МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 28 декабря 2020 г. N 862

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Порядок осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что:

ответственными за осуществление внутреннего финансового контроля в Минэкономразвития России являются заместители Министра экономического развития Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений Минэкономразвития России, организующие и выполняющие внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

ответственным за координацию действий по осуществлению внутреннего финансового контроля в Минэкономразвития России является Финансовый департамент;

субъектом внутреннего финансового аудита является Финансовый департамент.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Федулова В.В.

Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 28.12.2020 N 862

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство) как главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

1.2. Порядок определяет основные цели, задачи, принципы, требования к организации, осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве.

II. Внутренний финансовый контроль

2.1. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом Министерства, осуществляемым в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства, исполняющих бюджетные полномочия (ответственных за выполнение внутренних бюджетных процедур) (далее - структурные подразделения Министерства).

2.3. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:

Министр экономического развития Российской Федерации (далее - Министр), заместители Министра в соответствии с распределением обязанностей;

руководители и иные уполномоченные должностные лица структурных подразделений Министерства, организующие и выполняющие, а также обеспечивающие соблюдение внутренних процедур составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

формирование документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;

составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства;

составление и направление документов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, необходимых для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на лицевые счета Министерства;

составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;

формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных Министерству федеральных государственных учреждений;

исполнение бюджетной сметы;

принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

формирование первичных учетных документов, необходимых для ведения бюджетного учета;

представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам подведомственных Министерству казенных учреждений;

распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;

осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

2.5. Результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры является сформированный в установленном порядке документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия Министерства, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

2.6. Внутренний финансовый контроль осуществляется посредством совершения контрольных действий.

Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.

2.7. К контрольным действиям относятся:

проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;

подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

сверка данных;

сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;

иные контрольные действия.

2.8. К способам осуществления контрольных действий относятся:

сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной бюджетной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной бюджетной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

2.9. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности, смежный контроль.

Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностными лицами каждого структурного подразделения Министерства путем проведения проверки выполняемых ими бюджетных операций на соответствие бюджетному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.

Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений Министерства и (или) начальниками отделов (заместителями начальников отделов) структурных подразделений Министерства путем подтверждения (согласования) бюджетных операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом руководителями (заместителями руководителей) и иными должностными лицами структурных подразделений Министерства в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными Министерству распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов федерального бюджета путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) Министерством информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными Министерству администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителями структурных подразделений Министерства путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений Министерства, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

2.10. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические, смешанные и применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности).

Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур без использования прикладных программных средств автоматизации.

Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.

Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

2.11. По итогам выполнения внутренних бюджетных процедур структурными подразделениями Министерства ежемесячно (по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным) формируется отчет, содержащий сведения о выполнении контрольных действий в отношении администрируемых расходов (в разрезе наименований расходов), а также сведения о причинах и об обстоятельствах риска возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля), который представляется в Финансовый департамент не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе и в электронном виде по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - отчет о результатах ВФК).

2.12. Финансовым департаментом проводится анализ осуществления в структурных подразделениях Министерства внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка, а также результатов внутреннего финансового контроля на основании отчетов о результатах ВФК, представляемых структурными подразделениями Министерства.

Итоги рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля Финансовым департаментом представляются Министру для принятия решения по повышению эффективности внутреннего финансового контроля.

III. Внутренний финансовый аудит

3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

3.2. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

3.3. Объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, осуществляемые структурными подразделениями Министерства.

3.4. К методам внутреннего финансового аудита, применяемым субъектом внутреннего финансового аудита, относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.

3.5. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.

3.6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

3.7. Внутренний финансовый аудит носит предварительный характер в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений, неэффективного расходования бюджетных средств.

3.8. Внутренний финансовый аудит носит последующий характер в целях установления по результатам исполнения бюджетов, законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

3.9. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля, а также подготовка предложений по его организации;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ее формирования законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации;

повышения качества финансового менеджмента.

3.10. Задачами внутреннего финансового аудита являются:

установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;

подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;

определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;

оценка результативности и экономности использования бюджетных средств.