8.1. Основные макроэкономические параметры целевого варианта прогноза

8.1. Основные макроэкономические параметры целевого
варианта прогноза

Целевой вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предполагает выход российской экономики в среднесрочный период на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Для достижения намеченных целей необходима смена экономической модели развития. Переход экономики на инвестиционную модель предполагает разработку и реализацию комплекса мер экономической политики, направленных на:

обеспечение инвестиционной ориентации экономики, повышение инвестиционной активности частного капитала с целью обеспечения роста инвестиций на уровне 6 - 7% к концу прогнозного периода;

государственную поддержку системообразующих и эффективных инвестиционных проектов;

опережающий рост инвестиций в инновационные сектора экономики, влияющие на повышение качества и эффективности человеческого капитала;

увеличение вложений и расширение форм поддержки секторов, ориентированных на несырьевой и высокотехнологичный экспорт, встраивание в конечные звенья формирующихся цепочек мирового производства продукции и технологий;

содействие росту импорта высокотехнологичного оборудования и технологий и импортозамещению по критическим направлениям импорта;

осуществление мер антиинфляционной политики, максимальное сокращение неэффективных издержек и затрат;

обеспечение снижения энергоемкости производства не менее чем на 2% в год на основе разработки и внедрения энергосберегающих технологий, сокращения удельного веса энергоемких производств, ускоренного выбытия неэффективных мощностей, сокращения потерь энергии.

Реализация указанных мер предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление, социальных обязательств государства и снижения различных видов издержек для бизнеса в первую очередь, в сфере тарифов на продукцию естественных монополий, а также в части снижения регуляторной, административной и правоохранительной нагрузки на бизнес (сокращение различных видов отчетности, уменьшение количества проверок за счет ускорения реформы контроля/надзора и внедрение риск-ориентированных подходов).

Внешние условия в целевом варианте сохраняются на уровне варианта "базовый+" (цена на нефть "Юралс" принята на уровне 41 доллар США за баррель в 2016 году с дальнейшим умеренным ростом до 48 долларов США за баррель в 2017 году, 52 доллара США за баррель в 2018 году и 55 долларов США за баррель в 2019 году).

Импорт товаров в целевом варианте прогноза будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста импорта составят в среднем 5,8% в год, стоимостные объемы импорта достигнут 247 млрд. долларов США к 2019 году. В структуре импорта на протяжении всего прогнозного периода будет увеличиваться доля инвестиционных товаров до 27,9% к 2019 году (в ценах 2015 года), при этом инвестиционный импорт будет расти опережающими темпами около 10% в год.

Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - на 22,5 млн. тонн к 2019 году по сравнению с 2016 годом. Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого экспорта превысят темпы роста экспорта в целом и составят в 2017 - 2019 годах в среднем 4,9% в реальном выражении и 9,2% в номинальном выражении, одновременно будет увеличиваться доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 36,9% к 2019 году в ценах 2015 года.

Крупномасштабная реализация мер поддержки и стимулирования внешней торговли позволит при достаточной концентрации усилий и при соответствующих объемах финансирования достичь потенциально возможного роста объемов несырьевого неэнергетического экспорта уже в ближайшие годы. Важно отметить, что сложившийся курс национальной валюты создал хорошие макроэкономические предпосылки для роста экспортной составляющей российской экономики.

Мероприятия, планируемые к реализации с 2017 года, направлены на широкое применение инструментов государственного стимулирования экспортной деятельности. Это подразумевает дальнейшее расширение охвата и объемов кредитной, страховой и гарантийной поддержки российских экспортеров, предоставляемой АО "Российский экспортный центр" (далее - Центр), а также внедрение новых стимулирующих инструментов, таких как поддержка в адаптации и сертификации российской продукции на внешних рынках, регистрация и защита на внешних рынках интеллектуальной собственности российских производителей, содействие в области логистики, патентования, маркетингового продвижения (выставки, бизнес-миссии, пилотные поставки).

Кроме того, планируется развитие региональной инфраструктуры Центра в партнерстве со сложившейся в субъектах Российской Федерации инфраструктурой поддержки предпринимателей, а также расширение зарубежного присутствия Центра, в том числе через создание зарубежной сети российских торговых домов на принципах государственно-частного партнерства.

В рамках указанных мер одной из ключевых тактических задач станет охват государственной поддержкой не менее 12% от общего объема экспортных поставок (несырьевых неэнергетических товаров и услуг) по итогам 2018 года.

Профицит счета текущих операций в целевом варианте на протяжении всего прогнозного периода будет выше, чем в варианте "базовый+" (увеличение счета текущих операций в 2019 году составит 53 млрд. долларов США).

В целевом варианте прогноза за счет более высокого профицита счета текущих операций при сокращении оттока капитала будет происходить укрепление национальной валюты.

Целевой вариант развития отличается более высокими темпами роста инвестиций. Для новой модели экономики необходима новая активная инвестиционная политика.

Создание инвестиционного ресурса (сокращение издержек; сдерживание текущего потребления) и создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, позволят инвестициям в основной капитал в 2017 - 2019 годах расти в среднем на 5,2% в год. Инвестиции в отрасли инфраструктурного сектора и частные инвестиции будут расти опережающими темпами.

Прирост инвестиций будет обусловлен более масштабной технологической модернизацией высоко- и среднетехнологичных производств, развитием машиностроения, инвестированием в отрасли, направленные на развитие человеческого капитала и развитием транспортной инфраструктуры.

Положительный вклад в прирост инвестиций в прогнозный период внесет динамика капитальных вложений в транспортный комплекс (без трубопроводного). Значительная часть прироста инвестиций в транспортный комплекс (без трубопроводного) будет обеспечена развитием железнодорожного транспорта за счет реализации проектов с привлечением средств ФНБ (ВСМ Москва - Казань) и дорожного хозяйства (предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия в сфере дорожного хозяйства по выполнению поручения Президента Российской Федерации в части увеличения объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения). В результате, после снижения в 2016 году доля транспортного комплекса в структуре инвестиций в основной капитал восстановится.

Более высокие темпы промышленного производства влекут за собой увеличение потребностей в электроэнергии, для обеспечения которых необходимо увеличение объема инвестиций в энергосетевое хозяйство страны.

Кроме того, повышению инвестиционной активности будет способствовать потребность в обновлении основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и потребность в повышении надежности тепло- и энергоснабжения.

В отраслях сферы услуг (финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, торговля и другие) предполагается увеличение объемов капитальных вложений за счет роста спроса на услуги данных отраслей в результате активного восстановления интереса бизнеса к инвестированию на фоне реализации мер, направленных на улучшение качества делового климата.

С точки зрения ресурсов финансирования инвестиций в целевом варианте предполагается рост объемов кредитов, направляемых на инвестиционные цели, и более позитивная динамика финансовых результатов деятельности организаций, которая будет способствовать инвестированию за счет собственных средств частного сектора.

Инфляция снизится до 3,9% в 2018 году на фоне постепенного восстановления спроса населения и укрепления рубля. В 2019 году ожидается сохранение темпов инфляции на уровне 2018 года. Давление на цены в сторону их повышения будет оказывать ускорение темпов роста доходов и рост потребительского спроса. Вместе с тем растущее предложение товаров и услуг в совокупности с продолжающимся укреплением рубля будут сдерживать инфляцию.

В целевом варианте предполагается постепенное оживление экономики и перераспределение ресурсов в сторону инвестиционных расходов, что будет способствовать в том числе развитию малого и среднего предпринимательства и росту производства. В результате уровень безработицы будет снижаться быстрее, а численность занятых - медленнее, чем в вариантах базовый и "базовый+", и к 2019 году безработица составит 5,6% рабочей силы (в базовом варианте - 5,7%), численность занятых - 67,6 млн. человек (в базовом варианте - 67,4 млн. человек).

Рост издержек работодателей в целевом варианте будет происходить в основном за счет повышения инвестиционной активности. Как следствие, временно (до 2018 года) будут снижены темпы роста расходов на оплату труда. Достижение уровней заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы будет смещено на 2019 год, а динамика реальной заработной платы во внебюджетном секторе будет постепенно сокращать свое отставание от производительности труда. В целом в 2017 - 2019 годах среднегодовые темпы роста реальной заработной платы будут на 1,4 п. п. выше, чем в базовом варианте.

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в целевом варианте в целом будет повторять траекторию изменения реальной заработной платы: сдержанный рост в 2017 - 2018 годах с последующим ускорением до 3,4% в 2019 году.

В этих условиях динамика оборота розничной торговли в 2017 - 2018 годах будет также сдержанной. В 2019 году ожидается компенсационный рост оборота розничной торговли на 5,3%, который будет поддерживаться ускорением роста доходов и потребительского кредитования. На этом фоне склонность к сбережению в 2019 году снизится до 12,2% от располагаемых доходов.

В целевом варианте темпы роста ВВП увеличиваются до 1,8% в 2017 году, до 3% - в 2018 году и до 4,4% в 2019 году, что на 1,5 - 2,5 п. п. выше по сравнению с базовым вариантом.

ВВП по источникам доходов

Пропорции формирования ВВП по источникам доходов в 2016 - 2019 годах при развитии экономики по целевому сценарию будут изменяться следующим образом.

Понижательная тенденция доли оплаты труда в ВВП на протяжении всего среднесрочного периода будет иметь более выраженный характер по сравнению с вариантами базовый и "базовый+". За период с 2017 по 2019 год ее удельный вес в произведенном ВВП сократится на 2 п. п. (до 46,7% ВВП по сравнению с 48,7% в 2016 году), в то время как в вариантах базовый и "базовый+" - на 0,5 и 0,7 п. п. соответственно.

Целевой вариант развития ориентирован на более высокие темпы роста производительности труда по сравнению с вариантом "базовый+" (на 11% против 7% за 2017 - 2019 годы). Поэтому, несмотря на прогнозируемое ускорение темпов роста фонда заработной платы, на протяжении всего периода (с 6,2% в 2016 году до 7,8% в 2019 году), рост объема ВВП в номинальном выражении будет значительно опережать номинальный рост фонда заработной платы, а доля оплаты наемных работников в ВВП будет снижаться.

Ожидаемый уровень чистых налогов на производство и импорт будет незначительно ниже вариантов базовый и "базовый+" и в 2019 году составит 10,8% ВВП.

В результате удельный вес валовой прибыли в экономике и валовых смешанных доходов на протяжении всего прогнозного периода будет расти быстрее, чем в вариантах базовый и "базовый+", и в 2019 году достигнет 42,5% ВВП.

ВВП по источникам доходов

(в % к произведенному ВВП)

2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Валовой внутренний продукт
100
100
100
100
Оплата труда наемных работников
48,7
48,0
47,3
46,7
Чистые налоги на производство и импорт
10,9
11,0
10,9
10,8
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы
40,4
41,0
41,8
42,5