3.5. Транспорт

3.5. Транспорт

В 2015 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением коммерческих перевозок грузов и пассажирооборота, ростом грузооборота (снижение объема коммерческих перевозок грузов на 2,8%, пассажирооборота транспорта общего пользования на 5.4%, рост коммерческого грузооборота на 0,1%).

Снижение объема перевозок грузов в 2015 году отмечалось на всех видах транспорта, кроме морского (рост 15,5%) и воздушного транспорта (рост 2,7%). Основными причинами снижения спроса на перевозки грузов является сокращение объемов производства в строительной отрасли, торговом секторе, а также объемов внешней торговли.

В структуре перевозок грузов в 2015 году доминировал автомобильный транспорт - 53,2% от общего объема коммерческих перевозок грузов, без трубопроводного транспорта.

Рост коммерческого грузооборота наблюдался на магистральном железнодорожном (0,2%), морском (24,1%) и воздушном (5,8%) транспорте. Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось в 2015 году на 2,3%, что обусловлено изменением структуры перевозимых грузов и перераспределением объемов перевозки высокодоходных грузов между видами транспорта.

Снижение грузооборота в 2015 году наблюдалось на автомобильном и внутреннем водном транспорте. Основными причинами снижения объемов перевозок грузов по транспортному комплексу является ухудшение макроэкономической ситуации в России, сокращение объемов производства в основных грузообразующих отраслях и снижение объемов внешней торговли.

В структуре грузооборота в 2015 году доминировал магистральный железнодорожный транспорт - 91,2% от общего объема коммерческого грузооборота, без трубопроводного транспорта.

Снижение пассажирооборота в 2015 году наблюдалось на всех видах транспорта.

По оперативным данным Росстата, в январе - августе 2016 г. наблюдается ускорение темпов роста основных производственных показателей - объема коммерческих перевозок грузов (на 1,3%) и грузооборота (на 2%) организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) и снижение пассажирооборота (на 4,5%) транспорта общего пользования.

Оценка 2016 года с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (рост объемов производства, оборота торговли и инвестиционной активности) позволяет прогнозировать в 2016 году увеличение объема коммерческих перевозок грузов на 0,7% и грузооборота на 1,3%, а также падение пассажирооборота на 3,4 процента.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей деятельности транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов в 2019 году оценивается на уровне 3 739,8 млн. тонн (рост 4,2%), объем грузооборота - 2 712,7 млрд. т-км (рост 6,7%).

Вместе с тем, учитывая темпы роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, динамику спроса платежеспособного населения, ожидается незначительное увеличение пассажирооборота транспорта общего пользования в 2019 году, который составит 523,5 млрд. пасс.-км (0,5%).

Также следует отметить, что на динамику рынка пассажирских перевозок существенное влияние оказывает финансовое состояние ее крупных игроков и монополий.

В 2015 году число прибыльных крупных и средних организаций транспортного комплекса сократилось до 2,1 тыс. ед. (снижение на 2,1%). При этом по итогам 2015 года прибыль организаций увеличилась в сопоставимых ценах на 17,7% и составила 370,8 млрд. рублей.

В 2015 году убыточной была деятельность автомобильного транспорта (убытки составили 6,2 млрд. рублей), убытки внутреннего водного транспорта - 0,4 млрд. рублей, воздушного транспорта - 33,5 млрд. рублей и наземного городского электрического транспорта - 4,8 млрд. рублей.

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2015 году были сохранены меры государственной поддержки.

Для повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году осуществлялось субсидирование авиаперевозок населения российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей на покупку самолетов для осуществления внутрирегиональных перевозок, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.

Значительными "узкими местами" сетей железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам (Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала) не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.

Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Около половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет. Также ухудшаются судоходные условия внутренних водных путей из-за снижения уровня воды вследствие русловой эрозии и уменьшения глубин судового хода.

Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2015 году составили 464,7 млрд. рублей. Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2016 - 2019 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году;

устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;

реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;

развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций будут определяться скоростью формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также объемом дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.

Основные прогнозные показатели развития
транспортного комплекса

2015 год
отчет
2016 год
оценка
2017 год
2018 год
2019 год
2019 год к 2015 году, %
прогноз
Объем коммерческих перевозок, млн. тонн
3588,3
3612,2
3638,3
3680,7
3739,8
темп к предыдущему году, %
-2,2
0,7
0,7
1,2
1,6
4,3
Коммерческий грузооборот, млрд. т-км
2542,0
2575,3
2607,0
2654,0
2712,7
темп к предыдущему году, %
0,1
1,3
1,2
1,8
2,2
6,7
Пассажирооборот общего пользования, млрд. пасс-км
520,9
503,1
505,1
514,9
523,5
темп к предыдущему году, %
-4,7
-3,4
0,4
1,9
1,7
0,5

Железнодорожный транспорт общего пользования

Грузовые перевозки

В 2015 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом составили 1217,9 млн. тонн (снижение на 1,1%). При этом в 2015 году коммерческий грузооборот составил 2305,9 млрд. т-км (рост на 0,2%).

В 2015 году наблюдалось существенное снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте кокса (на 6%), нефти и нефтепродуктов (на 2,1%), черных металлов (на 0,6%), лома черных металлов (на 10,1%), цемента (на 11,1%), строительных грузов (на 7,4%), химикатов и соды (на 1,3%). При этом рост объема погрузки грузов железнодорожным транспортом наблюдался по: каменному углю (2,5%), руде железной и марганцевой (0,4%), химическим и минеральным удобрениям (4,4%), лесным грузам (2%), зерну и продуктам перемола (2,7%), руде цветной и серному сырью (6,1%).

Основной причиной снижения объемов погрузки грузов в 2015 году стало уменьшение погрузки строительных материалов и нефтеналивных грузов. Положительная динамика грузооборота при снижении объемов погрузки связана с ростом средней дальности перевозок за счет увеличения перевозки грузов в экспортном сообщении.

Погрузка грузов железнодорожным транспортом за январь - август 2016 г. составила 809,6 млн. тонн (рост 1,6%). По данным ОАО "РЖД", за январь - август 2016 г. снижение погрузки наблюдается по нефти и нефтепродуктам (на 7,5%), черным металлам (на 1,8%), лому черных металлов (на 4,7%), цементу (на 5,3%). Вместе с тем рост объема перевозок наблюдается по каменному углю (3,2%), коксу (2,7%), руде железной и марганцевой (1,3%), химическим и минеральным удобрениям (2,7%), лесным грузам (7,9%), зерну (5,4%), строительным грузам (17,2%), руде цветной и серному сырью (4,7%), химикатам и соде (2%) и промышленному сырью и формовочным материалам (1,4%). Кроме того, на динамику перевозок нефти основное влияние оказали экспортные поставки, а сокращение объемов по нефтепродуктам (без учета сжиженных газов) затронуло в основном перевозки для нужд внутреннего рынка.

Грузооборот железнодорожного транспорта в январе - августе 2016 г. с учетом порожнего пробега составил 1 966,2 млрд. т-км (рост 1,2%) и без учета порожнего пробега 1 536,4 млрд. т-км (рост 1,5%).

В 2016 году ожидается рост коммерческих перевозок на 1% и грузооборота на 1,2%, которые составят 1 230,1 млн. тонн и 2 331,6 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам года обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте за январь - август 2016 г., стабилизацией объемов производства и ростом физического объема экспорта.

Сложившаяся в 2016 году ситуация прежде всего связана с ростом промышленного производства в стране, что напрямую оказывает влияние на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается умеренный рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2019 году достигнут 1 280,3 млн. тонн и 2 453,4 млрд. т-км, что составит 1,7% и 2,2 процента.

Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60 - 80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.

Пассажирские перевозки

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2015 году характеризовался существенным падением относительно 2014 года (на 7,2%) и составил 120,6 млрд. пасс-км. Из 1 024,6 млн. перевезенных в 2015 году пассажиров (снижение на 4,8%) на пригородные перевозки пришлось 926,7 млн. пассажиров (снижение на 4,2%), на перевозки дальнего следования - 97,9 млн. пассажиров (снижение на 5,1%). На динамику перевозки пассажиров в дальнем следовании существенное влияние оказало повышение стоимости железнодорожного билета.

Снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта было обусловлено значительным ростом тарифов в дальнем следовании на фоне усиления конкуренции со стороны воздушного и автобусного транспорта, а также замедлением темпов экономического роста и снижением реальных располагаемых доходов населения.

В 2016 году с учетом складывающейся тенденции за январь - август и макроэкономических параметров прогнозируется увеличение пассажирооборота на 1,5% к 2015 году, который составит 122,1 млрд. пасс-км. Данная ситуация связана прежде всего с принятыми мерами по поддержке пригородного и дальнего сообщения (установление и продление действия льготных коэффициентов и налоговых ставок), а также с введением ряда скидок на проезд льготным категориям граждан (школьники, студенты и другие).

В пригородном сообщении на динамику его пассажирооборота оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности данного вида сообщения, в том числе субсидии из федерального бюджета.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году продолжено оказание мер государственной поддержки организациям железнодорожного транспорта, включая:

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах (за 2015 год перевезено 61 млн. человек);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования (за 2015 год перевезено 2,3 млн. человек);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении (за 2015 год перевезено 926,5 млн. человек);

компенсацию от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в Калининградскую область из других регионов России и наоборот. За 2015 год перевезено 414 тыс. человек (рост на 23,4% от плановых показателей).

В целях оказания дополнительной государственной поддержки пригородного железнодорожного сообщения Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" предусмотрено установление ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Эта мера позволяет снизить расходы (убытки) перевозчиков на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и обеспечить доступность транспортных услуг. В 2015 году в результате установления НДС в размере 0% затраты перевозчиков сокращены на 7,9 млрд. рублей (с 71 до 63,1 млрд. рублей).

В целях обеспечения бесперебойной работы пригородного комплекса и создания устойчивого механизма субсидирования пригородных перевозок реализованы следующие меры:

принят Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 81 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте;

издано постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 166 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 844", в котором утвержден льготный коэффициент к тарифам на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении на 2015 год в размере 0,01 вместо установленного ранее коэффициента 0,25.

В 2016 году продлено до 31 декабря 2030 г. действие коэффициента 0,01 к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении на согласованных субъектом Федерации маршрутах курсирования пригородных поездов в рамках договора на транспортное обслуживание населения. Это будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты.

С целью поддержки пригородного железнодорожного сообщения также продлен срок действия нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении до конца 2017 года.

В прогнозный период конкуренция обострится (у пригородного транспорта с автомобильным, у дальнего - с авиацией), а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкой тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование роста повышения научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены.

Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал увеличился и составил 427,6 млрд. рублей (1,4%).

Инвестиции в основной капитал магистрального железнодорожного транспорта в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" были направлены на реализацию важнейших проектов: модернизацию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, комплексную реконструкцию участка Междуреченск - Тайшет, реконструкцию участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла и другое.

В период 2016 - 2019 годов планируется обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте в части обеспечения транспортной безопасности и реализации проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений:

реконструкция участка железнодорожной линии Междуреченск - Тайшет;

комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (обход Украины);

модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

комплексная реконструкция линий Таманского полуострова;

развитие участка Тобольск - Сургут - Коротчаево.

Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла направлены на повышение пропускной и перерабатывающей способности объектов железнодорожной инфраструктуры в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения на участках Московского железнодорожного узла.

В 2015 году в рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" введено в эксплуатацию 118,8 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В 2015 году капитальный ремонт и реконструкция железнодорожных путей общего пользования составили 4 974 километра.

В 2015 году открыто рабочее движение по основному ходу железнодорожного пути между станциями Лосево и Каменногорск, относящегося к категории "особо грузонапряженных", строительство которого вызвано необходимостью организации скоростного движения поездов до Хельсинки (Парголово - Буславская). Железнодорожная линия позволит сократить на два часа время нахождения в пути поездов Санкт-Петербург - Хельсинки, увеличить скорость до 200 км/ч (в настоящее время 160 км/ч) практически на всем пути (соответствующая инфраструктура уже приводится в надлежащее состояние).

Завершены строительно-монтажные работы по проекту "Строительство IV главного пути на участках Москва - Крюково Октябрьской железной дороги".

В 2015 году была продолжена работа по развитию международных транспортных коридоров, в том числе МТК Приморье-1, МТК Приморье-2.

В декабре 2015 г. состоялось открытие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, который расположен в зоне прохождения международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай на пересечении международных транспортных коридоров Север - Юг и Запад - Восток. Выгодное географическое расположение центра обеспечивает выход на федеральные транспортные магистрали железнодорожного, водного и автомобильного сообщения.

В результате реализации проекта будет создан крупный логистический центр в границах международного транспортного коридора от Балтики через Поволжье до границы с Казахстаном, который предполагает создание и улучшение транспортной инфраструктуры, что позволит увеличить грузооборот на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте через пять лет в два раза (с учетом прогноза роста грузопотоков, тяготеющих к переработке на Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре).

Воздушный транспорт

Грузовые перевозки

В 2015 году воздушным транспортом на коммерческих условиях было перевезено 1,064 млн. тонн грузов (рост 2,7%), грузооборот составил 5,45 млрд. т-км (рост 5,8%).

По данным Росстата, перевозка грузов и грузооборот воздушного транспорта за январь - август 2016 г. составили соответственно 0,6 млн. тонн (снижение 12,6%) и 4,1 млрд. т-км (рост 15,2%).

Учитывая складывающиеся тенденции, в 2016 году ожидается падение перевозок грузов на воздушном транспорте до 0,958 млн. тонн (снижение на 10%), однако за счет увеличения дальности перевозок ожидается увеличение грузооборота до 5,89 млрд. т-км (рост 8%).

Пассажирские перевозки

Финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, а также со снижением реальных доходов населения, привели к падению по итогам 2015 года пассажирских перевозок (6%), которые составили 226,9 млрд. пассажиро-километров.

Падение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено ростом тарифов, снижением деловой активности населения, сокращением потребительского спроса населения, сложностями на мировом рынке туристических услуг, сохранением геополитической напряженности (закрытие авиаперелетов по популярным направлениям - Турция и Египет).

Также необходимо отметить, что в 2015 году наблюдалось сокращение перевозок пассажиров воздушным транспортом в международном сообщении и рост внутренних перевозок.

В 2015 году гражданской авиацией было перевезено 92,1 млн. пассажиров (снижение на 1,1%). Значительный рост пассажирооборота наблюдался на внутренних воздушных линиях.

На высокие темпы роста перевозок пассажиров во внутреннем сообщении оказали влияние меры господдержки, направленные на повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения. Государственная поддержка авиаперевозок в 2015 году реализована посредством пяти программ субсидирования из федерального бюджета:

на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории России и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. В перечень субсидируемых вошли 124 маршрута, из них 29 - софинансируемых из региональных бюджетов. Полеты осуществляются по всем 9 федеральным округам страны, в том числе в регионы Арктической зоны и Крайнего Севера. 27 маршрутов обслуживают труднодоступные населенные пункты, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение другими видами транспорта;

на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты осуществляются с 1 апреля 2015 г. по 44 маршрутам 11 авиаперевозчиками;

из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты выполняются по 2 маршрутам: Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург 6 авиаперевозчиками;

в г. Симферополь и в обратном направлении. Полеты выполняются с 1 июня 2015 г. по 34 маршрутам 8 авиаперевозчиками;

внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

В рамках этих пяти программ субсидирования в 2015 году перевезено 1,5 млн. пассажиров при объеме бюджетных ассигнований 8,9 млрд. рублей.

В рамках реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации для снижения ставки налога на добавленную стоимость на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа с 1 июля 2015 г. до 31 декабря 2017 г. с 18 до 10 процентов. На услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в направлении из Республики Крым и г. Севастополя и обратно ставка налога на добавленную стоимость установлена на уровне 0 процентов. Реализация указанного закона в сфере внутренних воздушных перевозок позволяет сохранить доступность внутренних авиаперевозок для населения (не допустить существенного увеличения тарифа, несмотря на рост себестоимости).

При этом доходы от авиаперевозок в 2015 году выросли и составили 945,2 млрд. рублей (2014 год - 814,2 млрд. рублей), что обусловлено снижением убытков от перевозки пассажиров и грузов до 8,6 млрд. рублей (2014 год - 24,7 млрд. рублей).

Учитывая итоги за январь - август 2016 г., а также оценку темпов ВВП и реальной заработной платы и реальных доходов населения, пассажирооборот 2016 года оценивается на уровне 208,7 млрд. пасс-км (снижение на 8%).

На динамику пассажирооборота 2016 года позитивное влияние также окажет снятие запрета на чартерные перелеты в Турцию.

В среднесрочной перспективе также прогнозируется падение пассажирооборота, который к 2019 году может достичь 223 млрд. пасс-км (98,3% к уровню 2015 года). Принимая во внимание снижение реальной заработной платы, следует ожидать восстановление спроса на авиаперевозки не ранее 2018 года.

На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет влияние дополнительный транспортный спрос в 2018 году в городах проведения чемпионата мира по футболу. Прогнозируемые среднесуточные значения пассажиропотока через аэропорты Московского авиационного узла оцениваются в 300 тыс. пасс./сутки в оба направления. Результаты расчетов показали, что общее количество матчей и "фан-зон" в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года составляет 10,746 млн. посещений.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом - дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и г. Санкт-Петербурге (80 - 85% пассажиропотока).

За январь - август 2016 г. аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) было перевезено 50,2 млн. пассажиров. При этом в январе - июле 2016 г. аэропортами Московского авиационного узла было перевезено на 3,2 млн. пассажиров меньше, чем за январь - июль 2015 г. Снижение перевозок в аэропортах Московского авиационного узла обусловлено значительным падением международных перевозок (снижение на 16,3%).

Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Инвестиции

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал составил 175,8 млрд. рублей, из них 147,2 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования.

Одним из основных направлений бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта является улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах.

В 2015 году развитие аэропортовой инфраструктуры осуществлялось по следующим приоритетным направлениям:

развитие аэропортовой инфраструктуры в городах, принимающих в 2018 году чемпионат мира по футболу: реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов городов Москвы (Шереметьево, Домодедово), Калининграда, Волгограда, Саранска, Нижнего Новгорода, Самары и Екатеринбурга, строительство нового аэропортового комплекса в г. Ростове-на-Дону;

реконструкция аэропортов Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона и арктической зоны: реконструкция аэродромной инфраструктуры аэропортов г. Архангельска, г. Норильска, г. Якутска, г. Хабаровска, г. Иркутска (устройство ограждения и оснащение его техническими средствами охраны) и г. Улан-Удэ;

реконструкция и строительство объектов, имеющих высокую степень технической готовности, либо осуществляемые в связи с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в аэропортах городов Воронежа, Петрозаводска, Краснодара, Уфы, Нижнекамска, Кызыла и Ульяновска, а также строительство нового аэропорта в г. Саратове.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" в 2015 году были достигнуты следующие результаты:

в полном объеме введены в эксплуатацию объекты "Реконструкция аэропорта Игарка, Красноярский край" и "Реконструкция периметрового ограждения международного аэропорта г. Уфа и его оснащение техническими средствами охраны";

в полном объеме завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту г. Волгограда;

завершена реконструкция аэродромных комплексов в городах Абакане, Архангельске, Минеральных Водах, Владикавказе и Махачкале.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" в 2015 году достигнуты следующие основные результаты:

введено в эксплуатацию 15 средств автоматического зависимого наблюдения (вещательного типа) на позициях: Аян, Тында, Чумикан, им. Полины Осипенко, Оренбург, Уфа, Самара, Орск, Саратов, Пенза, Ульяновск, Чебоксары, Казань, Бугульма и Набережные Челны;

введено в эксплуатацию 10 доплеровских азимутально-дальномерных радиомаяков, радиотехнических систем ближней навигации, дальномерных радиомаяков на позициях: Тюмень, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Бодайбо, Нерюнгри, Хатанга, Уфа, Ухта, Хабаровск, Волгоград;

введено в эксплуатацию 3 комплекса средств автоматизации управления воздушным движением аэродромов: Хабаровск, Оссора, Улан-Удэ;

введено в эксплуатацию 6 аэродромных радиолокационных комплексов в аэропортах: Белгород, Лешуконское, Ухта, Оссора, Магадан, Нерюнгри;

введены в эксплуатацию 11 приемо-передающих центров связи: Тюмень, Нижнеудинск, Оренбург, Воркута, Мирный, Минеральные Воды, Уфа, Брянск, Иваново, Смоленск, Тверь;

введены в эксплуатацию комплексы средств автоматизации планирования использования воздушного пространства группы организации потоков воздушного движения следующих аэродромов: Пермь, Чокурдах, Анадырь, Киров, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Нарьян-Мар, Петропавловск-Камчатский, Надым, Благовещенск.

В 2015 году обновление парка воздушных судов (самолетов), в том числе с учетом мер государственной поддержки, составило 72 единицы (194,6% от планового показателя).

Количество обслуживаемых пассажиров российскими аэропортами в 2015 году составило 159,3 млн. человек, превысив аналогичный показатель 2014 года (157,8 млн. человек).

Высокие показатели по количеству обслуженных пассажиров в 2015 году продемонстрировал Крым. Аэропорт г. Симферополя обслужил более 5 млн. человек (2,7 млн. человек - в 2014 году). Перевозки выполнялись 19 авиакомпаниями из 52 городов России, выполнено 20262 рейса. Аэропорты городов Сочи, Геленджика и Анапы в 2015 году обслужили более 5,5 млн. человек, (в 2014 году - 4,3 млн. человек):

Сочи - более 4 млн. человек (3 млн. человек);

Анапа - почти 1,2 млн. человек (1 млн. человек);

Геленджик - почти 275 тыс. человек (236 тыс. человек).

В 2016 году инвестиции в основной капитал воздушного транспорта оцениваются в размере 208,3 млрд. рублей (рост на 18,5%).

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов.

Инвестиции из федерального бюджета в 2016 - 2018 годах планируется направить на развитие аэропортовой сети. Приоритетными мероприятиями в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в 2016 - 2018 годах являются:

завершение реконструкции и развития аэродрома международного аэропорта Шереметьево (1-ая очередь реконструкции);

реконструкция аэропортового комплекса "Толмачево" (г. Новосибирск);

реконструкция аэропортового комплекса "Богашево" (г. Томск);

реконструкция ИВПП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия);

реконструкция аэропортового комплекса "Новый" (г. Хабаровск)";

реконструкция аэропортового комплекса "Сокол" (г. Магадан), 2-й этап;

строительство и реконструкция аэропортового комплекса "Игнатьево" (г. Благовещенск);

реконструкция аэродрома "Добрынское" (г. Владимир).

Различные формы привлечения заемных средств (кредиты банков, лизинг для обновления воздушных судов) станут весьма значимым источником инвестиционной деятельности на воздушном транспорте.

В 2016 - 2018 годах в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" будет осуществляться модернизация объектов аэропортов.

Планируются работы по реконструкции и развитию аэропортов "Симферополь" и "Бельбек", а также техническое перевооружение комплекса средств УВД, РТОП и электросвязи на территории Республики Крым.

В 2015 году осуществлялась поддержка отечественных отраслей авиа- и судостроения, рынка использования газомоторной техники, а также железнодорожного транспорта за счет продления и разработки новых программ лизинга с использованием бюджетных и заемных финансовых ресурсов.

Так, ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" реализует программу операционного лизинга самолетов "Сухой Суперджет 100" в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 апреля 2015 г. по поддержке российского авиастроения. Подписан контракт с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" на приобретение 60 самолетов "Сухой Суперджет 100" и заключены соглашения с авиаперевозчиками о поставке в лизинг 115 воздушных судов данного типа. В конце 2015 года двум российским региональным авиакомпаниям переданы первые 5 самолетов "Сухой Суперджет 100".

Автомобильный транспорт

Перевозки грузов

Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - 44 - 45%, и только 9% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются.

Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста и повышения безопасности дорожного движения.

В 2015 году наблюдалось снижение темпов грузооборота относительно уровня 2014 года (1,1%).

Перевозки грузов автомобильным транспортом в 2015 году составили 1540,3 млн. тонн, или снижение на 4,6%, а коммерческий грузооборот - 120,5 млрд. т-км или снижение на 1,1 процента.

Среднее расстояние перевозки 1 тонны коммерческого груза в 2015 году продолжало расти и составило 78,2 км (в 2014 году - 75,5 км). Снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 году обусловлено снижением объемов производства по виду деятельности "Строительство" (снижение 7%), а также сжатием платежеспособного спроса и снижением оборота розничной торговли (снижение 10%).

Тенденции свидетельствуют о сохранении роста среднего расстояния перевозки грузов и усиления конкурентных позиций автомобильного транспорта на рынке высокодоходных и скоропортящихся продуктов.

Увеличение объема перевозок автомобильным транспортом за январь - август 2016 г. составило 1,2%, а грузооборота - 2,2 процента. Учитывая тенденции восьми месяцев 2016 года, а также макроэкономические параметры, в 2016 году ожидается незначительное увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который составит 1 548 млн. тонн (0,5%), коммерческий грузооборот прогнозируется на уровне 122,3 млрд. т-км (1,5%).

Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.

Вместе с тем с учетом прогнозируемых темпов промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом в 2019 году до 1 605,2 млн. тонн (4,2%), а грузооборота - до 130,7 млрд. т-км (8,5%).

Стабильному росту перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом будут способствовать увеличение темпов потребления стройматериалов, рост розничной торговли. Предполагается, что темпы роста перевозок грузов будут несколько ниже в связи со снижением дальности грузоперевозок. Данная тенденция будет вызвана повышенной конкуренцией со стороны железнодорожного транспорта в условиях сокращения заказов от грузоотправителей.

Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта будут являться гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).

Пассажирские перевозки

Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2015 году снизился на 2,1% и составил 117,8 млрд. пасс-км. По итогам восьми месяцев 2016 г. к концу года ожидается незначительное снижение пассажирооборота до 117,6 млрд. пасс-км (0,2%).

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение пассажирооборота на автобусном транспорте до 119,6 млрд. пасс-км в 2019 году (1,5% к 2015 году).

Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2015 году сократился и составил 55,4 млрд. пасс.-км (снижение на 3%), было перевезено 6,4 млрд. пассажиров. Троллейбусным транспортом в 2015 году было перевезено 1,6 млрд. пасс. (снижение на 10,3%), пассажирооборот составил 6 млрд. пасс.-км (снижение на 6%). Метрополитеном в 2015 году перевезено 3,3 млрд. пассажиров (снижение на 2,9%), пассажирооборот составил 44,6 млрд. пасс.-км (снижение на 1,7%). В 2015 году трамвайным транспортом было перевезено 1,5 млрд. пасс. (снижение на 4,7%), пассажирооборот составил 4,8 млрд. пасс.-км (снижение на 10,1%).

Снижение объемов пассажирооборота наземного городского электрического транспорта в 2015 году обусловлено снижением уровня реальных располагаемых доходов населения, в том числе малообеспеченных слоев, процессом автомобилизации (в 2015 году численность зарегистрированных легковых автомобилей увеличилась на 2%).

В 2016 году объем пассажирооборота городского электрического транспорта составит 54,2 млрд. пасс-км (снижение на 2,2%).

При этом пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе будет постепенно возрастать и в 2019 году может достичь 55,6 млрд. пасс-км (рост 0,4% к 2015 году).

Предполагается, что "локомотивом" роста послужит метрополитен, доля в общем объеме перевозок которого в настоящее время составляет более 80% и в будущем будет только расти. Росту объемов пассажирооборота метрополитеном служат его конкурентные преимущества перед другими видами транспорта (надежность, скорость, пропускная способность), растущий уровень урбанизации в стране, а также ввод в эксплуатацию новых станций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 401 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" на организацию перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Крымского федерального округа и в обратном направлении в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" автономная некоммерческая организация "Единая транспортная дирекция" (АНО "ЕТД") осуществляет перевозки пассажиров в прямом смешанном сообщении на территорию Республики Крым и в обратном направлении по единому билету. В период с 30 апреля по 29 сентября 2015 г. АНО "ЕТД" по системе "поезд - автобус - паром - автобус" перевезено 355 тыс. пассажиров по единому билету (рост 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).

В целях улучшения организации транспортного сообщения с Крымом в 2015 году построена перехватывающая (распределительная) парковка в г. Славянске-на-Кубани для размещения 500 грузовых автомобилей - для упорядочения потоков грузового автотранспорта, осуществляющего доставку грузов в Республику Крым, а также для равномерного распределения грузопотоков по портам Краснодарского края.

Построена перехватывающая парковка в районе порта Кавказ (у пос. Ильич) (автостоянка с размещением вспомогательных сооружений и обустройством зоны посадки/высадки пассажиров автобусов) для размещения 1800 легковых автомобилей.

Построена временная подъездная автодорога к причалам N 24 и N 25 порта Кавказ.

Все объекты введены в действие в 2015 году.

В 2015 году завершено обустройство Керченской паромной переправы - выполнено обустройство прилегающих территорий в порту "Крым" и в порту "Кавказ".

В 2015 году через Керченскую паромную переправу перевезено 4,8 млн. пассажиров (на 68% превышает количество пассажиров, перевезенных в 2014 году), 1,1 млн. ед. легкового автотранспорта (на 86% превышает показатели 2014 г.), 310 тыс. ед. грузового автотранспорта (в 3,4 раза больше, чем в 2014 году).

Инвестиции

Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:

не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;

доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15 - 20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7 - 8%);

сохраняется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны. Доля перегруженных автодорог федерального значения увеличивается по мере роста количества автомобилей.

Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог.

Инвестиции в дорожное хозяйство в 2015 году составили 522 млрд. рублей (рост 24,2%). В том числе из средств федерального бюджета - 322,8 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 186,3 млрд. рублей. Третий год подряд к финансированию развития автомобильных дорог привлечены внебюджетные средства, которые составили в 2015 году 2,2 млрд. рублей.

В 2015 году построено и реконструировано 422,8 км автомобильных дорог федерального значения.

В рамках развития Санкт-Петербургского транспортного узла завершено строительство подъезда к морскому торговому порту "Усть-Луга", введены в эксплуатацию участки автомобильной дороги "Сортавала" протяженностью 45 километров.

В Дальневосточном федеральном округе введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог "Лена", "Колыма", "Уссури", "Вилюй" общей протяженностью 92 километра.

В Северо-Кавказском федеральном округе введен в эксплуатацию Рокский тоннель длиной 3,921 км (км 93+300) автомобильной дороги "Транскам", построены и реконструированы участки общей протяженностью 52 км на автодороге "Кавказ", включая обход г. Гудермеса в Чеченской Республике. В 2015 году завершены строительство и реконструкция искусственных сооружений общей протяженностью 12 915,24 пог. м, в том числе 6 объектов замены ремонтонепригодных мостов.

На автомобильных дорогах регионального и местного значения в рамках региональных программ в сфере дорожного хозяйства, в том числе с софинансированием за счет средств федерального бюджета, в 2015 году завершены строительство и реконструкция участков общей протяженностью 2797 километров. Среди них четвертый мост через р. Енисей длиной 1 272,4 м в г. Красноярске, мостовой переход через судоходный канал протяженностью 3,6 км с мостом длиной 1070 м в г. Балаково Саратовской области, подъезд от автомобильной дороги Гусиноозерск - Закаменск - граница с Монголией.

На территории Московского транспортного узла открыто рабочее движение по построенным взамен перегруженных движением железнодорожных переездов в одном уровне 4 путепроводам общей длиной 1 775,9 м, в том числе на 33-м км Можайского шоссе у пл. Перхушково длиной 544 пог. м и в г. Ступино на автодороге Ступино - Городище - Озеры длиной 454 пог. метров. За счет межбюджетных субсидий, предоставленных субъектам Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" построены и реконструированы подъезды с твердым покрытием к 176 сельским населенным пунктам, 24 объектам сельскохозяйственного производства общей протяженностью 384,8 километра.

В рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году завершена реконструкция участка автомобильной дороги Калининград - Мамоново II - граница Республики Польша протяженностью 13 километров.

В Ростовской области в августе 2015 г. завершено строительство автодороги Ростов-на-Дону - Азов. Протяженность дороги - почти 20 км, в разных уровнях построены три транспортные развязки.

Проведенный в 2015 году капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения позволил увеличить протяженность федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, на 5,3 тыс. км по сравнению с уровнем 2014 года. Доля дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась к уровню 2014 года на 2,6% и составила 63,6% от их общей протяженности.

В части мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению устойчивости функционирования автомобильных дорог в 2015 году на федеральных автомобильных дорогах завершено строительство 19 надземных пешеходных переходов в разных уровнях, 257 км линий электроосвещения, 87 светофорных объектов с кнопкой вызова на пешеходных переходах, установлено 475 единиц автономных осветительных систем на автобусных остановках и пешеходных переходах, где отсутствует возможность подключения к линиям электросетей. Крупнейший совмещенный мостовой переход через р. Надым на 991-м км автодороги Сургут - Салехард длиной 1 334 пог. м будет введен в Ямало-Ненецком автономном округе.

В основном завершена реализация одного из первых региональных проектов на основе государственно-частного партнерства - регионального концессионного проекта "Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй на автодороге Ижевск - Сарапул - Камбарка - граница Республики Башкортостан протяженностью 15 км, в том числе мостов длиной 1 526 пог. м в Удмуртской Республике". Ввод объекта планируется в 2016 году.

В 2016 году объем инвестиций ожидается на уровне около 621 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 395,3 млрд. рублей).

В этот период планируется реализация следующих проектов:

реконструкция автомобильной дороги М-9 "Балтия" - от г. Москвы через г. Волоколамск до границы с Латвийской Республикой (на г. Ригу) на участке км 17+910 - км 83+068, Московская область II этап строительства км 50+016 - км 82+878;

реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо через города Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин;

реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала;

реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от г. Москвы через города Владимир, Нижний Новгород, Казань до г. Уфа на участке км 957+400 - км 970+400, Республика Татарстан;

строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23 Ростов-на-Дону - Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу);

реконструкция участков автомобильной дороги А-141 Орел - Брянск до магистрали "Украина".

В среднесрочной перспективе будут завершены следующие проекты по развитию скоростных автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги":

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 149 в Московской и Тверской областях;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 208 - км 258 в Тверской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 543 - км 684 в Тверской области, км 334 - км 543 в Новгородской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области;

строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 517 - км 544 (с обходом населенных пунктов Н. Усмань и Рогачевка) в Воронежской области;

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке км 1091 - км 1119,5 в Ростовской области;

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке км 124 - км 173 в Московской области,

реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев) на участке км 173 - км 194 в Московской области.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" запланировано построить и реконструировать в период 2016 - 2018 годов 2,2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе на условиях государственно-частного партнерства - 0,9 тыс. километров.

Государственной компанией "Автодор" запланировано построить и реконструировать на условиях государственно-частного партнерства 0,963 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и довести протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям к 2019 году до 2 939 километров.

В 2016 - 2018 годах планируется построить и реконструировать 12 тыс. км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения.

Для подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году на развитие автомобильных дорог регионального и местного значения в 2016 - 2017 годах планируется направить инвестиции в размере 14 млрд. рублей.

Кроме того, одним из приоритетных направлений расходования средств Федерального дорожного фонда является строительство моста через Керченский пролив. В декабре 2018 г. планируется открыть автомобильное движение в рабочем режиме мостового перехода через Керченский пролив.

В рамках реализации утвержденной Правительством Российской Федерации Программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Республики Крым ПАО "ГТЛК" заключены контракты на поставку в лизинг 140 единиц автобусов на газомоторном топливе и 101 единица троллейбусов в Республику Крым.

В рамках расширения использования природного газа в качестве моторного топлива ПАО "ГТЛК" реализует программу некоммерческого лизинга газомоторной техники. По итогам 2015 года заключены договоры на поставку в лизинг 49 единиц автобусов и 5 тягачей, работающих на газомоторном топливе, в г. Екатеринбурге, Ямало-Ненецком автономном округе, а также Самарской области.

Морской транспорт

Производственная деятельность портов

В 2015 году грузооборот в морских торговых портах России составил 676,7 млн. тонн (рост 5,7%). Объем перевалки сухих грузов составил - 312,2 млн. тонн (рост 5,3%), наливных грузов - 364,5 млн. тонн (рост 6%), в том числе нефти - 202,1 млн. тонн (рост 8%). Объем перевалки экспортных грузов составил в 2015 году 539,1 млн. тонн (рост 7,7%), импортных грузов - 33,3 млн. тонн (снижение на 23,3%), транзитных - 48,2 млн. тонн (рост 1,2%), каботажных - 56,1 млн. тонн (рост 15,6%).

В 2015 году перевалка грузов в контейнерах составила 40,1 млн. тонн и снизилась на 14,4 процента.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 35,4 млн. тонн и увеличился на 1% в основном за счет перевалки наливных грузов (рост 6,8 процента).

В Балтийском бассейне морские порты перегрузили 230,7 млн. тонн грузов (рост 3,2%). Объем перевалки грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна увеличился на 10,2% и составил 232,9 млн. тонн, Дальневосточного - на 5,2% (171 млн. тонн), Каспийского - снизился на 18% (6,7 млн. тонн).

Грузооборот в морских портах России за январь - август 2016 г. составил 468,6 млн. тонн (рост 5,7%). Из общего объема перевалки сухогрузы составляют 218,4 млн. тонн (рост 8,8%), наливные грузы - 250,2 млн. тонн (рост 3,1%).

Перевозки грузов

В 2015 году объемы перевозки грузов морским транспортом составили 18,3 млн. тонн (рост 15,5%), коммерческий грузооборот - 39,8 млрд. т-км (рост 24,1%).

Значительное влияние на объем перевозок грузов и грузооборот морского транспорта оказала динамика спроса на услуги по перевозке грузов на мировом фрахтовом рынке, а также рост транспортного обслуживания Крыма и объемов перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути.

Объем перевозок морским транспортом с учетом данных за восемь месяцев продолжит свой рост, в 2016 году прогнозируется рост 17,5% и составит 21,5 млн. тонн. Грузооборот также увеличится на 16% и составит 46,2 млрд. т-км.

Рост объемов перевозок грузов морским транспортом обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений, расположенных на арктическом побережье, обеспечением Крымского федерального округа, а также постепенным ростом внешней торговли. Достигнуто это будет за счет роста перевалки наливных грузов, контейнеров и угля.

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы существенно не изменится.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.

В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства", строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

С учетом темпов ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2019 году до 25,3 млн. тонн (38,3% к уровню 2015 года), а грузооборот 53 млрд. т-км (33,2% к уровню 2015 года).

К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ПАО "Совкомфлот", в рамках которой планируются: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Минтрансом России подготовлен и 5 июня 2015 г. утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Комплексный проект развития Северного морского пути, который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому (включая обновление навигационных карт и пособий), аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации.

Реализация перечисленных мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.

Инвестиции

На морском транспорте инвестиции в 2015 году составили 70 млрд. рублей (рост 54,5%). Инвестиции за счет внебюджетных средств в 2015 году составили 45,4 млрд. рублей (рост 122,5%). Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 24,6 млрд. рублей.

Планируется увеличение пропускной способности российских морских портов, инвестиционные расходы будут сконцентрированы на развитии портовой инфраструктуры и завершении мероприятий по строительству портов Сабетта и Бронка.

Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следуют через иностранные порты.

Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в 2015 году приняты в эксплуатацию:

2 дизель-электрических ледокола "Владивосток" и "Мурманск" мощностью 16 МВт, которые предполагается использовать в Северо-Западном бассейновом филиале ФГУП "Росморпорт" на акватории Балтийского моря в зимний период и в арктических морях в летне-осенний период для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, буксировки, помощи судам, терпящим бедствие, а также для перевозки грузов;

2 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 7 МВт проекта MPSV06 ("Берингов пролив", "Мурман");

1 многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт проекта MPSV07 "Спасатель Демидов";

2 экологических и 4 обстановочных судна.

Прирост производственных мощностей российских портов в 2015 году составил 23,08 млн. тонн за счет реализации следующих проектов:

ввод в эксплуатацию 1-й очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса "Бронка" (г. Санкт-Петербург) (8,08 млн. тонн);

ввод в эксплуатацию объекта по проекту "Временный рейдовый перегрузочный комплекс" в морском порту Мурманск (15 млн. тонн).

В г. Сочи введено в эксплуатацию здание морского вокзала "Мацеста".

Завершена первая очередь работ по реконструкции Санкт-Петербургского морского канала, подходного канала к многофункциональному морскому перегрузочному комплексу "Бронка", акватории многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка".

Создана система управления движением судов Кандалакшского залива.

Проведена реконструкция объектов федеральной собственности морского порта Анадырь, причалы 12 - 13 (в рамках реализации Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года") в целях формирования инфраструктурных условий для ускоренного развития Дальнего Востока.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2015 году 23,1 млн. тонн за счет ввода в эксплуатацию первой очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса "Бронка" и временного рейдового перегрузочного комплекса в морском порту Мурманск.

Пополнение морского транспортного флота в 2015 году составило 215100 дедвейт-тонн, а прирост производственной мощности российских морских портов составил в 2015 году 0,09 млн. тонн.

В 2015 году в рамках развития портовой инфраструктуры прирост пропускной способности российских морских портов составил 23,1 млн. тонн.

Увеличение пропускной способности российских морских портов обеспечивается комплексом мероприятий по повышению конкурентоспособности морских портов на основе увеличения их мощностей и оптимальной специализации, создания особых портовых зон и логистических центров для переключения российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты.

Приоритетными проектами на период 2016 - 2018 годов в рамках подпрограммы "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" являются:

строительство первого этапа объекта "Развитие морского торгового порта Усть-Луга";

строительство объектов федеральной собственности в морском порту Ванино, в бухте Мучке;

развитие береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик;

строительство морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе;

строительство объектов федеральной собственности морского торгового порта Оля;

строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса "Бронка", включая акваторию и подходной канал, завершение строительства линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт.

В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" будет реализован проект по строительству нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий.

В рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года" в 2016 - 2019 годах предусмотрены мероприятия, направленные на развитие портового хозяйства, в том числе:

строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Керчь;

реконструкция гидротехнических сооружений пассажирского района морского порта г. Ялты;

строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морских портов в Евпатории, Севастополе и Феодосии.

Реализации проектов позволит увеличить производственную мощность российских морских портов на 121,8 млн. тонн.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов

По итогам 2015 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 118,4 млн. тонн, что на 0,6% меньше, чем в 2014 году. Снижение объема перевозок во внутреннем водном сообщении обусловлено сокращением спроса на перевозки, в том числе строительного сектора, а также низкой водностью, вводимыми в течение почти всей навигации ограничениями по осадке судов.

Негативное влияние на объемы перевозок внутренним водным транспортом в 2015 году оказал аномальной низкий уровень воды на средней Волге, Волго-Донском судоходном канале, Единой глубоководной системы и в Ленском бассейне.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности за навигацию 2015 года было отправлено 17 млн. тонн грузов (снижение 5,3%).

С учетом данных за январь - август в 2016 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 112,5 млн. тонн (снижение 5%), грузооборот 59,4 млрд. т-км (снижение 5%).

Неблагоприятные климатические условия будут способствовать снижению производственных показателей внутреннего водного транспорта. Снижение перевозок и грузооборота также связано с изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому).

В среднесрочной перспективе прогнозируется падение перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2019 году они могут составить 98,2 млн. тонн (снижение на 17,1%), а грузооборот - 59,1 млрд. т-км (снижение на 5,6%). Падение спроса на навалочные грузы на фоне неблагоприятных климатических условий будет способствовать снижению производственных показателей внутреннего водного транспорта.

Перевозка пассажиров

Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2015 год составил 0,493 млрд. пасс.-км, что на 5,8% ниже уровня предыдущего года.

Учитывая данные за январь - август 2016 г., а также особенности водного транспорта (период навигации длится с марта по ноябрь), по итогам 2016 года ожидается падение пассажирооборота до 0,478 млн. пасс-км (3%).

С учетом прогнозируемых темпов роста реальных располагаемых доходов населения в среднесрочной перспективе к 2019 году пассажирооборот на внутреннем водном транспорте ожидается на уровне 0,479 млрд. пасс.-км (снижение 2,8%).

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Инвестиции

В 2016 году инвестиции на развитие внутреннего водного транспорта планируются в размере 18,9 млрд. рублей (рост 21,2%). Будут продолжены работы по ликвидации лимитирующих участков на Единой глубоководной системе.

В 2016 - 2019 годах планируется снизить долю судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности и имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, с 14,7 до 12% и имеющих опасный уровень с 1,2 до 0,9 процента.

В рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" будет продолжена реализация мероприятий по комплексной реконструкции объектов Камского бассейна, а также объектов канала им. Москвы с целью решения задачи по обеспечению надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях. Для решения задачи по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях будет продолжено строительство Нижегородского низконапорного гидроузла и второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

Предполагается также осуществить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновление обслуживающего флота, реконструкцию и развитие сетей технологической связи на внутренних водных путях.

Пополнение транспортного речного флота за 2016 - 2019 годы составит 35 единиц, обслуживающий флот увеличится на 40 судов. На российских верфях будут построены суда смешанного (река-море) плавания, суда для перевозок грузов на Крайний Север и внутрибассейновых перевозок. Кроме того, в этот период будут строиться и модернизироваться суда технического флота.

Вариант "базовый+"

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение показателей деятельности транспортного комплекса. Так, объем коммерческих перевозок грузов в 2019 году оценивается на уровне 3 772 млн. тонн (5,1% к уровню 2015 года), объем грузооборота - 2 726,6 млрд. т-км (7,3% к уровню 2015 года), объем пассажирооборота - 5 27,3 млрд-пасс.-км (1,2% к уровню 2015 года).

Объем коммерческих перевозок в 2019 году (к уровню 2015 года) в варианте "базовый+" относительно базового варианта будет больше на 0,9%, коммерческого грузооборота - на 0,5%, пассажирооборота - на 0,7 процента.

Предполагается, что в среднесрочный период объем пассажирооборота с учетом увеличения темпов роста ВВП, объема платных услуг населению, реальных располагаемых доходов населения будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовом варианте и составит в 2019 году 527,3 млрд. пасс.-км (рост 1,2% к уровню 2015 года).

В среднесрочный период инвестиции в транспортный комплекс будут определены исходя из возможностей федерального бюджета, умеренного роста производственных и финансовых показателей деятельности предприятий транспортного комплекса.