2.1.1. Сборы за оформление виз

2.1.1. Сборы за оформление виз

В статье 6 Соглашения указано, что:

"1. Сбор за оформление виз составляет 35 евро.

Указанная ставка может быть пересмотрена в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктом 4 статьи 15".

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 сбор за оформление виз составляет 35 евро. Эта ставка сбора будет применяться в отношении всех лиц из числа граждан ЕС и России (включая туристов), обращающихся за визами, и касаться транзитных и кратковременных виз независимо от количества въездов.

"2. Стороны взимают сбор в размере 70 евро за оформление виз, в случаях когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителям не более чем за трое суток до предполагаемой даты выезда. Указанное положение не применяется в случаях, предусмотренных подпунктами (b), (e) и (f) пункта 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7".

Сбор в размере 70 евро взимается за оформление виз, в случаях когда ходатайства об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителем не более чем за три рабочих дня до предполагаемой даты его/ее выезда и дипломатическое представительство или консульское учреждение соглашается принять решение в отношении ходатайства об оформлении визы в течение трех суток. Информация, касающаяся даты выезда, указывается в визовой анкете.

В случаях когда лицо обращается за визой ранее чем за три дня до выезда, но готово заплатить "сбор за срочность" в размере 70 евро, чтобы получить визу в течение трех дней, например потому, что указанное лицо проживает далеко от консульства, или потому, что оно направляется куда-либо еще перед запланированной поездкой, сбор в размере 70 евро взимается в случае согласия консульства на оформление визы в срочном порядке.

Эти положения не будут применяться в отношении категорий лиц, упомянутых в подпунктах (b), (e), (f) пункта 3 статьи 6, которые также полностью освобождаются от уплаты визовых сборов даже в том случае, если они подают ходатайство об оформлении визы за три рабочих дня до предполагаемой даты его/ее выезда:

b) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашении, адресованного Российской Федерации, государству - члену ЕС или Европейскому Союзу, принимают участие во встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также в мероприятиях, проводимых на территории одного из государств-членов;

e) инвалиды и лица (только одно), которые при необходимости их сопровождают;

f) лица, которые представили документы, подтверждающие необходимость осуществления поездки гуманитарного характера, в том числе для получения срочной медицинской помощи, и сопровождающие их лица (только одно), а также для присутствия на похоронах близких родственников - супруга, детей, родителей, бабушек и дедушек, а также внуков, - или посещения тяжело больных близких родственников - супруга, детей, родителей, бабушек и дедушек, а также внуков.

Аналогичным образом от уплаты визового сбора в размере 70 евро полностью освобождаются российские заявители, являющиеся членами семьи гражданина ЕС в соответствии с определением, содержащимся в пункте 2 статьи 5 Директивы 2004/38/ЕС, в случаях когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются ими за трое суток до предполагаемой даты выезда.

В принципе, цель положений пункта 2 статьи 6 состоит в том, чтобы поставить в невыгодное положение заявителей, которые проявили небрежность и обратились за визой в последний момент, создавая таким образом помехи для нормального функционирования дипломатического представительства или консульского учреждения. Поэтому, что касается освобождения от уплаты предусмотренного в пункте 2 статьи 6 визового сбора в размере 70 евро в не терпящих отлагательства случаях, подпадающих под действие положений пункта 3 статьи 7, то есть когда соответствующее решение принимается в течение трех или менее рабочих дней, то это освобождение от уплаты сборов не может применяться в тех случаях, когда заявитель сам проявил небрежность и задержал предоставление ходатайства об оформлении визы, с тем чтобы войти в эту категорию.

По вышеупомянутым причинам в тех случаях, когда "стандартный" срок оформления визы по ходатайству данного дипломатического представителя или консульского учреждения составляет не более трех суток, взимается стандартный сбор за оформление визы в размере 35 евро.

В тех дипломатических представительствах и консульских учреждениях, в которых действует система записи на сдачу документов, необходимое для записи время не засчитывается в сроки оформления визы.

Несмотря на то, что следующие категории лиц, упомянутые в подпунктах (a), (c), (d), (g), (h) и (i) пункта 3 статьи 6, как правило, освобождаются от уплаты сбора за оформление виз, с них взимается такой сбор в размере 70 евро, если ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются ими за три рабочих дня до предполагаемой даты его/ее выезда:

a) близкие родственники - супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны и попечители), бабушки и дедушки, внуки граждан Российской Федерации и Европейского союза, проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации или одного из государств-членов;

c) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они не освобождаются от необходимости получения виз в соответствии с настоящим Соглашением;

d) школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку; (Примечание. Эта категория лиц уже освобождена от уплаты сбора за оформление шенгенских виз в соответствии с Решением Совета 2006/440/ЕС от 1 июня 2006 года);

g) участники молодежных спортивных мероприятий и сопровождающие их лица; (Примечание. Сопровождающими лицами считаются лишь сопровождающие спортсменов в профессиональном качестве; болельщики к этой категории не относятся.)

h) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена;

i) участники официальных программ обмена между породненными городами.

В соответствии с положениями Совместного заявления, приведенного в приложении к настоящему Соглашению, за ходом выполнения пункта 2 статьи 6 наблюдает Совместный комитет, учрежденный Соглашением. Для целей осуществления этого наблюдения дипломатическим представительствам и консульским учреждениям предлагается через свои центральные органы предоставлять Комиссии информацию, касающуюся выполнения настоящего положения, через каждые три месяца в течение первого года осуществления Соглашения и через каждые шесть месяцев, начиная со второго года осуществления Соглашения.

"3. От уплаты визовых сборов освобождаются следующие категории лиц:

a) близкие родственники - супруги, дети (в том числе приемные), родители (в том числе опекуны и попечители), бабушки и дедушки, внуки граждан Российской Федерации и Европейского союза, проживающих на законных основаниях на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации". Положения этого пункта регулируют режим, применяемый в отношении близких родственников российских граждан, проживающих на законных основаниях на территории государств-членов ЕС, выезжающих из России в государства - члены ЕС с целью их посещения, и, соответственно, режим, применяемый в отношении близких родственников граждан ЕС, проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, выезжающих из ЕС в Российскую Федерацию с целью их посещения. Российским гражданам, обращающимся за визой и являющимся членами семьи гражданина Европейского союза, визы предоставляются бесплатно, в кратчайшие сроки и на основе ускоренной процедуры в соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 Директивы 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 года.

"b) члены официальных делегаций, которые на основании официального приглашения, адресованного Российской Федерации, государству-члену или Европейскому союзу, принимают участие в официальных встречах, консультациях, переговорах или программах обмена, а также мероприятиях, проводимых межправительственными организациями на территории одного из государств-членов или территории Российской Федерации;

c) члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, если они не освобождаются от необходимости получения виз в соответствии с настоящим Соглашением;

d) школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку;

e) инвалиды и лица, которые при необходимости их сопровождают;" (Примечание. Для освобождения от уплаты визовых сборов обращающиеся за визой инвалиды и сопровождающие их лица должны представить документы, подтверждающие их принадлежность к этой категории.)

f) лица, которые представили документы, подтверждающие необходимость осуществления поездки гуманитарного характера, в том числе для получения срочной медицинской помощи, и сопровождающие их лица, а также для присутствия на похоронах или посещения тяжело больного близкого родственника;

g) участники молодежных спортивных мероприятий и сопровождающие их лица;

h) лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, в том числе в университетских и других программах обмена;

i) участники официальных программ обмена между породненными городами".

Вышеупомянутые категории лиц полностью освобождаются от уплаты визовых сборов. Кроме того, в соответствии с Решением Совета 2006/440/ЕС от 1 июня 2006 года, касающимся внесения поправок в Приложение 12 к Общим консульским инструкциям, от уплаты визовых сборов также освобождаются следующие категории лиц:

- дети возрастом до шести лет,

- учащиеся, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели, направляющиеся на учебу или учебную стажировку;

- ученые, осуществляющие поездки по территории стран Сообщества с целью проведения научных исследований, как это определено в Рекомендации 2005/761/ЕС Европейского парламента и Совета от 28 сентября 2005 года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Директивы 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 года, обращающимся за визой российским гражданам, являющимся членами семьи гражданина Европейского союза, визы выдаются бесплатно, в кратчайшие сроки и на основе ускоренной процедуры.

Кроме того, как указано в Правиле II.I Приложения 12 к Общим консульским инструкциям с поправками, внесенными на основании вышеупомянутого Решения 2006/440/ЕС Совета, "в отдельных случаях сбор может не взиматься или его размер может уменьшаться в соответствии с национальным законодательством, если эта мера направлена на поощрение интересов в сфере культуры, а также интересов в области внешней политики, политики в целях развития, других областях, представляющих важный общественный интерес, или если эта мера принимается по гуманитарным соображениям". Это правило может также применяться с целью отмены или снижения визового сбора в размере 70 евро при оформлении виз в отдельных случаях, когда ходатайство об оформлении визы и подтверждающие документы подаются заявителем не более чем за трое суток до предполагаемой даты его/ее выезда.

Российские консульские учреждения имеют право, на основании ст. 59 Консульского Устава СССР 1976 г., понижать ставки консульского сбора или совсем не взимать сбор с отдельных лиц по их заявлениям, если указанные ими причины будут уважительными.