баллонов, должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные устройства.

4.4.50. Во избежание аварий, несчастных случаев движение транспортных средств с опасными грузами должно осуществляться строго по заданному маршруту, указанному в путевом листе.

4.4.51. Перемещение грузов по организации должно производиться с соблюдением требований ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020 и настоящих Правил.

4.4.52. Погрузочно-разгрузочные работы производятся в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98) и Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (ПОТ РМ-008-99).

4.4.53. В действующих электроустановках погрузочно-разгрузочные работы проводятся только по наряду-допуску.

4.4.54. Водители транспортных средств, грузчики, стропальщики, машинисты, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне воздушных линий электропередачи (ВЛ), должны иметь группу II по электробезопасности.

4.4.55. Проезд транспортных средств по территории ОРУ и в охранной зоне высоковольтной линии, а также установка и работа машин должны осуществляться под наблюдением оперативного персонала, работника, выдавшего наряд-допуск, ответственного руководителя, имеющего группу IV, а в охранной зоне ВЛ - под наблюдением ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III по электробезопасности.

4.4.56. Оставлять без надзора транспортные средства с включенным (работающим) двигателем в действующих электроустановках не допускается.

4.4.57. При работе транспортных средств с поднимающимся кузовом в охранной зоне линии электропередачи напряжение с воздушной линии электропередачи должно быть снято. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии работа транспортных средств разрешается при условии соблюдения расстояний от подъемных или выдвигающихся частей машин не менее указанных в ГОСТ 12.1.051. Корпуса машин должны быть заземлены.