1.5. Порядок действия в отношении государств-членов, вступивших в Европейский союз в 2004 и 2007 годах, государств-членов, не участвующих в единой визовой политике ЕС, и ассоциированных стран

1.5. Порядок действия в отношении
государств-членов, вступивших в Европейский союз в 2004
и 2007 годах, государств-членов, не участвующих в единой
визовой политике ЕС, и ассоциированных стран

Для государств, вступивших в ЕС в 2004 году (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония) и в 2007 году (Болгария и Румыния), Соглашение является юридически обязательным с момента его вступления в силу.

Поскольку Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония полностью применяют Шенгенские соглашения с 21 декабря 2007 года, только Кипр, Болгария и Румыния, которые еще не применяют в полной мере Шенгенские соглашения, будут по-прежнему выдавать национальные визы, действие которых ограничено их собственной национальной территорией. После того, как эти государства-члены будут полностью применять Шенгенские соглашения, они будут по-прежнему применять настоящее Соглашение.

До даты полного осуществления Шенгенских соглашений этими государствами-членами в них по всем вопросам, не охваченным Соглашением, будут по-прежнему применяться нормы национального законодательства. Начиная с указанной даты, в отношении вопросов, нерегулируемых Соглашением, будут применяться Шенгенские правила и национальное законодательство.

Начиная с 21 декабря 2007 года, даты полного осуществления Шенгенских соглашений Венгрией, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Чешской Республикой и Эстонией, только Кипр будет по-прежнему осуществлять Решение N 895/2006 от 14 июня 2006 года, согласно которому государства - участники Шенгенского соглашения могут в одностороннем порядке признавать визы и вид на жительство, выдаваемые государствами Шенгенской группы в качестве эквивалента национальных виз. Это приравнивание действительно только в отношении транзита в течение периода, не превышающего пяти дней. Комиссия предложила соответствующие законодательные меры для расширения сферы действия вышеупомянутого Решения Совета на Болгарию и Румынию.

В Решении N 2007/801/ЕС Совет постановил, что национальные визы, выданные девятью государствами-членами, которые полностью осуществляют Шенгенские соглашения с 21 декабря 2007 года, будут по-прежнему действительны для целей транзитного проезда через территории этих девяти государств-членов в течение переходного периода продолжительностью шесть месяцев.

Кроме того, согласно Решению N 896/2006 Совета и Европейского парламента, государства - участники Шенгенского соглашения и государства-члены, которые также применяют Решение N 895/2006 от 14 июня 2006 года, могут признавать вид на жительство, выданный Швейцарией и Лихтенштейном, в качестве эквивалента национальных транзитных виз. Это приравнивание действительно только в отношении транзита в течение периода, не превышающего пяти дней. Все государства-члены, применяющие Решение N 895/2006, применяют также Решение N 896/2006. Комиссия предложила соответствующие законодательные меры для расширения сферы действия вышеупомянутого решения Совета на Болгарию и Румынию.

Можно привести следующий пример практического применения Решения N 895/2006: российский гражданин, являющийся обладателем шенгенской визы, выданной Грецией, может, направляясь к своему конечному пункту назначения в Греции, проезжать транзитом без кипрской визы (в течение периода, не превышающего пяти дней).

С другой стороны, начиная со вступления в силу Соглашения, дипломатические представительства и консульские учреждения государств-членов, вступивших в ЕС в 2004 и 2007 годах, обязаны взимать предусмотренный в статье 6(1) сбор за оформление виз, т.е. 35 евро (за исключением тех категорий лиц, которые могут быть освобождены от уплаты сбора за оформление виз или же в отношении которых размер этого сбора может быть сокращен в соответствии с Соглашением или законодательством Сообщества), даже если эти государства-члены еще не полностью применяют Шенгенские соглашения и имеют действующие двусторонние соглашения с Российской Федерацией, предусматривающие освобождение от этого сбора граждан России (ср. ниже I.1.6).

Действие Соглашения не распространяется на Соединенное Королевство, Ирландию и Данию, но в него включены совместные заявления относительно желательности заключения этими государствами - членами ЕС двусторонних соглашений с Россией об упрощении выдачи виз. Соглашение об упрощении выдачи виз между Российской Федерацией и Данией подписано 27 мая 2008 года.

Норвегия и Исландия, будучи ассоциированы с Шенгенскими соглашениями, не охвачены действием Соглашения. Тем не менее они ведут работу по заключению аналогичных соглашений с Российской Федерацией на двусторонней основе. Соглашение об упрощении выдачи виз между Норвегией и Российской Федерацией подписано 8 июня 2007 года.