8. Основные показатели системы национальных счетов
Прогноз основных показателей консолидированной таблицы национальных счетов очерчивает возможные изменения макроэкономических пропорций воспроизводства и финансирования национального хозяйства Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 гг. При реализации базового сценария развития, положенного в основу проекта федерального бюджета, формирование ресурсов валового располагаемого дохода и их использование в институциональных секторах и экономике в целом будут характеризоваться следующими ключевыми параметрами.
Формирование, распределение и использование валового
располагаемого дохода
Валовой располагаемый доход российской экономики вырастет с 71 трлн. рублей (96,6% ВВП) в 2015 году до 89,6 трлн. рублей (97,5% ВВП) в 2018 году. Основой этого увеличения станет рост ВВП, который в номинальном выражении возрастет соответственно с 73515 млрд. рублей до 91930 млрд. рублей при среднегодовой динамике физического объема 1,7 процента. Одновременно с ростом ВВП увеличению объема располагаемого дохода будут способствовать снижение отрицательного баланса доходов от собственности и оплаты труда с 3% ВВП в 2015 году до 2,1% ВВП в 2018 году при практически стабильно отрицательном сальдо текущих трансфертов в 0,3 - 0,4% ВВП в 2015 - 2018 годах.
Снижение чистого потока инвестиционных доходов из России в зарубежные страны станет следствием замедления прироста выплат доходов по иностранным инвестициям. При этом произойдет снижение чистого оттока капитала из российской экономики. Если в 2015 году чистый вывоз капитала частным сектором оценивается в 72 млрд. долларов США, то в 2016 году он снизится до 57 млрд. долларов США и к 2018 году - до 50 млрд. долларов США.
Снижение расходов на конечное потребление в 2018 году до 71,5% ВВП против 73,9% ВВП в 2015 году приведет к повышению валового сбережения экономики до 26% ВВП против 22,7% ВВП соответственно. При этом валовое накопление соответственно может возрасти до 21,6% ВВП против 17,4% ВВП.
Ресурсы и их использование по внутренней экономике
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
I. Ресурсы
|
|||||
Валовой располагаемый доход
|
B.6
|
96,6
|
97,1
|
97,4
|
97,5
|
Валовой внутренний продукт
|
B.1
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Чистые доходы от собственности
и оплаты труда
|
-3,0
|
-2,6
|
-2,2
|
-2,1
|
|
Чистые текущие трансферты
|
-0,3
|
-0,4
|
-0,4
|
-0,4
|
|
II. Использование
|
|||||
Расходы на конечное потребление
|
P.3
|
73,9
|
73,4
|
72,6
|
71,5
|
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
|
|||||
Валовое сбережение
|
B.8
|
22,7
|
23,6
|
24,8
|
26,0
|
Чистые капитальные трансферты
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
IV. Изменение в активах
|
|||||
Валовое накопление
|
P.5
|
17,4
|
19,9
|
20,7
|
21,6
|
Чистое кредитование (+), чистое
заимствование (-) <*>
|
B.9
|
5,3
|
3,8
|
4,1
|
4,4
|
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
|
|||||
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
10,7
|
8,5
|
8,1
|
7,7
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
-3,4
|
-2,5
|
-2,0
|
-2,2
|
Государственное управление
|
S.13
|
3,6
|
3,2
|
2,3
|
2,0
|
Домашние хозяйства и НКООДХ <*>
|
S.14
|
-5,7
|
-6,1
|
-5,0
|
-4,6
|
Справочно:
|
|||||
Сальдо внешних операций с товарами и услугами
|
B.11
|
8,9
|
7,7
|
7,5
|
7,5
|
--------------------------------
<*> Включая статистическое расхождение.
1) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
2) с учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов;
3) включая статистическое расхождение.
Внутренних ресурсов будет достаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления, поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях не претерпят кардинальных изменений. Если в 2015 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 107 млрд. долларов США (8,9% ВВП), то к 2018 году это активное сальдо может возрасти до 111 млрд. долларов США (7,5% ВВП). В этом случае счет текущих операций останется положительным, несмотря на повышение реального эффективного обменного курса рубля. Вследствие этого российская экономика останется кредитором остального мира. Так, если в 2015 году размер чистого кредитования оценивается в 5,3% ВВП, то далее он уменьшится до 4,4% ВВП в 2018 году.
Основным фактором снижения позиции чистого кредитора станет сокращение внутренних ресурсов для поддержания растущих объемов накопления. Это приведет к изменению структуры финансовых потоков между остальным миром и российской экономикой и ее внутренними секторами. При сокращении чистого кредитования домашними хозяйствами и сектором государственного управления на фоне его наращивания финансовыми корпорациями для обеспечения прогнозируемых параметров экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется замедлить уменьшение привлечения заемных ресурсов, в том числе и за счет сокращения вывоза капитала.
Сектор нефинансовых корпораций
В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение уровня ресурсов у нефинансовых корпораций, несмотря на сохранение на одном уровне в относительном выражении их основной составляющей - валовой прибыли - 23,7 - 23,8% ВВП в 2015 - 2018 годах. Увеличение располагаемых доходов будет происходить вследствие уменьшения отрицательного сальдо операций с доходами от собственности, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут снижаться относительно ВВП, а получаемые ими доходы - расти. Так, в 2018 году пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 9,5% ВВП против 10,4% в 2015 году. Останется на одном уровне в относительном выражении пассив операций и по текущим трансфертам. Он может составить 2,4% ВВП в 2015 - 2018 годах.
Уменьшение отчислений в пользу других секторов приведет к увеличению валового располагаемого дохода нефинансовых корпораций и, соответственно, сбережения нефинансовых корпораций с 10,9% ВВП в 2015 году до 11,9% ВВП в 2018 году. Для увеличения объема валового накопления с 11,4% ВВП в 2015 году до 15,6% ВВП в 2018 году нефинансовым предприятиям потребуется нарастить чистое заимствование до 2,6% ВВП в 2018 году по сравнению с кредитованием других секторов в 0,4% ВВП в 2015 году.
Ресурсы и их использование по сектору
нефинансовые корпорации
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
I. Ресурсы
|
|||||
Валовой располагаемый доход
|
B.6
|
10,9
|
11,2
|
11,6
|
11,9
|
Валовая прибыль
|
B.2g
|
23,7
|
23,8
|
23,8
|
23,7
|
Чистые доходы от собственности
|
D.4
|
-10,4
|
-10,1
|
-9,8
|
-9,5
|
Чистые текущие трансферты
|
-2,4
|
-2,4
|
-2,4
|
-2,4
|
|
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
|
|||||
Валовое сбережение
|
B.8
|
10,9
|
11,2
|
11,6
|
11,9
|
Чистые капитальные трансферты
|
D.9
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
IV. Изменение в активах
|
|||||
Валовое накопление
|
P.5
|
11,4
|
14,0
|
14,8
|
15,6
|
Приобретение за вычетом
выбытия непроизведенных
нефинансовых активов
|
K.2
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
Чистое кредитование (+), чистое
|
B.9
|
0,4
|
-1,8
|
-2,2
|
-2,6
|
заимствование (-)
|
|||||
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
|
|||||
Финансовые корпорации
|
S.12
|
-4,0
|
-1,6
|
-2,0
|
-3,3
|
Государственное управление
|
S.13
|
-0,8
|
0,2
|
0,7
|
1,1
|
Домашние хозяйства
|
S.14
|
-0,6
|
-3,2
|
-2,6
|
-1,9
|
Остальной мир
|
S.2
|
5,3
|
4,0
|
4,3
|
3,5
|
Основной объем заимствований нефинансовые корпорации в 2015 - 2018 гг. привлекут у финансовых корпораций размер, но их величина может уменьшиться с 4% ВВП в 2015 году до 3,3% ВВП в 2018 году. Домашние хозяйства увеличат их кредитование с 0,6% ВВП в 2015 году до 1,9% ВВП в 2018 году. Однако изменится роль сектора государственного управления в финансировании нефинансовых корпораций. Начиная с 2016 года государство начнет заимствовать ресурсы у сектора нефинансовых корпораций, последовательно увеличивая их объем до 1,1% ВВП, в то время как в 2015 году оно кредитует нефинансовые корпорации в размере 0,8% ВВП.
Прогнозируется, что нефинансовые корпорации в 2018 году вывезут за рубеж средства в размере 3,5% ВВП. Таким образом, существенно снизится кредитование остального мира, тогда как в 2015 году оно оценивается в размере 5,3% ВВП и 4% ВВП и 4,3% ВВП, ожидаемых в 2016 и 2017 годах.
Сектор финансовых корпораций
Валовой располагаемый доход финансовых корпораций вырастет с 3,3% ВВП в 2015 году до 3,9% ВВП в 2018 году. Основой этого увеличения станет рост валовой прибыли финансовых корпораций с 2,4% ВВП до 2,6% ВВП и чистых доходов от собственности с 0,6 до 0,7% ВВП. Рост валовой прибыли будет обусловлен переходом динамики валовой добавленной стоимости с 2016 года (13% ВВП в 2016 - 2017 гг. и 19% ВВП в 2018 году) в область положительных значений против спада на 3,5% ВВП в 2015 году. Одновременно с ростом валовой прибыли и чистых доходов от собственности увеличению объема располагаемого дохода финансовыми корпорациями будет способствовать увеличение баланса чистых текущих трансфертов в два раза - с 0,3% ВВП в 2015 году до 0,6% ВВП в 2018 году.
Ресурсы и их использование по сектору финансовые корпорации
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
I. Ресурсы
|
|||||
Валовой располагаемый доход
|
B.6
|
3,3
|
3,6
|
3,7
|
3,9
|
Валовая прибыль
|
B.2g
|
2,4
|
2,5
|
2,5
|
2,6
|
Чистые доходы от собственности
|
D.4
|
0,6
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
Чистые текущие трансферты
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
|
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
|
|||||
Валовое сбережение
|
B.8
|
3,2
|
3,4
|
3,6
|
3,7
|
IV. Изменение в активах
|
|||||
Валовое накопление
|
P.5
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
Чистое кредитование (+), чистое
|
B.9
|
2,8
|
3,0
|
3,2
|
3,3
|
заимствование (-)
|
|||||
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
|
|||||
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
4,0
|
1,6
|
2,0
|
3,3
|
Государственное управление
|
S.13
|
4,4
|
3,0
|
1,6
|
0,9
|
Домашние хозяйства
|
S.14
|
-4,9
|
-2,0
|
-1,6
|
-2,0
|
Остальной мир
|
S.2
|
0,2
|
0,5
|
0,4
|
0,9
|
Валовое сбережение финансовых корпораций вырастет до 3,7% ВВП в 2018 году против 3,2% ВВП в 2015 году. При этом валовое накопление снизится до 0,4% ВВП против 0,5% ВВП, что приведет к увеличению чистого кредитования остальных секторов экономики с 2,8% ВВП до 3,3% ВВП.
Основными заемщиками сектора финансовых корпораций будет сектор государственного управления и нефинансовые корпорации, при этом на протяжении 2015 - 2016 гг. основной объем заимствований, предоставленных сектору государственного управления, будет в четыре раза больше, чем сектору нефинансовых корпораций (4% и 3% против 1% и 1,6% ВВП соответственно). Однако начиная с 2017 года эта тенденция изменится на противоположную, объемы кредитования сектора государственного управления будут снижаться, а нефинансовых корпораций расти. В результате финансовые корпорации станут кредитовать в большем объеме сектор нефинансовых корпораций (2 и 3,3% против 1,6 и 0,9% ВВП соответственно).
Кредиторами финансовых корпораций будут домашние хозяйства, однако объем полученных от них ресурсов на протяжении 2015 - 2017 гг. будет снижаться с 4,9% до 2% ВВП в 2018 году. Финансовые корпорации будут наращивать объемы кредитования остального мира с 0,2% в 2015 году до 0,9% ВВП в 2018 году.
Сектор государственного управления
В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления снизится и в 2016 - 2018 гг., по оценке Минэкономразвития России, составит 20,1 - 20,3% ВВП против 20,4% ВВП в 2015 году.
В первую очередь это обусловлено последствиями налогового маневра, то есть снижения поступлений вывозных таможенных пошлин (до 2,7% ВВП в 2018 году против 3,7% в 2015 году) при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (до 4,7% ВВП в 2018 году против 4,5% ВВП в 2015 году). В результате ожидается снижение относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы и таможенные пошлины до 12,1% ВВП в 2018 году против 12,9% ВВП в 2015 году. При этом чистые доходы от собственности, включающие налог на добычу полезных ископаемых, напротив, несколько возрастут и достигнут к 2017 - 2018 гг. 4,1 - 4,3% ВВП против ожидаемых 4% ВВП в 2015 году.
Фактором, сдерживающим резкое падение валового располагаемого дохода, выступит увеличение (3 - 3,5% ВВП) относительной величины чистых текущих трансфертов. Это будет связано с тем, что тенденция динамики его основной составляющей - отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатами по социальным пособиям - изменится, и его величина начнет сокращаться с 4,1% ВВП в 2015 году до 3,3% ВВП в 2018 году.
Ресурсы и их использование по сектору
государственного управления
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
I. Ресурсы
|
|||||
Валовой располагаемый доход
|
B.6
|
20,4
|
20,3
|
20,2
|
20,1
|
Чистые налоги на производство и импорт
|
D.2 + D.3
|
12,9
|
12,6
|
12,3
|
12,1
|
Валовая прибыль
|
B.2g
|
0,6
|
0,5
|
0,5
|
0,4
|
Чистые доходы от собственности
|
D.4
|
4,0
|
4,2
|
4,3
|
4,1
|
Чистые текущие трансферты
|
2,9
|
3,0
|
3,2
|
3,5
|
|
II. Использование
|
|||||
Расходы на конечное потребление
|
P.3
|
19,2
|
18,5
|
17,8
|
17,0
|
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
|
|||||
Валовое сбережение
|
B.8
|
1,3
|
1,8
|
2,5
|
3,1
|
Чистые капитальные трансферты
|
D.9
|
-2,5
|
-2,5
|
-2,5
|
-2,5
|
IV. Изменение в активах
|
|||||
Валовое накопление
|
P.5
|
1,8
|
1,8
|
1,6
|
1,5
|
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
|
K.2
|
-0,1
|
-0,1
|
0,0
|
0,0
|
Чистое кредитование (+), чистое
|
B.9
|
-3,1
|
-2,4
|
-1,6
|
-0,9
|
заимствование (-)
|
|||||
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
|
|||||
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
1,0
|
0,4
|
-0,2
|
-0,2
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
-4,4
|
-3,0
|
-1,6
|
-0,9
|
Остальной мир
|
S.2
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
Исходя из основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 гг., относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. Учитывая это, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2016 - 2018 гг. также будут уменьшаться и составят 17% ВВП в 2018 году против ожидаемых 19,2% ВВП в 2015 году.
Таким образом, при снижении располагаемого дохода сектора и принятом сценарии опережающего сокращения расходов на конечное потребление уровень сбережения государства несколько увеличится и составит к 2018 году 3,1% ВВП против 1,3% ВВП в 2015 году. Тем не менее на протяжении всего прогнозного периода сектор государственного управления будет оставаться заемщиком (размер заимствования к 2018 году оценивается в 0,9% ВВП против 3,1% ВВП в 2015 году).
Основными кредиторами сектора в прогнозный период 2016 - 2018 гг. будут нефинансовые корпорации и финансовые корпорации, размер кредитования которых составит 0,2 и 0,9 - 3% ВВП соответственно в результате уменьшения объема суверенных фондов и роста внутреннего долга государства. При этом сектор государственного управления будет продолжать кредитовать остальной мир (оценивается в 0,2% ВВП), учитывая снижение обязательств перед нерезидентами при продолжении увеличения иностранных активов.
Сектор домашних хозяйств
Оплата труда наемных работников - основной источник доходов домашних хозяйств - в структуре формирования ВВП по доходам к 2018 году в относительном выражении возрастет до 52,8% ВВП против 52,5% ВВП в 2015 году. Это будет обусловлено восстановлением роста заработной платы, доля которой возрастет с 30,2% ВВП в 2015 году до 30,4% ВВП в 2018 году. Доля отчислений на социальное страхование сохранится на уровне 2015 года и составит в 2018 году 8,3% ВВП.
Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, незначительно вырастет и достигнет 3,1% ВВП в 2018 году против 3% ВВП в 2015 году. Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.
В результате уровень валового располагаемого дохода домашних хозяйств снизится до 61% ВВП в 2018 году против 61,4% ВВП в 2015 году. Норма сбережения домашних хозяйств в период 2015 - 2018 гг. снизится до 11,6% от объема их валового располагаемого дохода в 2018 году против 11,7% в 2015 году. Доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, напротив, увеличится до 88,4% в 2018 году против 88,3% в 2015 году. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики уменьшатся до 54,1% ВВП в 2018 году против 54,3% ВВП в 2015 году, что объясняется снижением располагаемых доходов в прогнозный период. Относительная величина сбережений домашних хозяйств сократится и составит в 2018 году 7,1% ВВП против 7,2% ВВП в 2015 году. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств вырастет и достигнет 4,1% ВВП к 2018 году против 3,6% ВВП в 2015 году.
Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
I. Ресурсы
|
|||||
Валовой располагаемый доход
|
B.6
|
61,4
|
61,4
|
61,3
|
61,0
|
Оплата труда наемных работников
|
D.1
|
52,5
|
52,5
|
52,8
|
52,8
|
Валовой смешанный доход
|
B.2g + B.3g
|
7,5
|
7,6
|
7,6
|
7,7
|
Чистые доходы от собственности
|
3,0
|
3,1
|
3,1
|
3,1
|
|
Чистые текущие трансферты
|
-1,6
|
-1,8
|
-2,2
|
-2,6
|
|
II. Использование
|
|||||
Расходы на конечное потребление
|
P.3
|
54,3
|
54,5
|
54,4
|
54,1
|
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
|
|||||
Валовое сбережение
|
B.8
|
7,2
|
7,0
|
7,0
|
7,1
|
Чистые капитальные трансферты
|
1,6
|
1,5
|
1,4
|
1,4
|
|
IV. Изменение в активах
|
|||||
Валовое накопление
|
P.5
|
3,6
|
3,6
|
3,9
|
4,1
|
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
|
B.9
|
5,1
|
4,9
|
4,6
|
4,4
|
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
|
|||||
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
0,6
|
3,2
|
2,6
|
1,9
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
4,9
|
2,0
|
1,6
|
2,0
|
Остальной мир
|
S.2
|
-0,5
|
0,0
|
0,0
|
0,3
|
В среднесрочной перспективе домашние хозяйства останутся кредиторами остальных секторов экономики, при этом относительная величина объема их свободных финансовых ресурсов будет сокращаться. Так, если в 2015 году уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 5,1% ВВП, то к 2018 году прогнозируется его уменьшение до 4,4% ВВП. Основной объем кредитования придется на сектор нефинансовых корпораций. При снижении общей величины свободных ресурсов у населения чистое кредитование домашними хозяйствами сектора финансовых корпораций снизится до 2% ВВП в 2018 году.
Сбережение и инвестиции
Валовое сбережение национальной экономики, при принятых сценарных условиях, сохранит восходящий тренд вплоть до 2018 года. Ожидается, что номинальный рост сбережения приведет к увеличению его относительного уровня до 26% ВВП в 2018 году по сравнению с 22,7% ВВП в 2015 году.
Повышение сбережения будет происходить во всех институциональных секторах экономики. В секторе нефинансовых корпораций относительный уровень сберегаемых ресурсов возрастет с 10,8% ВВП в 2015 году до 11,9% ВВП в 2018 году. В секторе государственного управления норма сбережения начнет повышаться после 2015 года и достигнет к 2018 году 3,1% ВВП.
В секторах домашних хозяйств и финансовых корпораций в период 2015 - 2018 гг. также сформируются устойчивые позитивные тренды. Сбережение финансовых корпораций увеличится с 3,2 до 3,8% ВВП.
Инвестиционная активность в среднесрочной перспективе возрастет. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, могут увеличиться с 17,4% ВВП в 2015 году до 21,6% ВВП в 2018 году. Возрастающую потребность в финансировании инвестиционных программ возможно покрывать за счет повышения степени целевого использования национальных сбережений, являющихся потенциальным инвестиционным ресурсом. В 2016 - 2018 гг. на финансирование валового накопления по прогнозу будет направлено порядка 83 - 84% внутреннего сбережения, в то время как в 2015 году на эти цели будет использовано не более 76 процентов.
В разрезе секторов - основной вклад в восстановление инвестиционной активности внесут нефинансовые корпорации при поддержке домашних хозяйств. Относительный уровень валового накопления нефинансовых корпораций вырастет к 2018 году до 15,6% ВВП по сравнению с 11,5% ВВП в 2015 году. Норма накопления домашних хозяйств в 2015 - 2018 гг. вырастет с 3,6 до 4,1% ВВП. Удельный вес инвестиционных расходов финансовых корпораций будет относительно стабильным и сохранится на уровне 0,4% ВВП. Валовое накопление сектора государственного управления, при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы, в относительном выражении несколько снизится, но останется в границах 1,5 - 1,7% ВВП.
Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала
(% к произведенному ВВП)
Коды
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|
Валовое сбережение
|
B.8.g
|
22,7
|
23,6
|
24,9
|
26,0
|
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
10,8
|
11,2
|
11,6
|
11,9
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
3,2
|
3,4
|
3,6
|
3,8
|
Государственное управление
|
S.13
|
1,3
|
1,8
|
2,5
|
3,1
|
Домашние хозяйства и НКООДХ <*>
|
S.14 + S.15
|
7,4
|
7,2
|
7,2
|
7,2
|
Капитальные трансферты (чистые)
|
D.9
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Валовое накопление <**>
|
P.5 + K.2
|
17,4
|
19,8
|
20,7
|
21,6
|
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
11,5
|
14,1
|
14,8
|
15,6
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
Государственное управление
|
S.13
|
1,7
|
1,7
|
1,6
|
1,5
|
Домашние хозяйства и НКООДХ
|
S.14 + S.15
|
3,7
|
3,6
|
3,9
|
4,1
|
Чистое кредитование (+) /
чистое заимствование (-) <***>
|
B.9
|
5,3
|
3,8
|
4,1
|
4,4
|
Нефинансовые корпорации
|
S.11
|
0,4
|
-1,8
|
-2,2
|
-2,6
|
Финансовые корпорации
|
S.12
|
2,8
|
3,0
|
3,2
|
3,3
|
Государственное управление
|
S.13
|
-3,1
|
-2,4
|
-1,6
|
-0,9
|
Домашние хозяйства и НКООДХ
|
S.14 + S.15
|
5,2
|
5,0
|
4,7
|
4,6
|
Справочно:
|
|||||
Использование внутренних
|
76
|
84
|
84
|
83
|
|
сбережений на накопление
|
|||||
основного капитала, %
|
--------------------------------
<*> Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
<**> С учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов.
<***> С учетом статистического расхождения.
Взаимоотношения страны с внешним миром в 2015 году качественно изменятся, но в среднесрочной перспективе не претерпят кардинальных изменений. Страна вновь станет чистым кредитором остального мира, в то время как в 2013 - 2014 гг. сальдо взаимоотношений внутренней экономики с внешним миром было близко к нулю. Однако в условиях опережающей потребности в финансировании инвестиций по сравнению с ростом внутренних сбережений объемы ресурсов, предоставляемых национальной экономикой остальному миру, будут снижаться. Объем чистого кредитования (без учета статистического расхождения) снизится с 5,2% ВВП в 2015 году до 4,9% ВВП в 2018 году.
Финансовые корпорации и домашние хозяйства останутся секторами-кредиторами (суммарно 7 - 8% ВВП), а заемщиками недостающих ресурсов, начиная с 2016 года, будут выступать нефинансовые корпорации и сектор государственного управления. Объемы чистого заимствования нефинансовыми корпорациями в среднесрочной перспективе будут последовательно расти (с 1,8 до 2,6% ВВП), в то время как государство к 2018 году, напротив, сократит объемы чистого заимствования с 3,1 до 0,9% ВВП.
В распределении финансовых потоков по инструментам финансирования между российской экономикой и остальным миром произойдут существенные изменения.
Ожидается существенное сокращение объемов кредитования остального мира по каналу прямых и портфельных инвестиций до 2017 года включительно. Чистый отток ресурсов в форме инвестиций суммарно сократится в 2017 году в два раза, до 10,5 млрд. долларов США (0,8% ВВП) против 22,2 млрд. долларов США (1,9% ВВП) в 2015 году, при этом в его структуре будут преобладать прямые инвестиции, отражающие поступление в страну иностранного капитала на долгосрочной основе. В 2018 году направление финансового потока по инвестиционному каналу не изменится. Чистый отток ресурсов составит 0,5 млрд. долларов США, при этом отток по портфельным инвестициям сменится притоком в размере 3 млрд. долларов США (0,2% ВВП), по прямым инвестициям - отток продолжится и составит 3,5 млрд. долларов США (0,2% ВВП).
Направление и объем финансового потока в форме ссуд и займов свидетельствует, что ссудная задолженность страны будет сокращаться за счет снижения просроченных и непогашенных кредитов.
Финансовые потоки между российской экономикой
и остальным миром
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
|||||
млрд. долл. США
|
в % к ВВП
|
млрд. долл. США
|
в % к ВВП
|
млрд. долл. США
|
в % к ВВП
|
млрд. долл. США
|
в % к ВВП
|
|
Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-) (СНС) <*>
|
5,2
|
4,7
|
4,8
|
4,9
|
||||
Сальдо финансового счета (с учетом резервных активов) <**>
|
-62,2
|
-5,2
|
-58,2
|
-4,7
|
-64,3
|
-4,8
|
-72,7
|
-4,9
|
Прямые инвестиции
|
-11,5
|
-1,0
|
-6,8
|
-0,5
|
7,5
|
-0,6
|
-3,5
|
-0,2
|
Портфельные инвестиции
|
-10,7
|
-0,9
|
-3,0
|
-0,2
|
-3,0
|
-0,2
|
3,0
|
0,2
|
Ссуды и займы
|
-25,6
|
-2,1
|
-22,6
|
-1,8
|
-24,2
|
-1,8
|
-30,3
|
-2,1
|
Прочее
|
-27,2
|
-2,3
|
-27,2
|
-2,2
|
-23,4
|
-1,7
|
-22,3
|
-1,5
|
Резервные активы <***>
|
12,8
|
1,1
|
1,4
|
0,1
|
-6,1
|
-0,5
|
-19,6
|
-1,3
|
--------------------------------
<*> Без учета статистического расхождения.
<**> "+" - рост обязательств и снижение активов, "-" - рост активов и снижение обязательств.
<***> "+" - снижение, "-" - рост.
При ожидаемой в 2015 - 2018 гг. динамике положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса и последовательном снижении оттока капитала сокращение резервных активов страны в иностранной валюте сохранится до 2016 года включительно, после чего следует ожидать возобновления их роста, который к 2018 году достигнет 19,6 млрд. долларов США (1,3% ВВП).