3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций жилищно-коммунального хозяйства в 2015 - 2017 годах

3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
инфраструктурных компаний и тарифов организаций
жилищно-коммунального хозяйства в 2015 - 2017 годах

Предусматривается индексация тарифов на товары (услуги) компаний инфраструктурного сектора в 2015 - 2017 гг. в среднем по Российской Федерации на уровне, не превышающем величины прогнозируемой инфляции предыдущего года (декабрь к декабрю), за исключением тарифов на электроэнергию для населения в 2015 - 2017 гг., тепловую энергию, железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки в 2015 году.

В целях сокращения перекрестного субсидирования тарифы на газ для потребителей, исключая население, в 2017 году предполагается индексировать с понижающим коэффициентом 0,8 от инфляции предыдущего года.

Газ

Цена на газ является одним из ключевых факторов, определяющим рост цен на электроэнергию, так как доля газа в конечной цене на электроэнергию в прогнозный период будет составлять примерно 30% с незначительными колебаниями от года к году.

Рост цен на газ транслируется в инфляцию в основном через рост стоимости электроэнергии и теплоэнергии, а также через рост стоимости других коммунальных услуг, включая оплату за газоснабжение. В текущих условиях высоких инфляционных рисков следует снизить влияние на инфляцию административного фактора, а также обеспечить сдержанный рост издержек потребителей на энергоносители.

Таким образом, в целях сдерживания роста цен на электроэнергию предлагается следующая индексация оптовых цен на газ и тарифов в распределительных газовых сетях для всех категорий потребителей (за исключением населения): в июле 2015 г. - на 7,5%, в июле 2016 г. - на 5,5%, в июле 2017 г. - на 3,6 процента.

Оптовые цены на газ для населения предполагается индексировать в июле 2015 г. - на 7,5%, в июле 2016 г. - на 5,5%, в июле 2017 г. - на 4,5% с учетом необходимости сокращения перекрестного субсидирования между населением и другими категориями потребителей.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации ставка НДПИ на газ, начиная с 1 июля 2014 г., рассчитывается с учетом темпов индексации оптовых цен на газ на внутреннем рынке, многокомпонентного состава газа, макроэкономических показателей, ценовой конъюнктуры на целевых рынках сбыта, а также показателей экономической эффективности проектов по добыче газа горючего природного.

Рост тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в 2015 - 2017 гг. не превысит уровня оптовых цен на газ и составит в 2015 году - 7,5%, в 2016 году - 5,5%, в 2017 году - 3,6 процента.

В течение прогнозного периода будет осуществлен переход на долгосрочное (от 3 до 5 лет) регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям. При этом стоимость транспортировки газа по газораспределительным сетям в 2017 году не будет превышать оптовые цены на газ.

Также будет продолжена работа по поэтапной гармонизации подходов к регулированию оптовых цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для достижения равной доходности поставок газа в различные субъекты Российской Федерации.

При определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям будут учтены следующие факторы:

покрытие выпадающих доходов регулируемых организаций от оказания услуг по технологическому присоединению (предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314);

отказ от услуг регулируемых организаций крупных потребителей (характерно и для регулирования платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям).

Электроэнергетика

В 2014 году среднегодовой рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей к предыдущему году ожидается в размере 7 - 7,2 процента.

В 2015 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут в среднем для всех категорий потребителей на 8,2 - 8,4% в среднем за год, в 2016 году - на 9 - 9,2%, в 2017 году рост цен на электроэнергию составит 8 - 8,3 процента.

Индексация тарифов для населения в 2015 - 2017 гг. будет производиться по уровню прогнозируемой инфляции предшествующего года плюс 1 процент.

Таким образом, индексация составит с 1 июля 2015 г. - 8,5%, с 1 июля 2016 г. - 6,5%, с 1 июля 2017 г. - 5,5% (без учета введения социальной нормы потребления).

Введение социальной нормы потребления будет поэтапно продолжено с учетом решений региональных органов тарифного регулирования. При этом тарифы на объемы электроэнергии сверх социальной нормы по решению региональных органов тарифного регулирования могут превышать установленные ограничения.

На 2015 - 2016 гг. прогнозируемый рост регулируемых тарифов сетевых организаций базируется на прогнозе индекса потребительских цен предыдущего года. Индексация регулируемых тарифов сетевых организаций с июля составит: в 2015 году - 7,5%, в 2016 году - 5,5%, в 2017 году - 4,5 процента.

В этих условиях для выполнения инвестиционных программ и поддержания требуемого уровня надежности и качества услуг от дочерних обществ ОАО "Российские сети" потребуется сократить издержки. Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р) предусмотрено снижение удельных инвестиционных издержек на 30%, удельных операционных издержек на 15%, а также снижение потерь не менее чем на 11% к 2017 году по сравнению с уровнем 2012 года.

Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций по методу доходности инвестированного капитала будут сохранены. При необходимости будут продлены сроки долгосрочного периода регулирования.

Необходимо разработать нормативные правовые акты, предусматривающие перераспределение невостребованной мощности между потребителями электрической энергии, либо ее оплату с целью оптимизации инвестиционных программ сетевых организаций.

Для ОАО "ФСК ЕЭС" будут утверждены долгосрочные параметры тарифов на период 2015 - 2019 гг. (второй регуляторный период) с темпом роста регулируемой валовой выручки на уровне среднего темпа роста тарифа на услуги по передаче электроэнергии в Российской Федерации.

В отдельных субъектах Российской Федерации темп роста сетевых тарифов может отклоняться от среднероссийских значений вследствие необходимости реализации значительных инвестиционных программ. Так, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начиная с 2012 года реализуется 5-летняя инвестиционная программа, позволяющая сократить сроки технологического присоединения к сетям с 3 - 4 лет до шести месяцев. В этих случаях окончательное решение по темпам роста тарифов будут принимать региональные органы тарифного регулирования.

При этом будет продолжена работа по повышению доступности технологического присоединения к электрическим сетям в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р. Вместе с тем следует, при необходимости, повысить расценки при льготном технологическом присоединении с тем, чтобы исключить завышение количества льготных заявок на технологическое присоединение до 15 кВт. В отношении потребителей с присоединяемой мощностью свыше 150 кВт следует проработать механизмы финансирования инвестиционной составляющей и ответственности за использование заказываемой электрической мощности.

Также при тарифном регулировании на 2015 год из котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии будут исключены затраты территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.

В прогнозный период будет продолжена работа по ограничению роста цен на передачу электроэнергии в рамках реализации утвержденного Правительством Российской Федерации Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности (от 11 ноября 2013 г. N 6732п-П9).

На оптовом рынке рост цен прогнозируется на уровне: в 2015 году - 10,3 - 10,5%, в 2016 году - 10 - 10,2%, в 2017 году - 9,3 - 9,5 процента. В указанных оценках не учтены ценовые (тарифные) источники развития энергосистем Калининградской области и Крымского федерального округа.

Превышение роста цен на оптовом рынке в 2015 - 2017 гг. над уровнем инфляции в значительной мере обусловлено вводом новых генерирующих объектов (АЭС, ГЭС, ТЭС и на основе возобновляемых источников энергии) по договорам, обеспечивающим гарантию возврата инвестиций (договора о предоставлении мощности и иные договора), а также переносом сроков их ввода от ранее запланированных.

При этом данный прогноз роста цен предполагает реализацию набора сдерживающих мер, в частности:

возможность предоставления ОАО "Газпром" дисконта к регулируемой (предельной) оптовой цене на газ в 2015 году в размере 2,5%, в 2016 году - 5 процентов;

возможность исключения начисления доходности на целевые инвестиционные средства и средства федерального бюджета в 2016 году для блоков АЭС, введенных в эксплуатацию после 2014 года по договорам о предоставлении мощности, с компенсацией выпадающих доходов после 2017 года. Реализация данной меры может быть целесообразной ввиду ввода в эксплуатацию значительного числа новых АЭС в 2016 году и существенной тарифной нагрузкой, оказываемой ими на конечных потребителей электроэнергии, и может потребовать внесения изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

В целях усиления сдерживания цен на оптовом рынке предлагается продолжить работу в части вывода из эксплуатации старых неэффективных мощностей, а также дальнейшей оптимизации условно-постоянных издержек потребителей электрической энергии (улучшение качества прогнозирования объема отбираемой мощности, снижение требований к резервированию, решение проблемы вынужденной генерации и другое).

Кроме того, целесообразно проработать вопросы ограничения объемов и переноса сроков ввода объектов генерации на основе возобновляемых источников энергии, а также мотивировать данные объекты генерации на сокращение операционных и капитальных затрат на их строительство.

Существует риск, что рассмотренные меры не смогут ограничить рост цен на оптовом рынке в пределах целевого ориентира, что потребует принятия дополнительных решений. В частности, причиной возможного дополнительного повышения цен на электроэнергию в 2015 - 2017 годы могут стать:

необходимость финансирования мероприятий по вводу новых мощностей для обеспечения надежности функционирования энергосистем Калининградской области и Крымского федерального округа;

отмена с 2015 года особых условий функционирования оптового и розничных рынков на территории республик Северного Кавказа и Республики Тыва, с тем чтобы темп роста цен (тарифов) на электроэнергию в указанных регионах в течение переходного периода существенно не превышал установленных ограничений.

Коммунальные услуги

В 2015 году рост платежей граждан за коммунальные услуги в среднем по Российской Федерации ожидается на уровне 8,7% (за годовой период). В 2016 - 2017 гг. рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги не превысит уровня инфляции предыдущего года.

В отдельных субъектах Российской Федерации темп роста платежей за коммунальные услуги может отклоняться от среднероссийских значений при соблюдении установленного порядка.

В 2014 году тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение проиндексированы на 3,9 - 4,6%, что составляет 70% от индекса потребительских цен. Эта мера наряду со снижением темпа роста тарифов на отпущенные для населения электроэнергию и газ привела к существенному замедлению роста тарифов на услуги организаций ЖКХ.

Индексацию тарифов на услуги теплоснабжения в 2015 году планируется ограничить на уровне 8,5% (в среднем за год к предыдущему году - 6,4%), в 2016 году - 5,5% (7%), в 2017 году - 4,2% (5 процентов).

Указанный рост тарифов на тепловую энергию в 2015 году в полном объеме учитывает ликвидацию перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией при комбинированной выработке, а также компенсацию теплоснабжающим организациям недополученных доходов за предыдущие периоды.

Кроме того, в сфере теплоснабжения с 2015 года предполагается внедрение нового метода регулирования, в рамках которого определяется справедливая цена тепловой энергии, поставляемой от построенного альтернативного источника теплоснабжения у потребителя (цена "альтернативной котельной"), которая устанавливается государством как предельная стоимость тепловой энергии, реализуемой потребителю.

Изменение системы ценообразования на тепловую энергию не приведет к существенному росту тарифов на услуги теплоснабжения за счет применения механизма равномерного распределения роста на переходный период до 2020 года (до 2023 года по отдельным системам теплоснабжения).

При этом в 2015 году завершится процесс назначения единых теплоснабжающих организаций, которые будут наделены обязанностью поставлять тепловую энергию потребителям с учетом требований к качеству теплоснабжения, а также правом оптимизировать систему теплоснабжения в целом в рамках взаимодействия с объектами теплового хозяйства различных собственников и участвовать в разработке схемы теплоснабжения.

В структуре затрат на услуги водоснабжения и водоотведения существенную долю занимают расходы на электроэнергию, в связи с чем превышающий инфляцию рост цен на оптовом рынке электроэнергии приведет к необходимости увеличения индексов роста тарифов на водоснабжение и водоотведения относительно инфляции для нивелирования возможной несбалансированности. Дополнительным фактором, влияющим на размер индексации тарифов на водоснабжение, является существенное снижение полезного отпуска (на 1,6% в 2015 году). Таким образом, индексы роста тарифов на водоснабжение и водоотведение составят в 2015 году - 10,5%, в 2016 году - 6%, в 2017 году - 5,1 процента.

Рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в 2015 году в полном объеме учитывает компенсацию недополученных доходов за предыдущие периоды.

При этом увеличение тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения повлечет за собой увеличение роста индекса платежей граждан за коммунальные услуги выше инфляции предыдущего года на 1,2 процента.

В условиях высокой степени износа основных фондов коммунальных предприятий особое значение приобретают меры по повышению инвестиционной привлекательности и финансовой прозрачности коммунальной отрасли, которые являются приоритетом государственной политики в сфере ЖКХ. Так, в тепло-, водоснабжении и водоотведении до 2016 года будет осуществлен поэтапный переход к долгосрочному тарифному регулированию. Законодательством также закреплены следующие механизмы: учет в тарифах метода регулирования долгосрочных параметров, установленных в конкурсной документации на концессию или аренду и результатов конкурса (значений показателей надежности и качества, долгосрочных параметров, заявленных в конкурсном предложении), возмещение недополученных доходов, возникших в результате изменения долгосрочных тарифов, а также возможность заключения концессионного соглашения в частной инициативе.

Основными направлениями государственной политики на 2015 - 2017 гг. в сфере коммунального комплекса будут являться завершение перехода на долгосрочное тарифное регулирование, поэтапное внедрение новой модели рынка тепла, мониторинг функционирования принятых ранее и разработка новых норм, направленных на привлечение частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства. Приоритетным направлением также останется внедрение и организация контроля показателей качества и надежности предоставляемых потребителям коммунальных услуг с учетом мер, принимаемых по ограничению стоимости таких услуг.

Железнодорожные перевозки

В 2014 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в регулируемом секторе были установлены на уровне 2013 года. В 2015 - 2017 гг. тарифы будут повышены на 10%, 5,5% и 4,5% соответственно.

Данный тарифный сценарий подразумевает исполнение мероприятий утвержденного Правительством Российской Федерации Плана действий по недопущению прогнозируемых в 2014 и 2015 годах убытков ОАО "РЖД" (от 22 июня 2014 г. N 4736п-П9). Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить безусловное сохранение инвестиционного потенциала отрасли.

Учитывая необходимость сохранения и увеличения объемов погрузки, ОАО "РЖД" необходимо будет более активно применять имеющиеся у него механизмы гибкого ценообразования на грузовые перевозки, в особенности в отношении пользователей железнодорожного транспорта, не обладающих достаточным платежеспособным спросом.

В настоящее время принято решение о выделении государственной поддержки в размере 260 млрд. рублей, в том числе из средств Фонда национального благосостояния в размере 150 млрд. рублей на реализацию инвестиционной программы по развитию Восточного полигона.

Важнейшим приоритетом является разработка и внедрение комплексной системы управления вагонным парком, включающей не только технологическую составляющую, но и увязку количественных и качественных характеристик вагонного парка с потребностями российской экономики.

Совокупная стоимость транспортировки грузов может быть несколько ниже в 2014 - 2015 гг. в связи с возможным сокращением объемов перевозок. В последующие годы ожидается, что рост платы за предоставление вагонов для перевозок грузов в либерализованном секторе не превысит рост в регулируемом секторе при достаточно умеренном росте спроса.

Повышение тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в 2014 - 2017 гг. будет осуществлено темпами, аналогичными параметрам индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Сохранится порядок компенсации за счет средств федерального бюджета потерь в доходах перевозчиков, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах.

В части пригородного комплекса в соответствии с утвержденной Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом будет осуществляться ежегодное выделение средств федерального бюджета на субсидирование затрат пригородных пассажирских компаний на использование инфраструктуры в размере 25 млрд. рублей.

Услуги связи

Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает необходимость обеспечения доступности данных услуг в сложившихся экономических условиях, а также доведение указанных тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".

В прогнозный период планируется прирост предельных максимальных уровней тарифов на услугу "местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи", а также тарифов на услуги "передача внутренней телеграммы", "пересылка внутренней письменной корреспонденции", услуги связи для целей эфирного аналогового телевизионного вещания и (или) радиовещания, который не превысит на 2015 год 7,5%, на 2016 год - 5,5%, на 2017 год - 4,5 процента.

Предельные максимальные тарифы на услуги "предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа", "предоставление внутризонового телефонного соединения" и "предоставление междугородного телефонного соединения" не изменятся.

На услугу "предоставление доступа к сети местной телефонной связи" предусматривается снижение тарифов до 10% ежегодно.

Проведение индексации тарифов предусматривается:

на услуги телефонной связи - с 1 марта очередного календарного года;

на услуги "передача внутренней телеграммы", "пересылка внутренней письменной корреспонденции" - с 1 апреля очередного календарного года;

на услуги связи для целей эфирного аналогового телевизионного вещания и (или) радиовещания - с 1 января очередного календарного года.