3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ

3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ

Газ

Цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющим рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию в прогнозный период будет составлять примерно 30% с незначительными колебаниями от года к году.

Предлагается индексировать оптовые цены на газ для всех категорий потребителей в 2016 году на 2%, а в 2017 - 2018 гг. на 3% ежегодно.

Индексация тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам будет осуществлена в тех же размерах, что и для оптовых цен на газ. При этом в прогнозный период будут внесены изменения в Методику расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, позволяющие более точно осуществить распределение затрат на транспортировку газа на экспорт и внутренний рынок.

В целях ограничения роста конечной цены на газ предполагается оптимизировать инвестиционную программу ПАО "Газпром", в том числе за счет формирования долгосрочной (на период не менее пяти лет) инвестиционной программы по видам деятельности: добыча, транспортировка газа по магистральному трубопроводу, транспортировка газа по газораспределительным сетям.

В прогнозный период в целях стимулирования роста потребления газа в Российской Федерации будет разработан и внедрен механизм обязательного расширения пропускной способности участков Единой системы газоснабжения, обязывающий собственника Единой системы газоснабжения предусматривать соответствующие инвестиции в первоочередном порядке.

Электроэнергетика

В 2015 году среднегодовой рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей к предыдущему году ожидается в размере 5 - 5,3%, что примерно на 2 п. п. ниже, чем прогнозировалось ранее, и обусловлено как снижением спроса со стороны потребителей, так и структурой потребления.

По предварительной оценке, в 2016 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут в среднем для всех категорий потребителей в диапазоне 8 - 8,6% в среднем за год, в 2017 году - на 7,4 - 8,1%, в 2018 году рост цен на электроэнергию понизится до 7,2 - 7,9 процента.

Рост регулируемых тарифов сетевых организаций в среднем за 2016 год составит 7,5% (индексация в июле на 7,5%), в 2017 году - 7,3% (7%), в 2018 году - 6,6% (6,2 процента). При этом размер индексации тарифов для отдельных сетевых организаций может быть дифференцирован с целью обеспечения их безубыточности.

Решение проблемы кризисного финансового состояния ПАО "Ленэнерго" потребует дополнительного тарифного роста в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Для реализации инвестиционных программ электросетевых компаний в 2016 году необходимо реализовать предусмотренное Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р) снижение удельных инвестиционных издержек на 30%, удельных операционных издержек - на 15%, а также снижение потерь не менее чем на 11% к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года в целях поддержания физических объемов вводов на уровне, необходимом для обеспечения надежности энергоснабжения потребителей. В наиболее проблемных регионах потребуется сокращение инвестиционных программ на величину до 30 - 50% в денежном выражении.

Дополнительным основанием для оптимизации инвестиционных программ станет утверждение нормативов цен типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства. Данный нормативный правовой акт будет устанавливать ценовые пределы базисных технологических элементов, из которых можно будет составить любой инвестиционный проект строительства объекта электросетевого хозяйства.

Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций по методу доходности инвестированного капитала в прогнозном периоде будут сохранены. При необходимости будут продлены сроки долгосрочного периода регулирования. Для ПАО "ФСК ЕЭС" продолжат действие долгосрочные параметры тарифов на период 2015 - 2019 гг. (второй регуляторный период), предусматривающие рост тарифа на уровне среднего по Российской Федерации темпа индексации тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Дополнительно необходимо разработать нормативные правовые акты, регулирующие правила определения объемов услуг по передаче электроэнергии между смежными сетевыми организациями.

Будет продолжена работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р. Вместе с тем следует, при необходимости, повысить расценки при льготном технологическом присоединении с тем, чтобы исключить завышение количества льготных заявок на технологическое присоединение до 15 кВт, а также рассмотреть целесообразность переноса с 1 октября 2017 года на 1 октября 2019 года полного исключения затрат за сооружение объектов "последней мили" из платы за льготное технологическое присоединение категории заявителей с мощностью энергопринимающих устройств от 15 до 150 кВт.

На оптовом рынке рост цен прогнозируется: в 2016 году - на уровне 8,2 - 9,2%, в 2017 году - 7,5 - 8,5%, в 2018 году - 7,5 - 8,5 процента. В указанных оценках не учтены ценовые (тарифные) источники развития энергосистем Калининградской области, Крымского и Дальневосточного федеральных округов.

Превышение роста цен на оптовом рынке уровня инфляции в основном обусловлено вводом новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора о предоставлении мощности и иные договора), а также переносом сроков их вводов относительно ранее запланированных.

Индексация регулируемых тарифов для населения с 1 июля 2016 г. составит 7,5 процента. В целях сокращения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе предполагается внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Индексация регулируемых тарифов для населения составит с 1 июля 2017 г. 8%, с 1 июля 2018 г. 7,2% (без учета введения социальной нормы потребления). Опережающий рост тарифов для населения в 2017 - 2018 гг. направлен на сокращение величины перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

В 2016 году должно быть завершено введение социальной нормы потребления электроэнергии населением. При этом тарифы на объемы электроэнергии сверх социальной нормы по решению региональных органов тарифного регулирования будут превышать установленные ограничения для регулируемых тарифов.

Тарифы на услуги ЖКХ

В 2016 году в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения обязательным становится переход на долгосрочное тарифное регулирование. Утверждение на уровне Правительства Российской Федерации предельных отраслевых индексов изменения тарифов в данных сферах с 2016 года законодательно не предусмотрено.

Таким образом, ключевым регуляторным механизмом в сфере коммунального хозяйства с 2016 года становится установление Правительством Российской Федерации предельных индексов изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги.

Ориентация на уровень инфляции, как индикатора предельного изменения платы граждан за коммунальные услуги, в 2016 - 2018 годах будет сохранена с учетом прогнозируемого изменения платежеспособности населения.

В рамках ограничений совокупного платежа граждан за коммунальные услуги предельный рост стоимости коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации прогнозируется с июля 2016 года - 4%, с июля 2017 года - 5,1%, с июля 2018 года - 4,7 процента. Объективным фактором, влияющим на рост стоимости услуг ЖКХ, в основном будет рост цен на топливо, электроэнергию и другие материальные затраты.

Для устранения имеющихся дисбалансов может применяться механизм превышения предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги в отдельных муниципальных образованиях, не приводящих к превышению среднего индекса установленного в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Железнодорожные перевозки

С 2014 года был осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование грузовых железнодорожных перевозок методом доходности на инвестированный капитал. С целью восстановления доходной базы ОАО "РЖД" тарифы в 2015 году были проиндексированы с января на 10% с учетом предоставления бюджетных дотаций в размере 30 млрд. рублей.

На 2016 год индексация тарифов будет определена с учетом отсутствия бюджетных дотаций, дальнейшей оптимизации издержек компании и составит 9 процентов.

Для недопущения избыточного роста транспортных издержек в экономике в 2017 - 2018 гг. рост тарифов на грузовые перевозки будет более сдержанным - параметры индексации цен на грузовые перевозки будут приближены к целевому ориентиру по инфляции на этот период. При этом потребуется проведение дополнительных мероприятий в части сокращения административных расходов и оптимизации закупок. В этом случае предоставления бюджетной субсидии на финансовую сбалансированность компании не потребуется.

Будет осуществлен пересмотр приоритетов развития железнодорожной инфраструктуры, целью которого будет являться адаптация инвестиционной программы ОАО "РЖД" к изменившимся условиям в российской экономике.

В отношении цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов для перевозок, которые не регулируются государством, начиная с 2013 года отмечалось снижение ставок (к концу 2014 года ставка за пользование полувагоном снизилась до 550 - 650 рублей ваг./сутки (ранее составляла более 1000 рублей ваг./сутки).

Повышение тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в 2016 - 2018 гг. будет ограничено в пределах 4 - 4,5 процента.

Тарифы на услуги инфраструктуры, предоставляемые для осуществления пассажирских перевозок в регулируемом сегменте, будут проиндексированы аналогичными темпами.

Будет изменен подход к государственному субсидированию пассажирского комплекса в дальнем следовании путем перехода к модели государственного заказа перевозок, имеющих социальное значение, и либерализации коммерческих.

Реализация данного подхода будет сопровождаться оптимизацией маршрутной сети, выработкой стандарта транспортного обслуживания и созданием стимулирующей к улучшению качества работы перевозчика тарифной системы.