7. Требования к КСА функционального блока "Экологическая безопасность"
7.1 Состав КСА функционального блока "Экологическая
безопасность"
Функциональный блок "Экологическая безопасность" состоит из следующих сегментов АПК "Безопасный город":
1) сегмент геоэкологического планирования в составе следующих КСА подсистем:
а) ведения реестра природопользователей;
б) геоинформационной системы экологического мониторинга;
в) ведения реестра нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
г) автоматизированного документооборота процессов планирования и осуществления муниципального экологического контроля;
д) контроля и мониторинга исполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;
е) отчетно-аналитической поддержки природопользователей;
ж) нормативно-справочной базы природопользователей;
з) расчетного обслуживания;
2) сегмент гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты в составе КСА следующих подсистем:
а) модуль предоставления оперативной гидрометеорологической информации;
б) геоинформационная система сейсмической активности;
в) геоинформационная система гидрологии;
3) сегмент экомониторинга, в составе КСА следующих подсистем:
а) геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, включая подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;
б) геоинформационная система мониторинга природных явлений;
в) геоинформационная система мест захоронений отходов;
г) система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
7.2 Назначение и функциональность КСА функционального блока
"Экологическая безопасность"
7.2.1 Назначение и функциональность сегмента
"Геоэкологического планирования"
КСА сегмента "Геоэкологического планирования" предназначен для решения задач комплекса задач по обеспечению экологической безопасности, включая аналитическое сопровождение экологических аспектов градостроительной политики, обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и их взаимодействия природопользователями.
Основными функциями КСА "Геоэкологического планирования" являются:
1) комплексный мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации, в том числе:
а) ведение реестров природопользователей и объектов экологического контроля,
б) ведение реестров нормативных и фактических значений предельно допустимых выбросов и предельно допустимой концентрации веществ;
в) отображение на электронной карте реестровой информации;
г) ежедневный мониторинг предельно допустимого содержимого, предельно допустимых выбросов, предельно допустимой концентрации веществ на предприятиях (вблизи предприятий), чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов в окружающую среду;
д) сбор и обработка информации с установленных устройств (датчиков) о фактических значениях предельно допустимого содержимого, предельно допустимых выбросов, предельно допустимой концентрации веществ;
е) определение источников загрязнения окружающей среды на базе встроенных аналитических моделей, использующих оперативную фактическую информацию о параметрах загрязнений окружающей среды, исторические статистические данные, гидрометеорологическую информацию;
ж) сценарное моделирование угроз экологической безопасности;
з) прогнозирование развития угроз экологической безопасности с учетом муниципальной застройки и гидрометеорологической обстановки;
2) обеспечение автоматизированного документооборота процессов планирования и осуществления муниципального экологического контроля, включая:
а) автоматизацию сбора и анализ данных от природопользователей о фактических значениях предельно допустимого содержимого, предельно допустимых выбросов, предельно допустимой концентрации веществ, размещении отходов производства и потребления посредством электронного документооборота или импорта отчетных форм;
б) отчетно-аналитическую поддержку природопользователей;
в) ведение нормативно-справочной базы природопользователей;
3) осуществление контроля и мониторинга исполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля:
а) формирование графиков комплексных проверок объектов муниципального экологического контроля;
б) ведение истории комплексных проверок объектов муниципального экологического контроля;
в) раскрытие информации о результатах комплексных проверок объектов муниципального экологического контроля для природопользователей и населения;
г) автоматизация функций контроля над природопользователями по лицензируемым видам деятельности;
4) обеспечение расчетного обслуживания приропользователей, включая:
а) автоматический расчет платы за предельно допустимое содержимое, предельно допустимые выбросы, предельно допустимую концентрацию веществ, размещение отходов производства и потребления на основании предоставленной природопользователями информации;
б) формирование необходимого пакета платежных документов для природопользователя.
7.2.2 Назначение и функциональность сегмента
"Гидрометеорологической информации"
Сегмент "Гидрометеорологической информации" предназначен для информационной поддержки принятия решений по обеспечению экологической безопасности в части сбора, обработки и анализа данных о состоянии атмосферы, водных ресурсов и земной поверхности.
Основными функциями сегмента "Гидрометеорологической информации", являются:
1) предоставление оперативной гидрометеорологической информации, включая:
а) сбор и обработку информации о текущей метеорологической ситуации с установленных периферийных устройств;
б) автоматизированный импорт прогнозной метеорологической информации из внешних источников (специализированных ресурсов);
в) информирование о резких изменениях погоды или климата в том числе угроз ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
2) предоставление информации о сейсмической активности:
а) мониторинг сейсмической активности на предмет возникновения просадок, оползней, обвалов земной поверхности;
б) автоматизированный импорт информации о сейсмической активности в регионе из внешних источников (специализированных ресурсов);
3) предоставление гидрологической информации, включая:
а) сбор и обработку данных с периферийных устройств о гидрологической ситуации;
б) мониторинг угроз истощения водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
в) мониторинг паводковой ситуации;
г) мониторинг угроз подтопления населенных пунктов.
7.2.3 Назначение и функциональность сегмента "Экомониторинг"
Сегмент "Экомониторинг" предназначен для решения задач комплексного мониторинга, оперативного реагирования, предупреждения и устранения последствий природных и экологических угроз посредством интеграции данных об экологической обстановке на единой геоинформационной платформе экомониторинга.
Основными функциями сегмента "Экомониторинг", являются:
1) мониторинг загрязнения окружающей среды, включая:
а) консолидацию и отражение на электронной карте данных периферийных устройств в соответствующих реестрах геоинформационной системы в части превышения предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере, содержания вредных веществ в воде, наличия вредных примесей в почве;
б) обеспечение представления в геоинформационной системе информации реестров природопользователей в части фактических и допустимых значений предельно допустимого содержимого, предельно допустимых выбросов, предельно допустимой концентрации веществ;
2) контроль состояния суши, включая мониторинг угроз просадок, оползней, обвалов земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
3) мониторинг водных ресурсов, включая:
а) контроль загрязнения водных ресурсов;
б) мониторинг угрозы истощения водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
4) мониторинг угроз, связанных с истощением невозобновляемых природных ископаемых, включая:
а) представление информации о природопользователях и объектах экологического мониторинга;
б) предоставление информации о лицензиях природопользователей и фактических данных по выработке природных ресурсов;
5) контроль состояния почв:
б) мониторинг наличия тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
в) мониторинг угроз интенсивной деградации почв, опустынивания на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
6) мониторинг сейсмической активности в регионе и обеспечение сейсмической безопасности, включая:
а) представление актуальной и исторической информации о сейсмической активности в геоинформационной системе;
б) представление информации о сейсмической устойчивости зданий и объектов городской инфраструктуры;
7) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях, включая:
а) мониторинг паводковой ситуации, угроз образования ледовых заторов,
б) графическое отображение прогнозов гидрологической обстановки и сопоставление с данными аэрофотосъемки и космоснимков;
8) мониторинг гидрометеорологической обстановки, включая:
а) предоставление актуальной и прогнозной информации по гидрометеорологической обстановке;
б) расчет влияния гидрометеорологической обстановки на развитие потенциальных угроз среде обитания;
9) мониторинг лесопожарной опасности, включая:
а) представление на электронной карте актуальной и исторической информации о лесных пожарах;
б) представление информации о пожароопасных участках;
в) прогнозирование развития угроз лесных пожаров с учетом гидрометеорологической информации;
г) графическое отображение лесопожарной опасности и сопоставление с данными аэрофотосъемки и космоснимков;
10) мониторинг ситуаций, вызванных переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды, включая:
а) контроль процессов сбора, транспортировки и переработки отходов, включая формирование и контроль графиков вывоза мусора и отходов;
б) спутниковый контроль транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов, включая контроль соблюдения маршрутов и графиков движения, фиксацию остановок транспортных средств;
в) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов для предотвращения и выявления несанкционированных захоронений отходов;
г) ведение базы данных организаций осуществляющих сбор, обработку и утилизацию производственных и бытовых отходов.
7.3 Требования к внутреннему и внешнему взаимодействию КСА
функционального блока "Экологическая безопасность"
КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должны взаимодействовать между собой и с подсистемами смежных КСА через КСА ЕЦОР.
Для информационного взаимодействия, непредусмотренного протоколами Единого стека открытых протоколов, допускается взаимодействие подсистем КСА функционального блока "Экологическая безопасность" напрямую.
Взаимодействие компонентов программного обеспечения в КСА сегментов функционального блока "Экологическая безопасность" должно осуществляться на основе стандартов на архитектуру построения системных сервисов (служб) и взаимно-совместимых приложений (стандарты типа CORBA, DCOM, SOAP/XML, RPC, RMI или JSON).
Должны быть обеспечены следующие требования к характеристикам взаимосвязи КСА сегментов функционального блока "Экологическая безопасность" между собой и с КСА смежных функциональных блоков:
- взаимодействие КСА и их подсистем между собой и с подсистемами смежных КСА должно осуществляться на основе открытых протоколов Единого стандарта открытых протоколов;
- КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должны проектироваться на основе мультисервисной цифровой сети передачи данных. Узлы мультисервисной цифровой сети должны быть объединены сетевым протоколом IP;
- все сетевые видеокамеры или кодеры (преобразователи аналогового сигнала в цифровой) должны поддерживать отраслевой стандарт, определяющий протоколы взаимодействия - ONVIF версии 1.02 или выше;
- все передатчики сетевого видео, включая камеры и видеосервера, должны поддерживать компрессию H.264 Main Profile, MJPG для передачи потокового видео и JPEG для передачи отдельных кадров;
- видеоаналитические сервера, подключаемые к сетевым камерам, должны на выходе поддерживать ONVIF версии 2.2 или выше, тип устройства аналитика сетевого видео (NVA) для передачи видео и результатов работы видеоаналитики от сервера к другим компонентам подсистемы;
- сжатое видео должно передаваться по протоколу RTP/RTSP с компрессией H.264 (Main Profile или High Profile) и компрессией MJPG;
- тревожные кадры или фрагменты тревожных кадров должны передаваться в формате JPEG;
- тревожные сообщения, формируемые видеоаналитическими серверами, должны передаваться по протоколу XML/SOAP в соответствии со схемами XML, определяемыми спецификациями сервиса ONVIF Event Service;
- метаданные видеоаналитики, включая координаты объектов и их признаки, должны передаваться в соответствии со спецификациями ONVIF версии 2.2 или выше;
- применение закрытых или проприетарных протоколов обмена и интерфейсов взаимодействия недопустимо.
7.4 Требования к техническому обеспечению КСА
функционального блока "Экологическая безопасность"
Техническое обеспечение КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должно отвечать следующим общим требованиям:
- образцы средств вычислительной техники и средств коммуникационной техники должны быть сертифицированы;
- обладать расширяемостью;
- обеспечивать устойчивую управляемость;
- электронно-вычислительная техника должна соответствовать или превышать требования технических спецификаций по производительности.
- при выборе технических средств КСА подсистем функционального блока "Экологическая безопасность" предпочтение должно отдаваться продукции отечественного производства;
- узлы сети должны обеспечивать высокую готовность (24/7). Для участков сети, требующих повышенную надежность, необходимо предусмотреть резервные каналы связи.
Для обеспечения высокой доступности сервисов КСА подсистем функционального блока "Экологическая безопасность" для серверных и сетевых компонент, а также для оборудования, выход которого из строя приводит к недоступности сервиса, время восстановления не должно превышать 2 часа (без учета времени перемещения до места сбоя). Время восстановления для остальной техники 24 часа.
Активное сетевое оборудование должно обеспечивать достаточную пропускную способность для функционирования сегментов АПК "Безопасный город" в соответствии с настоящими требованиями.
Должны быть обеспечены требования к техническому обеспечению КСА функционального блока "Экологическая безопасность" в соответствии с Приложением 18 (Требования к техническому обеспечению КСА функционального блока "Экологическая безопасность").
Должны быть соблюдены требования к телекоммуникационной инфраструктуре представленные в Приложении 15.
Технические требования к системе видеонаблюдения представлены в Приложении 16.
7.5 Требования к программному обеспечению КСА
функционального блока "Экологическая безопасность"
Программное обеспечение КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должно представлять собой совокупность общего программного обеспечения и специального программного обеспечения.
Программное обеспечение КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должно обладать открытой, компонентной (модульной) архитектурой, обеспечивающей возможность эволюционного развития, в частности, с учетом включения в состав КСА "Экологическая безопасность" перспективных КСА.
Программное обеспечение должно быть сертифицировано по требованиям безопасности информации.
Требования к общему программному обеспечению функционального блока "Экологическая безопасность" должны быть аналогичны требованиям к общему программному обеспечению КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" представленных в Приложении 6 (Требования к общему программному обеспечению функционального блока "Координация работы служб и ведомств").
Требования к специальному обеспечению КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должны быть аналогичны требованиям к специальному программному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представленных в Приложении 7 (Требования к специальному программному обеспечению КСА "Координация работы служб и ведомств").
7.6 Требования к информационному обеспечению КСА
функционального блока "Экологическая безопасность"
Требования к информационному обеспечению КСА функционального блока "Экологическая безопасность" должны быть аналогичны требованиям к информационному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представленных в разделе 4.6 "Требования к информационному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств".