Раздел IV. Примерные направления реализации этапов работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Раздел IV

Примерные направления реализации
этапов работы по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности

1. При принятии решения об организации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации необходимо исходить из необходимости обеспечения на федеральном, региональном и местном уровнях взаимоувязки и сбалансированности реализации государственной политики, стратегий, государственных программ, муниципальных программ, программ хозяйствующих субъектов, проектов и отдельных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

2. В целях определения стратегии энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации межведомственного взаимодействия, осуществления координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации может быть создан постоянно действующий коллегиальный совещательный межведомственный координационный орган по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2.1. В состав постоянно действующего коллегиального совещательного межведомственного координационного органа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности целесообразно включить представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, РЦЭ, организаций инженерно-энергетического комплекса, организаций, осуществляющих научную, инновационную и образовательную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

3. При определении полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо учитывать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Определение приоритетов государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации должно осуществляться на основе анализа состояния и основных проблем энергосбережения в субъекте Российской Федерации с учетом географических, климатических, стратегических, социально-экономических, ресурсных, инфраструктурных, экологических и иных особенностей.

5. При назначении заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, должностных лиц муниципальных образований, ответственных за работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при формировании соответствующих органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и определении их полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно объединение данных функций с аналогичными функциями в смежных отраслях (энергетика, ЖКХ, и т.д.). Таким образом, создание специальных должностей и органов с исключительной компетенцией в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не обязательно.

6. При создании РЦЭ необходимо исходить из того, что данные центры создаются в целях:

мониторинга и содействия в координации и реализации мероприятий программ и проектов в области энергосбережения;

научно-технического и методического обеспечения деятельности организаций в сфере энергосбережения;

внедрения энергосберегающих, в том числе возобновляемых, безотходных и ресурсосберегающих, технологий;

организации проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, наладочных, ремонтных, проектных и эксплуатационных работ на объектах хозяйства в части, касающейся энергосбережения;

поиска и внедрения новых эффективных методов планирования и контроля за ходом проведения работ при реализации программ и проектов в области энергосбережения.

6.1. Рекомендуемые направления деятельности РЦЭ:

участие в разработке и реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в их актуализации;

участие в разработке органами государственной власти (органами местного самоуправления) проектов нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

информационно-просветительская и образовательная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями по вопросам разработки и реализации программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

оказание услуг в сфере обследований, измерений, испытаний в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка методических материалов и рекомендаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе на основании проведенных испытаний;

реализация "пилотных" проектов внедрения энергосберегающих технологий.

6.2. Учитывая цели и функции, целесообразно создание РЦЭ в форме государственных бюджетных или автономных учреждений, а также в форме образования юридического лица, в уставном капитале которого доля (вклад) субъекта Российской Федерации составляет более чем пятьдесят процентов.

7. При разработке и принятии нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо учитывать разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

7.1. Нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации формируется на основании федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующих отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Правовое регулирование отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации должно основываться на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 25 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В соответствии с данными актами и в их развитие целесообразна разработка и принятие соответствующих законов, и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

7.2. В целях эффективной реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации рекомендуется принятие рамочного закона субъекта Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации, устанавливающего:

1) общие принципы и основы регулирования правоотношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

2) полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) основы функционирования постоянно действующего коллегиального совещательного межведомственного координационного органа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

5) основы регулирования программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъекта Российской Федерации;

6) основы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) основы информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) основы образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) основы обеспечения энергетической эффективности в отдельных отраслях хозяйственной деятельности.

7.3. Также возможно принятие следующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации:

1) об утверждении региональной программы субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) о взаимодействии органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации при представлении информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) об утверждении плана мероприятий по повышению энергетической эффективности и снижению энергозатрат в хозяйственном комплексе субъекта Российской Федерации (документ, координирующий деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций инженерно-энергетического и транспортного комплексов, субъектов промышленной деятельности и иных организаций);

5) о порядке подготовки регионального доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации;

6) об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. При установлении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства, а также рекомендуется использовать существующие методические рекомендации (в том числе Приказ Минстроя России от 15 февраля 2017 г. N 98/пр "Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме", постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").

9. При установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства, а также рекомендуется использовать существующие методические рекомендации (в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности").

10. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатываются и реализуются в целях управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Разрабатываются региональные, муниципальные программы, программы отдельных хозяйствующих субъектов.

Управление реализацией, контроль за реализацией, координацию программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности целесообразно осуществлять на основе непрерывного планирования с учетом результатов, достигнутых в ходе реализации соответствующих мероприятий и изменения социально-экономической ситуации.

При разработке, реализации, управлении реализацией и контроле за реализацией программ необходимо руководствоваться соответствующими требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказом Минэкономразвития России от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";

приказом Минэнерго России от 11 декабря 2014 г. N 916 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".

11. При инициировании и реализации комплексных проектов, а также отдельных проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности рекомендуется руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящими методическими рекомендациями.

Типовые комплексные проекты и отдельные мероприятия, а также основные подходы и методики по их организации с учетом сложившихся практик приведены в разделе VI настоящих методических рекомендаций.

12. При организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности необходимо исходить из компетенции соответствующих органов в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

13. Обеспечение взаимодействия с научными, общественными и иными организациями и сообществами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется посредством:

1) обеспечения участия представителей данных организаций и сообществ при осуществлении деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в том числе посредством включения представителей данных организаций и сообществ в состав постоянно действующих коллегиальных совещательных межведомственных координационных органов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности субъекта Российской Федерации);

2) обеспечения сбора, анализа, обсуждения предложений представителей данных организаций и сообществ в целях совершенствования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) формирования концептуальных инициатив по результатам сбора, анализа и обсуждения предложений представителей данных организаций и сообществ;

4) реализации концептуальных инициатив в целях совершенствования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

14. Информационное обеспечение мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется посредством:

1) обеспечения представления органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС "Энергоэффективность"), необходимой информации для включения в ГИС "Энергоэффективность";

2) размещения на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) подведомственных ему государственных, муниципальных (бюджетных или автономных) учреждений, в сети Интернет полной и достоверной информации о деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая соответствующие документы, отчеты и т.д.;

3) организации органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления распространения с использованием средств массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ, издания информационно-аналитических журналов, пособий, газет, включающих информацию о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в данной области и иной актуальной информации;

4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования к их обороту, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;

5) организации форумов, конференций, выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

6) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;

7) проведения региональных этапов федеральных конкурсов и фестивалей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

8) проведения конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

9) проведения просветительских уроков по энергосбережению для детей в учебных заведениях;

10) проведения семинаров в области энергосбережения для представителей органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений;

11) осуществления образовательной деятельности по подготовке ответственных лиц за энергосбережение;

12) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

15. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на уровне субъекта Российской Федерации может осуществляться по следующим направлениям:

1) применение мер стимулирующего характера при осуществлении инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) установление цен (тарифов), направленных на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов);

4) содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

5) содействие в строительстве зданий, строений, сооружений, имеющих высокий класс энергетической эффективности;

6) поддержка муниципальных образований и хозяйствующих субъектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

7) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

8) содействие в разработке и актуализации документов территориального планирования, планирования систем инженерного жизнеобеспечения;

9) содействие во внедрении инновационных технологий, оборудования и приборов хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления с целью сокращения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов;

10) возмещение определенной категории граждан затрат на установку (замену) приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы;

11) иные направления, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

16. В целях подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации требуется обеспечить своевременное представление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и организациями, осуществляющими деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в Минэкономразвития России сведений и данных официального статистического учета, аналитической, отчетной и иной информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.