2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации

2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития
Российской Федерации

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2016 - 2018 гг.) определяется задачами, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

обеспечение сбалансированности федерального бюджета;

сохранение стабильности налоговых условий и оптимизация тарифного регулирования;

повышение качества жизни и инвестиции в человеческий капитал;

сбалансированное региональное развитие;

повышение качества функционирования институтов государственной власти;

развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2016 - 2018 гг. основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и взаимодействию с представителями бизнеса по результатам реализации "дорожных карт". В IV квартале 2015 г. планируется реализовать мероприятия "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата, результаты реализации которых уже с этого года оцениваются в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России.

К IV кварталу 2016 г. планируется создание механизма реализации положений Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении проектов государственно-частного партнерства. Более того, уже создан единый институт развития малого и среднего предпринимательства.

Сохранению потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота будут способствовать изменения в законодательство о банкротстве, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

В целях снижения возможности давления на бизнес со стороны правоохранительных органов планируется расширить основания для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере предпринимательства.

В части обеспечения сбалансированности федерального бюджета в прогнозный период будет соблюдаться бюджетное правило, то есть оптимизация бюджетных расходов будет построена на выделении защищенных и незащищенных статей (программно-целевой принцип формирования бюджета, исключающий секвестр производительных статей по формальному признаку).

В части сохранения стабильности налоговых условий принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по установлению 3-летних "надзорных каникул" в отношении плановых проверок для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению предпринимательской деятельности. К концу 2015 года планируется снизить ставку по налогу на прибыль организаций в отношении участников региональных инвестиционных проектов.

В части оптимизации тарифного регулирования к 2016 году будет осуществлен переход на регулирование тарифов на основе целевых показателей Банка России по инфляции. Реализация этой задачи основывается на сокращении операционных расходов и корректировке инвестиционных планов, она же позволит повысить отдачу на вложенный капитал, ограничить рост тарифной нагрузки для финансирования не обеспеченной будущим спросом инфраструктуры и увеличить эффективность менеджмента компаний.

К середине 2016 года планируется осуществить переход к новой модели ценообразования на рынке тепловой энергии на основе метода "альтернативной котельной", что запустит процесс трансформации к модели двухсторонних долгосрочных договоров на рынке электроэнергии.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий в следующих областях.

В области образования с 2015 года будут проводиться региональные, национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования.

К концу 2015 года будет утверждена программа содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2015 - 2025 г., будут установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей, кроме того, будет создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

В области профессионального развития в течение ближайших трех лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирование системы независимой оценки их профессионального уровня. К 2018 году количество работников и специалистов, подтвердивших квалификации в независимых центрах сертификации квалификаций планируется довести до показателя 167,5 тыс. человек на конец года, нарастающим итогом.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно обоснованного анализа;

разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения);

принятие "дорожной карты" развития центров ядерной медицины и диагностики.

В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2016 - 2018 гг. продолжится политика по поддержке импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В части сбалансированного регионального развития к концу 2016 года будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации. Количество созданных территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением к 2020 году должно достигнуть 50 единиц, а доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

В части повышения качества функционирования институтов государственной власти важной целью структурных социально-экономических преобразований является повышение качества государственного управления. Для достижения данной цели предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2016 - 2018 гг. будет продолжена приватизация в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.