А. Механизированная погрузка, разгрузка и перемещение тяжестей

А. Механизированная погрузка, разгрузка
и перемещение тяжестей

4.1.1. Погрузочно - разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом с помощью подъемно - транспортного оборудования или средств малой механизации, если единичная масса груза превышает допустимые нормы подъема и переноски грузов вручную, указанные в п. 4.1.33 настоящих Правил. Их организация должна соответствовать требованиям настоящего пункта, ГОСТ 12.3.009-76* "ССБТ. Работы погрузочно - разгрузочные. Общие требования безопасности", "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", "Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно - разгрузочных работах и перемещении грузов. ПОТ Р М-007-96", ГОСТ 12.3.020-80* "ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности труда".

При выполнении погрузочно - разгрузочных работ, связанных с использованием железнодорожного или автомобильного транспорта, должны соблюдаться также "Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно - разгрузочных работах на железнодорожном транспорте" и "Правила по охране труда на автомобильном транспорте".

4.1.2. Специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) для погрузки и выгрузки штучных грузов должны иметь высоту пола кузова наиболее часто используемого транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5 град.

Ширина эстакады для перемещения по ней транспортных средств должна быть не менее 3 м.

Эстакады, рампы складов вблизи подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.

4.1.3. Не разрешается нагружать перекрытия и площадки сверх допустимых нагрузок и подвешивать груз к конструкциям зданий, сооружений и трубопроводам, не предназначенным для этой цели.

4.1.4. Не допускается находиться в траншее во время опускания в нее труб или других элементов оборудования и арматуры, а также под оборудованием и узлами трубопроводов до их закрепления.

4.1.5. Водителям и лицам, сопровождающим груз, не разрешается при погрузочно - разгрузочных работах с применением экскаваторов, кранов, погрузчиков находиться в кабине разгружаемого автомобиля.

4.1.6. Опускать груз на автомашины и полувагоны или поднимать его следует при отсутствии людей в кузове транспортного средства. Исключение может быть допущено при погрузке и разгрузке полувагонов крюковыми кранами, из кабины которых хорошо обозревается площадь пола полувагона, и если можно отойти от висящего на крюке груза на безопасное расстояние.

Не допускается нахождение людей на платформах, автомашинах, в полувагонах и другом подвижном составе при погрузке и разгрузке их магнитными и грейферными кранами.

4.1.7. При постановке транспортных средств под погрузочно - разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающие их самопроизвольное движение.

Под колеса вагонов, поданных под погрузку, должны быть подложены тормозные башмаки.

4.1.8. Не разрешается находиться под грейферами, стрелами кранов и машин, на железнодорожных путях, путях движения механизмов и кранов, в районе перемещения скреперов, а также без необходимости вблизи работающих передвижных и стационарных механизмов (кранов, погрузочных машин и пр.).

4.1.9. При выгрузке навалочных грузов на эстакадах люки вагонов необходимо открывать со специальных мостиков приспособлениями, позволяющими работающим находиться на безопасном расстоянии.

Закрывать люки вагонов следует посредством специальных люкоподъемников.

Не разрешается при открывании люков вагонов и дверей вагонов, а также бортов платформ находиться в зоне возможного падения груза или удара бортом или люком.

4.1.10. Для перехода из железнодорожных вагонов на погрузочно - разгрузочную площадку, в склад и обратно должны укладываться сходни, изготовленные по проекту.

4.1.11. Передвигать железнодорожные вагоны или платформы вдоль фронта выгрузки (погрузки) следует локомотивами, толкателями и маневровыми лебедками.

Передвижение вагонов (не более одного груженого или двух сцепленных порожних четырехосных) по фронту выгрузки или погрузки вручную с применением простейших приспособлений (ручной лебедки, аншпуга) разрешается в исключительных случаях только по горизонтальному участку на расстояние не более длины вагона и под непосредственным руководством специально выделенного лица. Вагоны с опасными грузами передвигать вручную не разрешается.

4.1.12. Перед началом передвижения вагонов сходни, мостки, слеги и другие приспособления, мешающие передвижению, должны быть убраны, а работающие предупреждены о передвижении вагонов.

4.1.13. На электрифицированных путях не разрешается подниматься для выполнения каких-либо работ на крыши вагонов, цистерн, груженых платформ, полувагонов и контейнеров до отключения контактной сети и ее заземления.

4.1.14. При погрузочно - разгрузочных работах на открытом подвижном составе вблизи электрифицированного пути необходимо следить, чтобы работающие и инструмент, которыми они пользуются, а также загружаемые (выгружаемые) изделия не оказывались ближе 2 м от токоведущих частей контактной сети, находящейся под напряжением.

Работа на подвижном составе, отстоящем на 2 - 4 м от токоведущих частей контактной сети, может вестись без снятия напряжения, но под наблюдением специально выделенного лица.

При работах на расстоянии более 4 м наблюдения не требуется.

Не допускается разгрузка вагонов и цистерн с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями, а также с кислотами под проводами контактной сети.

4.1.15. При высоте штабеля до 1,2 м грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) должны находиться не ближе 2 м от наружной грани головки ближайшего к грузу железнодорожного рельса, а при большей высоте - не ближе 2,5 м. На уложенных грузах не должно быть выступающих частей (проволок, ломов, шпал и др.).

4.1.16. Площадки для временного складирования грузов должны находиться не ближе 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Грузовые площадки для промежуточного складирования грузов без движения по ним транспортных средств должны быть рассчитаны при условии равномерного распределения груза на нагрузку не менее 250 кгс/кв. м (2,5 кН/кв. м).

4.1.17. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. В противном случае необходимо устанавливать защитные ограждения.

Отбор сыпучих материалов способом подкопа не допускается.

Дештабелирование грузов должно вестись только сверху вниз.

4.1.18. На площадке следует укладывать:

- кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

- плиточные материалы (асбоцементные плитки, листы волнистые и плиты плоские) - в стопы высотой до 1 м;

- теплоизоляционные изделия из волокнистых материалов в мягкой упаковке - в штабели до 2 м;

- теплоизоляционные изделия и конструкции в контейнерах и поддонах - в штабели не более чем в два яруса;

- теплоизоляционные изделия в виде цилиндров и полуцилиндров, а также материалы в рулонах (рубероид, пергамин, листовой металл) в вертикальном положении - в один ярус;

- фольгированные и полимерные материалы в рулонах - не более чем в два яруса;

- мелкосортные металлические изделия - на стеллажах высотой не более 1,5 м;

- крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках;

- черные прокатные металлы (швеллеры, двутавровые балки, сортовую сталь) - в штабели высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками;

- листовой металл - в штабели высотой не более 1 м (устанавливать металлические листы на ребро запрещается);

- трубы диаметром до 300 мм - в штабели высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами;

- трубы диаметром более 300 мм - в штабели высотой до 3 м в седло без прокладок.

Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.

4.1.19. Перевозить взрывчатые, горючие, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы, а также необезвреженную тару из-под них следует в соответствии с "Правилами дорожного движения", "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте" и "Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".

4.1.20. Бутыли с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами необходимо перевозить в кузове автомобиля стоя (горловиной вверх) в корзинах, полиэтиленовых барабанах или деревянных обрешетках, соответствующих требованиям п. 2.2.27 настоящих Правил. Бутыли должны быть плотно закрыты.

Не разрешается устанавливать корзины, барабаны (или обрешетки) с бутылями в два яруса без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время перевозки.

Для перевозки горючих жидкостей автомобильным транспортом следует использовать металлическую тару с плотно завинчивающейся крышкой.

4.1.21. Бочки с жидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробками вверх. При многоярусном размещении каждый ярус должен размещаться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

4.1.22. Транспортные средства для перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей должны оборудоваться искрогасителями на выхлопных трубах и средствами пожаротушения. Выхлопная труба от двигателя должна быть выведена к передней части машины.

4.1.23. Баллоны со сжиженным газом должны транспортироваться с навинченными на горловины предохранительными колпаками на специально оборудованных автомашинах за исключением перевозки в машинах типа "клетка". Транспортирование баллонов на грузовых автомашинах с обычным кузовом допускается при использовании деревянных ложементов или брусьев с гнездами, резиновых или веревочных колец.

4.1.24. Перевозка опасных и тяжеловесных грузов, а также движение транспортного средства, если его габариты с грузом или без груза превышают: по высоте - 4,0 м от поверхности дороги, по ширине - 2,5 м, по длине - 20 м для автопоезда с одним прицепом, 24 м для автопоезда с двумя или более автоприцепами, или если груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, должны проводиться после получения разрешения в ГИБДД.

4.1.25. Груз на транспортном средстве должен быть размещен и при необходимости закреплен так, чтобы:

- водитель и окружающие не подвергались опасности (груз не выпадал и не волочился);

- не ограничивался обзор для водителя;

- не нарушалась устойчивость транспортного средства и не затруднялось управление им;

- не закрывались внешние световые и сигнальные приборы, номерные и опознавательные знаки и также не создавались препятствия для восприятия сигналов, подаваемых рукой.

4.1.26. При установке грузов сложной конфигурации, кроме тех, которые не допускается кантовать, на транспортное средство их следует располагать так, чтобы не нарушалась устойчивость и исключалась возможность опрокидывания транспортного средства.

4.1.27. Штучные грузы, уложенные выше бортов кузова или на платформе без бортов, должны быть закреплены.

4.1.28. Перевозить людей вне кабины специализированных транспортных средств (самосвала, автомобиля - цистерны, трактора, самоходных машин и механизмов и др.), не приспособленных для перевозки людей, а также на грузовом прицепе (полуприцепе) и грузовом мотороллере не разрешается.

4.1.29. Водители (машинисты) всех видов транспортных средств и механизмов обязаны выполнять сигналы "Стоп", кем бы они ни подавались.

Лица, допущенные к управлению электропогрузчиком, электрокаром, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

4.1.30. Работать на строительных машинах (стреловых грузоподъемных кранах, экскаваторах, погрузчиках) в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается по наряду, определяющему безопасные условия работы, и с письменного разрешения организации, эксплуатирующей данную линию.

Не допускается установка и работа стреловых грузоподъемных машин непосредственно под проводами ВЛ, находящимися под напряжением.

Если снять напряжение с воздушной линии электропередачи невозможно, работать на указанных машинах в охранной зоне разрешается при условии, что расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, находящейся под напряжением (U) воздушной линии электропередачи, не менее:

1,5 м при U <= 1 кВ;        6,0 м при U = 330 кВ;
2,0 м при U = 1 - 20 кВ;    9,0 м при U = 500 - 750 кВ;
4,0 м при U = 35 - 110 кВ;  9,0 м при U = 800 кВ постоянного тока;
5,0 м при U = 150 - 220 кВ; 12,0 м при U = 1150 кВ.

Лица, допускаемые к управлению строительными машинами, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

В охранной зоне ВЛ автомобили, грузоподъемные машины и механизмы на пневмоколесном ходу должны быть заземлены переносными инвентарными заземлителями.

4.1.31. Разгрузка и погрузка бревен на транспортные средства всех видов должна быть механизирована. Производить грузовые операции вручную допускается при малых объемах работ для погрузки и разгрузки одиночных транспортных средств. Работу вручную должны выполнять не менее чем два грузчика.

4.1.32. Перед началом выгрузки круглого леса с платформы или полувагона руководитель работ должен осмотреть состояние каждого штабеля и дать указание грузчикам о порядке выгрузки. Если бревна на платформах находятся в неустойчивом положении и возможно их раскатывание при разгрузке, работа должна вестись под его непосредственным наблюдением.

С платформы или из полувагона можно разгружать один штабель.

Строповка круглого леса должна вестись двумя стропальщиками с лестниц, приставленных к вагону с обеих сторон, сначала у одного конца штабеля, потом у другого. Поднимать бревна краном следует после выхода стропальщиков в безопасное место.