9.1. Основные макроэкономические параметры целевого варианта прогноза

9.1. Основные макроэкономические параметры целевого
варианта прогноза

Предварительный вариант целевого сценария разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и предполагает выход российской экономики на траекторию устойчивого роста с темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Внешние условия и сохранение санкционного режима на протяжении всего прогнозного периода в целевом сценарии соответствуют условиям, принятым в базовом сценарии.

Целевой сценарий отражает переход к новой модели экономического роста. Основная концепция целевого сценария - стимулирование инвестиционного спроса, в том числе за счет относительного сдерживания роста текущего потребления и более активной трансформации сбережений в накопление. Активная инвестиционная политика должна быть согласована с целями поддержки нетопливного экспорта, малого и среднего бизнеса, повышением энергоэффективности российской экономики и качества трудовых ресурсов.

Важным условием реализации целевого сценария развития должно стать снижение издержек, прежде всего связанных с трудовыми ресурсами и тарифами естественных монополий. Предполагается, что рост реальной заработной платы будет ограничен темпами роста производительности труда в экономике. Рост тарифов естественных монополий должен быть ориентирован на целевые показатели инфляции, при этом в отношении самих естественных монополий должны быть осуществлены серьезные реформы, направленные на сокращение операционных издержек, повышение производительности труда, повышение эффективности инвестиционных проектов и оптимизацию структуры активов.

Проведение административной реформы и реализация мер по сдерживанию издержек в экономике должны привести к повышению конкурентоспособности российских компаний и улучшению делового климата в стране. Это создаст предпосылки для усиления инвестиционного спроса со стороны частного бизнеса и позволит закрепить динамику инвестиций на устойчивой траектории 8 - 10% в год (темпы, необходимые для поддержания роста экономики в пределах 4,5 - 5 процентов).

Это предполагает, что при возрастании нормы валовых сбережений национальной экономики (с 22,4% в 2015 году до 27% в 2018 г.) все большая доля их будет трансформироваться в накопление.

Ресурсы и их использование в целом по национальному
хозяйству России

(% к произведенному ВВП)

Коды
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
96,3
97,6
97,8
98,0
Валовой внутренний продукт
B.1
100
100
100
100
Чистые доходы от собственности, оплаты труда и чистые текущие трансферты
-3,7
-2,4
-2,2
-2,0
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
73,9
72,9
72,2
71,0
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
22,4
24,7
25,6
27,0
Чистые капитальные трансферты
0,0
0,0
0,0
0,0
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
17,4
19,9
21,2
22,7
Чистое кредитование (+) /
чистое заимствование (-) <*>
B.9
5,0
4,8
4,4
4,3

--------------------------------

<*> Включая статистическое расхождение.

В прогнозный период ресурсы, направляемые на валовое накопление, должны возрасти с 17,4% ВВП в 2015 году до 22,7% ВВП в 2018 году.

ВВП по источникам доходов (целевой сценарий)

(% к произведенному ВВП)

2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
Валовой внутренний продукт
100
100
100
100
Оплата труда наемных работников
52,9
53,0
53,5
53,3
Чистые налоги на производство и импорт
12,9
12,5
12,1
11,9
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы
34,2
34,4
34,4
34,8

Структура ВВП по источникам доходов по целевому варианту представляется следующим образом. Как и в базовом сценарии, доля оплаты труда в прогнозный период будет увеличиваться, но несколько меньшими темпами и к 2018 году может возрасти до 53,3% ВВП. При этом сохранится относительное снижение уровня чистых налогов на производство и импорт. Удельный вес валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов к 2018 году возрастет сильнее, чем в базовом сценарии и достигнет 34,8% ВВП. Это будет создавать дополнительные предпосылки для роста инвестиций.

Основными источниками ускоренного роста инвестиций должны стать средства ФНБ (предполагается увеличение лимита инвестирования средств ФНБ до 80%), пенсионные накопления (предполагается возвращение к системе обязательных пенсионных накоплений) и ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек (предполагается административная реформа). В дальнейшем роль основных источников для инвестиционного роста начнут играть собственные средства частного сектора и привлекаемые ресурсы.

В целях создания условий для привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры будет расширена практика применения концессионных соглашений. Механизмы проектного финансирования будут развиваться с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов и Фонда национального благосостояния.

Кроме того, достижение целевых значений уровня инфляции обеспечит большую гибкость Банку России при принятии решений по денежно-кредитной политике и обеспечит рост доступности кредитных ресурсов в рамках инвестиционного процесса.

Целевой вариант развития будет отличаться высокими темпами роста инвестиций. В прогнозный период среднегодовой прирост инвестиций составит 5,8 процента.

Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств, развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала и развитием транспортной инфраструктуры.

В транспортном комплексе предполагается рост капитальных вложений за счет средств ФНБ (проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада России, а также проект по строительству железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино), дополнительных расходов средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на строительство и реконструкцию дорог регионального и межмуниципального значения.

Более высокие темпы промышленного производства увеличивают потребности в электроэнергии, для обеспечения которых ожидается рост инвестиций в энергосетевое хозяйство страны. Кроме того, повышению инвестиционной активности будет способствовать высокий уровень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и потребность в повышении надежности тепло- и энергоснабжения.

Вклад в прирост инвестиций в основной капитал по комплексам

(процентных пунктов)

2016 год
2017 год
2018 год
Инвестиции в основной капитал в целом по экономике, в том числе:
3,1
6,0
8,3
Топливно-энергетический комплекс
1,1
1,3
1,6
Транспорт (без трубопроводного) и связь
1,0
1,4
1,4
Обрабатывающая промышленность (без нефтепереработки)
0,2
0,8
1,0
Агропромышленный комплекс
0,1
0,1
0,1
Образование, здравоохранение
0,1
0,3
0,4
Торговля
0,1
0,4
0,5
Недвижимость и строительный комплекс
0,4
1,4
2,5
Прочие
0,1
0,3
0,8

В отраслях сферы услуг (финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, торговля и другие) предполагается увеличение объемов капитальных вложений за счет роста спроса на услуги данных отраслей в результате активного восстановления интереса бизнеса к инвестированию на фоне реализации мер, направленных на улучшение качества делового климата.

Ресурсами финансирования инвестиций могут послужить: сохранение средств накопительной части пенсии в обращении в экономике, более активная приватизация и смягчение условий привлечения капитала. В целевом варианте предполагается рост объемов кредитов, направляемых на инвестиционные цели и более позитивная динамика финансовых результатов деятельности организаций.

Одним из условий достижения целевого состояния экономики, заложенного в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, является сокращение расходов федерального бюджета в реальном выражении.

Для достижения вышеуказанных целей потребуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих проведение в 2016 - 2018 гг. мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, радикальному пересмотру государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом одним из критериев пересмотра бюджетных расходов на госпрограммы должна стать эффективность их реализации, в том числе макроэкономическая. Это позволит сохранить расходы федерального бюджета, оказывающие наибольшее влияние на повышение темпов экономического развития страны и одновременно сократить неэффективные расходы, а также позволит заложить соответствующую структуру расходов федерального бюджета на последующие годы.

Для совершения качественно нового скачка в развитии страны необходимо обеспечить финансовыми ресурсами следующие приоритетные для реализации целевого сценария направления расходов:

инвестиции в современные технологии в социальной сфере;

инвестиции в развитие таких областей, как новые материалы, нанотехнологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника и фотоника;

инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры;

дополнительные расходы на инновационное развитие и поддержку науки;

дополнительные расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства;

дополнительные расходы на поддержку экспорта товаров и услуг, в том числе с учетом развития международной интеграции.

При стимулировании модернизации производства на основе инвестиционного роста акцент должен быть сделан на отраслях, где доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске наиболее велика.

Политика, направленная на снижение инфляции при необходимости обеспечения более высоких темпов экономического роста, предусматривает прежде всего структурные меры: более жесткую политику в отношении роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (индексация не выше инфляции на прогнозный период) в целях сдерживания роста издержек, меры, обеспечивающие рост предложения товаров и услуг, развитие конкуренции, в том числе в системе товаропроводящих сетей, направленные на сокращение звеньев в цепи посредников между производителями и продавцами, устранение монополизма и сговора в установлении цен и другие меры антиинфляционной политики Правительства Российской Федерации.

Наряду со снижением инфляции, в основном за счет более низкого роста тарифов коммунального сектора, умеренная политика в отношении регулируемых тарифов будет сдерживать рост издержек, создавая конкурентные преимущества для основных потребителей энергоносителей (экспортно ориентированных отраслей, производителей строительных материалов), что будет поддерживать более высокий экономический рост и более высокий инвестиционный потенциал.

Более умеренный рост тарифов позволит снизить инфляцию в 2016 году до 6,2% (в базовом сценарии - 6,4 процента).

В этих условиях в 2017 - 2018 гг. на фоне проведения консервативной денежной политики, которая одновременно не будет препятствовать росту экономики, инфляция понизится до 5,5% в 2017 году и 4% в 2018 году.

Реализация антиинфляционных мер будет способствовать не только снижению инфляции до целевого уровня 4% в 2018 году, но и созданию условий для повышения темпов роста инвестиций в основной капитал. Это создает условия для последовательного снижения ключевой ставки Банка России и средних процентных ставок по кредитам банковской системы.

В социальной сфере целевой вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе более сбалансированного и взвешенного подхода к социальным обязательствам государства и бизнеса в тесной взаимосвязи с ростом качества и эффективности труда.

В отношении заработной платы работников бюджетной сферы, а также государственных служащих предполагается продление на 2016 год моратория на индексацию оплаты труда.

Динамика реальных располагаемых доходов населения будет несколько отставать от динамики реальной заработной платы. При этом рост доходов, кроме заработной платы, будут поддерживать развитие малого бизнеса и рост предпринимательской инициативы среди населения. Это позволит в 2018 году полностью компенсировать провал 2015 года по доходам населения.

Одной из ключевых мер поддержки и стимулирования национального экспорта является обеспечение массового доступа российских экспортеров и зарубежных покупателей их продукции к финансированию на конкурентных условиях, сопоставимых с параметрами экспортных кредитов, предоставляемых ведущими экспортными кредитными агентствами (ЭКА).

Реализация мероприятий в сфере поддержки экспорта должна обеспечить:

качественные изменения в структуре экспорта за счет опережающего развития несырьевого экспорта;

рост числа организаций-экспортеров (не менее 6 - 8% в год);

увеличение объемов финансовой (кредитной и гарантийно-страховой) поддержки экспорта, оказанной институтами развития.

В результате реализуемых мер увеличение доли нетопливного сектора в структуре экспорта товаров в ценах 2010 года повысится с 34,1% в 2015 году до 37,2% в 2018 году, в том числе доля машин, оборудования и транспортных средств увеличится с 5% до 5,8% к 2018 году.

Профицит счета текущих операций в целевом варианте на протяжении всего прогнозного периода будет незначительно выше, чем в базовом варианте прогноза (баланс счета текущих операций в 2018 году составит 74 млрд. долларов США вместо 69 млрд. долларов США в базовом варианте).

Увеличение реального эффективного курса рубля в 2016 году составит 2%, в 2017 году - 5,3% и 2018 году - 4,8 процента.

Укрепление национальной валюты и оживление экономики приведут к сокращению оттока капитала с 72 млрд. долларов США в 2015 году до 40 млрд. долларов США в 2018 году (50 млрд. долларов США в базовом варианте).

В целом состояние платежного баланса России в данном сценарии позволит Банку России в течение прогнозного периода постепенно наращивать объем валютных резервов.

Реализация основных мер, предусматриваемых целевым сценарием развития, позволит обеспечить увеличение темпов экономического роста на 1,5 - 2 п. п. ВВП по сравнению с базовым сценарием в 2017 - 2018 гг. и перейти к 2020 году на устойчивую динамику экономического роста со средним темпом 4,5% в год, обеспечив при этом рост производительности труда не менее чем на 5% в год и достижение целевого уровня инфляции не выше 4 процентов. Основной вклад в увеличение темпов экономического роста в 2016 - 2020 гг. внесут следующие факторы:

рост инвестиций в расширение производства и производственную инфраструктуру - около 1 п. п. в год;

рост инвестиций в увеличение экспорта несырьевых товаров и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции - 0,1 - 0,3 процентного пункта;

повышение совокупной производительности факторов в результате увеличения вложений в инновационные сектора экономики - 0,1 - 0,2 процентного пункта;

реализация мер по экономии ресурсов и сокращению издержек, в том числе связанных с трудовыми затратами и тарифами естественных монополий - 0,1 - 0,3 процентного пункта;

развитие малого бизнеса, улучшение условий для предпринимательской деятельности и другие факторы - 0,2 - 0,3 процентного пункта.

Основные факторы роста в целевом варианте развития

(вклад в процентных пунктах)

2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
ВВП - базовый (1)
1,3
0,6
-3,9
0,7
1,9
2,4
2,5
2,5
ВВП - целевой (2)
1,3
0,8
-3,9
2,3
3,3
4,4
4,5
4,5
Разность вариантов (2-1), в т.ч. за счет:
1,5
1,4
2,0
2,0
2,0
инвестиций в основной капитал
1,1
1,0
1,4
1,4
1,3
инвестиции в расширение пр-ва
1,0
0,9
1,2
1,2
1,0
инвестиции в рост экспорта
0,1
0,1
0,2
0,2
0,3
роста совокупной факторной производительности
0,1
0,1
0,1
0,2
0,2
ресурсоэкономии и снижения издержек
0,1
0,1
0,2
0,2
0,3
развития малого бизнеса и др. факторов
0,2
0,2
0,3
0,3
0,3