1.4. Условия экономического развития

1.4. Условия экономического развития

Демографические тенденции

Прогноз базируется на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом и скорректированного с учетом оценки численности населения на начало 2016 года. Демографический прогноз предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры.

Особое влияние на рождаемость будут оказывать структурные изменения населения, обусловленные сокращением числа женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет), а также тенденция откладывать рождение первого ребенка на более поздний период. В результате суммарный коэффициент рождаемости на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в пределах 1,79 - 1,84 ребенка на женщину репродуктивного возраста.

Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего, граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности. Однако в условиях демографического старения и ухудшения возрастной структуры населения не удастся снизить общий коэффициент смертности, который останется на уровне 13 - 13,1 до 2019 года.

Как результат, ожидаемая продолжительность жизни по Российской Федерации увеличится незначительно - до 72,5 лет к 2019 году (71,4 года в 2015 году).

За счет активных мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, в прогнозный период планируется ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне около 300 тыс. человек, в том числе за счет привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.

С учетом всех факторов к 2019 году численность населения страны увеличится до 147,4 млн. человек с 146,4 млн. человек в 2015 году.

Демографический прогноз (средний вариант)

2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
Численность постоянного населения (среднегодовая), млн. чел.
146,4
146,7
147,0
147,2
147,4
в том числе:
трудоспособного возраста, млн. чел.
84,8
83,7
82,8
81,9
81,2
старше трудоспособного возраста, млн. чел.
35,6
36,4
37,1
37,7
38,2
моложе трудоспособного возраста, млн. чел.
26,0
26,6
27,2
27,6
28,0
Суммарный коэффициент рождаемости
1,78
1,81
1,79
1,84
1,81
Общий коэффициент смертности (на 1000 человек населения)
13,0
12,9
13,0
13,1
13,1
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
71,4
71,6
71,9
72,2
72,5
Миграционный прирост, тыс. чел.
245
286
294
300
305

Замещение многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы, малочисленными поколениями людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, приведет в прогнозный период к значительному сокращению численности населения в трудоспособном возрасте и увеличению численности населения старше трудоспособного возраста. Данная тенденция, а также увеличение численности населения моложе трудоспособного возраста вследствие роста рождаемости приведут к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 726 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2015 году до 816 в 2019 году.

Таможенно-тарифное регулирование в 2017 - 2019 годах

Таможенно-тарифная политика ЕАЭС в предстоящий период будет проводиться в условиях вероятного замедления мировой и российской экономики и сохраняющихся рисков ухудшения финансово-экономического положения российских производителей. В частности, нестабильная внешнеполитическая ситуация и негативный тренд в экономике Украины в 2014 - 2015 годах (4 - 6 места по объемам торговли в 2008 - 2013 годах, 9 место в 2014 году и 11 место по итогам 2015 года), ухудшение торговых отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации усиливают неопределенность прогноза развития торговли, что также создает риски для объединенного рынка ЕАЭС.

В этих условиях таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, должна способствовать сдерживанию роста внутренних цен, обеспечивать фискальную функцию бюджета, сокращать прямые и косвенные издержки операторов внешнеэкономической деятельности.

Значительно повышается приоритетность задачи обеспечения устойчивого функционирования российской экономики и экономик государств - членов ЕАЭС с опорой на внутренние источники роста. Для решения этой задачи таможенно-тарифная политика должна создавать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и в конечном счете способствовать повышению технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости.

При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно увязываться с национальной российской и формируемой в рамках ЕАЭС согласованной промышленной и агропродовольственной политикой, а также с приоритетами обеспечения продовольственной безопасности.

Разноплановый характер задач, стоящих перед таможенно-тарифной политикой, повышает уровень требований к ее системности, обоснованности, сбалансированности и оперативности принятия решений.

Учет международных обязательств

В среднесрочный период, учитывая международные обязательства России, будет осуществляться и в основном завершится постепенная либерализация импортного тарифа.

На 2016 год перечнем обязательств России перед ВТО предусмотрено снижение ставок ввозных таможенных пошлин по 1 771 подсубпозиции действующего ЕТТ ЕАЭС (15%), в том числе по 429 - в отношении продовольственной и 1 342 - в отношении промышленной продукции.

В процессе либерализации торгового режима, связанного с обязательствами Российской Федерации в ВТО и установлением льготных торговых режимов с некоторыми странами, уровень ценовой конкурентоспособности отечественных производителей продовольственной продукции будет снижаться. К числу уязвимых продовольственных групп, снижение тарифной защиты на которые может привести к негативным последствиям, относятся: рыба, молочные продукты, сахар.

Для особо чувствительных позиций необходимо проводить активный мониторинг внутреннего рынка для обеспечения своевременного рассмотрения на наднациональном уровне (в Евразийской экономической комиссии) возможности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

В промышленной группе товаров следует отметить планируемое снижение пошлин на лекарственные (от 0,9 до 2,8 п. п.) и косметические средства (от 1,7 до 2,1 п. п.), фотобумагу (на 2,7 п. п.), пластмассы и изделия из них (от 0,9 до 3,8 п. пункта).

Внешние обязательства, связанные с расширением ЕАЭС
и присоединением Казахстана к ВТО

В 2015 году к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия, которые так же, как и Россия, являются членами ВТО. В результате требуется провести работу по гармонизации тарифных обязательств России и указанных государств - членов ЕАЭС в ВТО.

При этом в соответствии с договорной базой ЕАЭС имплементация гармонизированных тарифных обязательств Армении и Киргизии будет возможна только после завершения компенсационных переговоров с заинтересованными членами ВТО. Влияние данных процессов на единую таможенно-тарифную политику ЕАЭС будет зависеть от скорости завершения и итогов соответствующих компенсационных переговоров.

Кроме того, в конце 2015 года Казахстан стал полноправным членом ВТО. В части тарифных обязательств Казахстан присоединился к ВТО на своих индивидуальных основаниях. В отношении товаров, по которым ранее согласованные тарифные обязательства Казахстана ниже российских, Казахстан будет применять пошлины, отличные от ЕТТ ЕАЭС. Изъятия из ЕТТ ЕАЭС затронут примерно 3,5 тыс. тарифных позиций. Данное обстоятельство создает дополнительные риски, связанные с контролем ввоза таких товаров в Российскую Федерацию. В связи с этим в рамках ЕАЭС подписан протокол "О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза", включающий положения по принятию и применению необходимых мер контроля в отношении товаров, декларируемых в Республике Казахстан по пониженным ставкам таможенных пошлин. В среднесрочной перспективе также потребуется провести работу по гармонизации российских и казахстанских обязательств. Переговоры по гармонизации российских и казахстанских тарифных обязательств начнутся через 3 года после присоединения Казахстана к ВТО и продлятся примерно 3 года. Результаты переговоров будут зафиксированы в Перечне по доступу товаров на рынок Казахстана в ВТО и будут применяться через ЕТТ ЕАЭС, что позволяет России не "связывать" свои тарифные обязательства в ВТО на более низком уровне в соответствии с результатами компенсационных переговоров.

Присоединение Киргизии к ЕАЭС потребовало внесения изменений в нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между членами ЕАЭС, в результате доля Российской Федерации снизилась на 1,65 п. п. до 85,32 процента.

Приостановление с 1 января 2016 г. действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, а также введение с 31 августа 2014 г. ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова, также создает дополнительные риски, связанные с контролем возможности ввоза таких товаров с территорий стран - членов ЕАЭС в Россию, что, в свою очередь, может привести к перераспределению объемов импорта в странах ЕАЭС и негативно отразиться на пополняемости федерального бюджета страны.

Учитывая сохраняющуюся важную фискальную роль таможенно-тарифного регулирования в среднесрочной перспективе, потребуется дальнейшее совершенствование мер, направленных на минимизацию нерегистрируемых товаропотоков, поступающих на территорию России через другие государства ЕАЭС и происходящих из третьих стран, а также принятие мер по обеспечению условий для декларирования товаров, поступающих на территорию Евразийского экономического союза для потребления в Российской Федерации (в том числе с применением электронного декларирования, системы удаленного выпуска и предварительного декларирования).

Таможенно-тарифная политика в отношении экспорта

На текущем этапе функционирования Евразийского экономического союза вопросы установления вывозных пошлин отнесены к компетенции национальных правительств. При этом в предстоящие годы планируется реализовать механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики.

Основным направлением в этой области с учетом обязательств Российской Федерации в рамках ВТО станет постепенное уменьшение вплоть до полной отмены ставок вывозных таможенных пошлин на ряд товаров. В 2016 году предполагается снижение ставок вывозных таможенных пошлин в отношении 210 тарифных линий (96 тарифных линий в отношении промышленных товаров и 114 тарифных линий - в отношении сельскохозяйственных товаров). К 2017 году в основном все ставки вывозных пошлин будут обнулены, что не затронет минеральное топливо (нефть, нефтепродукты, газ), необработанные лесоматериалы, лом черных и цветных металлов, семена масличных культур, необработанные шкуры и кожи, оси железнодорожных локомотивов. По указанным товарам пошлины или останутся на начальном уровне связывания или снизятся, но не до нуля.

В среднесрочной перспективе основой таможенно-тарифного регулирования экспорта продукции топливно-энергетического комплекса будут оставаться параметры так называемого "большого налогового маневра", предусматривающие перенос фискальной нагрузки с экспорта на добычу нефти.

Согласно параметрам налогового маневра, предельная ставка экспортной пошлины на нефть должна снизиться с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году. Аналогичным образом установлены дифференцированные ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в зависимости от их типа.

Кроме того, налоговым маневром предусматривается сохранение порядка определения ставки вывозной таможенной пошлины в отношении сверхвязкой нефти. При этом в 2016 году будет предусмотрено расширение возможности применения данной таможенной пошлины в отношении вновь вводимых залежей и месторождений, разработка которых начнется после 1 января 2016 г., на срок не более 10 лет.

В среднесрочной перспективе продолжится поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин в отношении сжиженных углеводородных газов высокой степени очистки (29 группа ТН ВЭД ЕАЭС) с их доведением к 2022 году до уровня 90% от пошлины на сжиженные углеводородные газы в смеси (27 группа ТН ВЭД ЕАЭС). Целью данной меры таможенно-тарифного регулирования должна стать переориентация экспортных потоков сжиженных газов на российских потребителей по мере расширения и модернизации нефтехимических производств на горизонте 2016 - 2020 годов.

Важным направлением таможенно-тарифной политики с учетом формирования Евразийского экономического союза станет работа по расширению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС в области урегулирования вопросов по поставкам нефти и нефтепродуктов. В том числе при экспорте углеводородов в ряд стран СНГ и ЕАЭС предполагается дальнейшее применение беспошлинного режима вывоза в рамках утвержденных годовых балансов, обеспечивающих потребности внутреннего рынка при гарантиях соблюдения и фактическом обеспечении экономических интересов Российской Федерации, в том числе в отношении реэкспорта.

Планируется дальнейшее совершенствование контроля за обоснованностью предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин при экспорте углеводородов, произведенных в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции, а также обеспечение нормативного урегулирования взаимодействия между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросу применения беспошлинного режима вывоза отдельных видов углеводородов в ряд стран СНГ и ЕАЭС в рамках утвержденных годовых балансов.