МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 июня 2023 г. N 436

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ВВОЗНОЙ
ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ВВОЗЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ"

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации", пунктами 5 и 11 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439, пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, и абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" приказываю:

Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации "Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе технологического оборудования".

Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Утверждена
приказом Минэкономразвития России
от 27 июня 2023 г. N 436

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО РАСХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ВВОЗЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ"

I. Общие положения об оценке эффективности
налогового расхода

1. Налоговый расход Российской Федерации "Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе технологического оборудования" (далее - налоговый расход) предусмотрен подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" <1>, пунктом 1.1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифе), в соответствии с которыми установлена тарифная льгота в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) Российской Федерации (далее соответственно - инвестиционная льгота, товары).

--------------------------------

<1> Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/ (вступило в силу 1 января 2010 г.), с изменениями, внесенными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. N 72 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 21 июля 2023 г., вступило в силу 31 июля 2023 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), ратифицированным Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ "О ратификации Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества" (Договор вступил в силу для Российской Федерации 9 июня 2001 г.), и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Договор вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.).

2. Настоящая методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления инвестиционной льготы исходя из целевых характеристик налогового расхода.

3. Понятия в настоящей методике используются в значениях, определяемых Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила), Законом о тарифе, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2022 г. N 839 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) Российской Федерации, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении указанных товаров" (далее - постановление N 839).

4. Оценка эффективности налогового расхода включает оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.

5. Оценка эффективности налогового расхода проводится Департаментом развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России в соответствии с настоящей методикой, в том числе на основании информации, представляемой ответственными структурными подразделениями Минэкономразвития России, Минфином России, а также федеральными органами исполнительной власти или организациями, осуществляющими выдачу подтверждений целевого назначения в отношении товаров в рамках установленной компетенции для целей включения инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов.

6. При проведении оценки эффективности налогового расхода необходимо исходить из того, что он имеет стимулирующий характер.

7. Оценка эффективности налогового расхода с направлением в Минфин России результатов оценки эффективности налогового расхода, паспорта налогового расхода, рекомендаций по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, проводится ежегодно в срок до 15 декабря (в части уточненных данных - до 1 марта года, следующего за годом проведения оценки).

8. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в паспорт налогового расхода, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода, в соответствии с настоящей методикой могут использоваться данные Минэкономразвития России, Минфина России и других государственных органов, необходимые для оценки эффективности такого налогового расхода.

II. Оценка эффективности налогового расхода

9. Оценка целесообразности налогового расхода проводится в соответствии со следующими критериями:

соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам (далее - социально-экономическая политика);

востребованность плательщиками предоставленной налоговой льготы, характеризующаяся соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и общей численности плательщиков за 5-летний период.

10. В случае соответствия налогового расхода обоим критериям целесообразности, указанным в пункте 9 настоящей методики, делается вывод о целесообразности налогового расхода.

В случае несоответствия налогового расхода одному или обоим критериям целесообразности, указанным в пункте 9 настоящей методики, делается вывод о нецелесообразности налогового расхода. При этом Минэкономразвития России направляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) инвестиционной льготы, обусловливающей налоговый расход.

11. Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата" направления "Стимулирование реализации инвестиционных проектов" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 (далее - Государственная программа), в части достижения значения показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 2020 году в 2030 году не ниже 170 процентов.

12. Количество организаций, потенциально имеющих право на получение инвестиционной льготы, определяется на основании количества инвестиционных проектов, включенных в перечень, сформированный подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и утверждаемый распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2022 г. N 3638-р <2> (далее - перечень инвестиционных проектов).

--------------------------------

<2> Пункты 3 и 8 Правил предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2022 г. N 839.

13. Востребованность плательщиками предоставленной инвестиционной льготы рассчитывается по формуле:

,

где:

K - коэффициент, характеризующий востребованность плательщиками предоставленной инвестиционной льготы за 5-летний период;

Nвсп - количество плательщиков, воспользовавшихся инвестиционной льготой в году i;

Nобщ - общее количество плательщиков (количество организаций, потенциально имеющих право на получение инвестиционной льготы) в году i;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

В случае если на дату проведения оценки эффективности налогового расхода инвестиционная льгота действует менее 5 лет, оценка востребованности налогового расхода проводится за фактический и прогнозный периоды действия инвестиционной льготы, сумма которых составляет 5 лет.

Инвестиционная льгота считается востребованной в случае, если ею воспользовались не менее 51% плательщиков от их общего количества.

14. В качестве критерия результативности налогового расхода настоящей методикой определяется совокупный объем инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом) по видам экономической деятельности, включенным в перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, утвержденный постановлением N 839 (далее - Перечень).

15. В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил оценка результативности налогового расхода включает:

оценку вклада налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации;

оценку бюджетной эффективности налогового расхода;

оценку совокупного бюджетного эффекта налогового расхода.

16. Для оценки вклада инвестиционной льготы в решение задачи по увеличению значения показателя индекса физического объема инвестиций в основной капитал сопоставляется совокупный объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, включенным в Перечень (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), получателей льготы с учетом инвестиционной льготы и аналогичного показателя без учета инвестиционной льготы.

Вклад инвестиционной льготы (Вил) в достижение показателя Государственной программы рассчитывается по формуле:

Вил = Vо - Vил,

где:

Vо - общий объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, включенным в Перечень (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), получателей льготы в отчетном году;

Vил - объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, включенным в Перечень (за исключением инвестиций в основной капитал, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), получателей льготы в случае отсутствия соответствующей инвестиционной льготы.

Для расчета показателя Vил учитываются только те инвестиции, которые были бы признаны рентабельными в случае отсутствия инвестиционной льготы.

Источником информации для определения значений Vо и Vил является информация об осуществленных инвестициях и прогнозируемой рентабельности инвестиций в рамках проекта, включенного в Перечень, запрашиваемая у получателей инвестиционной льготы на ежегодной основе в отчетном году.

Оценка вклада инвестиционной льготы в достижение критерия результативности налогового расхода эффективна, если вклад инвестиционной льготы в достижение критерия результативности налогового расхода имеет положительное значение.

17. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности в случае предоставления инвестиционной льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики (далее - альтернативный механизм). Сравнительный анализ включает оценку куратора налоговых расходов по сопоставлению объема предоставленной инвестиционной льготы и объема расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя в случае применения альтернативного механизма.

В качестве альтернативного механизма настоящая методика рассматривает предоставление в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение в рамках реализации инвестиционной деятельности затрат, связанных с последующим предоставлением возмещения затрат по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении ввезенных товаров.

При этом при рассмотрении альтернативного механизма объем предоставляемой субсидии предполагается равным объему возмещаемых плательщику сумм подлежащих уплате и (или) уплаченных ввозных таможенных пошлин в отношении ввезенных товаров.

При проведении оценки бюджетной эффективности налогового расхода определяются общая сумма ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, объем предоставленных инвестиционных льгот, объем средств федерального бюджета, направленных на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении ввезенных товаров.

Оценка бюджетной эффективности налогового расхода производится по формуле:

А = Vсуб - Vнр,

где:

А - показатель, характеризующий анализ соотношения механизма предоставления инвестиционной льготы и альтернативного механизма;

Vнр - объем налогового расхода бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникший в связи с предоставлением инвестиционной льготы;

Vсуб - объем средств федерального бюджета, направленных на предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении ввезенных товаров, с учетом распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами Евразийского экономического союза в соответствии со статьей 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Значение показателя Vсуб рассчитывается по формуле:

Vсуб = Vтп x k,

где:

Vтп - объем сумм подлежащих уплате и (или) уплаченных ввозных таможенных пошлин в отношении ввезенных товаров;

k - коэффициент, рассчитываемый по формуле:

k = (100% + (100% - 85,065%)) / 100%.

При достижении показателем А положительного или нулевого значения предоставление инвестиционной льготы рассматривается в качестве наиболее результативного (менее затратного для федерального бюджета) механизма достижения цели Государственной программы.

18. Оценка совокупного бюджетного эффекта налогового расхода производится в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил.

III. Порядок формирования выводов по результатам оценки
эффективности налогового расхода

19. Сформированные по результатам оценки эффективности выводы должны включать:

выводы о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;

выводы о вкладе налогового расхода в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики;

выводы о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики.

20. Выводы должны отражать, эффективным или неэффективным является налоговый расход. По итогам оценки эффективности куратор формирует вывод о необходимости сохранения, уточнения или об отмене налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход.

IV. Форматы отчетов по результатам проведения оценки
эффективности налоговых расходов и рекомендации
по результатам оценки эффективности налоговых расходов
Российской Федерации

21. По результатам оценки эффективности налогового расхода куратором формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленной плательщикам инвестиционной льготы.

Отчет представляется в формате электронной таблицы, содержащей данные из паспорта налогового расхода, краткое описание результатов оценки эффективности налогового расхода и рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода.

22. В соответствии с пунктом 23 Правил указанные сведения совместно с паспортами налоговых расходов Российской Федерации направляются в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), а также размещаются на официальных сайтах кураторов налоговых расходов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных.

23. Результаты оценки эффективности налоговых расходов должны отражать результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов, а также оценки совокупного бюджетного эффекта.

24. Все результаты оценки эффективности должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов должны содержать обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены инвестиционной льготы.