1.1. Цель и задачи ОКСИОН

1.1. Цель и задачи ОКСИОН

Целью ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка, своевременное и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи:

- повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- повышения оперативности информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

- повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

- повышения эффективности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;

- организации наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН обеспечивает работу в следующих режимах:

- повседневный режим функционирования;

- режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);

- режим чрезвычайной ситуации (при возникновении ЧС);

- посткризисный режим (после отмены ЧС).

В повседневном режиме функционирования ресурсы ОКСИОН используются для осуществления плановой передачи профилактической информации в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, а также мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания населения.

В режиме повышенной готовности функционирование ОКСИОН направлено на своевременное информирование населения о необходимых действиях, приемах и способах защиты в складывающейся (прогнозируемой) обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а также террористических актов. В режиме повышенной готовности проводится усиление контроля за состоянием окружающей среды и обстановки с помощью соответствующих подсистем ОКСИОН.

В режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН направлено на своевременное информирование населения о возникших ЧС, действиях, необходимых для минимизации ущерба от ЧС природного и/или техногенного характера, а также террористических актов. В данном режиме обеспечивается непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановки с помощью соответствующих подсистем ОКСИОН.

В посткризисном режиме ОКСИОН решает задачи информирования населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений, а также предоставления необходимой информации о местах расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, горячих линий и адресных пунктов поиска близких и родственников и т.п.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы и подсистемы:

- информационные центры;

- терминальные комплексы (ПУОН, ПИОН);

- мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);

- пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ);

- распределенные автоматизированные подсистемы:

- подсистема массового информирования (ПМИ);

- подсистема наблюдения и сбора информации (ПСИ);

- подсистема связи и передачи данных (ПСПД);

- подсистема информационной безопасности (ПИБ);

- подсистема радиационного и химического контроля (ПРХК);

- подсистема звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);

- подсистема часофикации (ПЧ);

- подсистема контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);

- подсистема электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Структура ОКСИОН и подчиненность информационных центров построены в соответствии с иерархическим принципом, повторяющим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Степень развитости конфигурации всех подсистем, потенциал программно-технических средств, функциональные возможности, количество управляемых терминальных комплексов, а также ранг и уровень полномочий в иерархии информационных центров возрастает с нижних уровней к верхним.