4.2. Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций

4.2. Макроэкономические последствия чрезвычайных ситуаций

Возникновение ЧС трансграничного, федерального, субъектового уровня ведет к макроэкономическим последствиям:

нарушению функционирования экономической системы страны и (или) ее крупной хозяйственной подсистемы (в том числе регионального уровня);

прямому уничтожению (выбытию) производственных и иных ресурсов или исключению их из хозяйственного оборота;

сокращению возможностей обеспечения конкретных общественных потребностей, в том числе к созданию прямых угроз жизнеобеспечению населения.

Макроэкономический анализ социально-экономических последствий ЧС требует обеспечения комплексного междисциплинарного подхода, стыковки физических, технических, химических и медико-биологических представлений о наносимом ущербе, основанных на понятиях выбытия ресурсов, сокращения производства и общественного потребления, падения темпов экономического роста, уменьшения обобщенных макроэкономических показателей. Хотя вследствие ЧС ущерб наносится непосредственно отдельным экономическим объектам (предприятиям, организациям, населенным пунктам, отдельным гражданам), для экономической оценки необходим учет экономического взаимодействия разрушенных объектов в рамках выполнения ими общественно важных производственных и социальных функций.

Разрушение предприятий вследствие ЧС в экономическом плане характеризуется не столько размерами нанесенного физического ущерба, сколько сокращением его производственных возможностей - "выбытием производственных мощностей", потерей экономических ресурсов, важных для выполнения предприятием производственных и социальных функций. Ущерб от действия этого фактора во времени снижается экспоненциально в процессе замещения другими объектами выполняемых разрушенным объектом функций.

Макроэкономические последствия ЧС имеют место в случае, когда масштаб ущерба (десятки - сотни млн. руб.) отражается на расходной части федерального бюджета. Если ущерб от ЧС исчисляется несколькими млн. руб. и отражается лишь на бюджете субъекта федерации, говорят о макроэкономических последствиях регионального уровня.

Макроэкономический анализ последствий ЧС предполагает системный подход, основанный на учете как прямых, так и косвенных ее последствий, в том числе отдаленных. Макроэкономические последствия измеряются как через общепринятые общеэкономические показатели типа валовой внутренний продукт, конечный продукт и его основные составляющие, объемы производства и потребления, производственные мощности, так и через частные показатели, такие как объемы душевого потребления, включая обеспечение продуктами питания и другими элементами жизнеобеспечения.

С точки зрения экономики все ЧС непосредственно связаны с материальными потерями и нарушением функционирования комплекса материального производства.

Содержательный анализ и количественные оценки социально-экономических последствий ЧС требуют рассмотрения материально-вещественных аспектов функционирования экономики страны (или ее региона). При этом стоимостные оценки (на основе денежных измерителей) носят вспомогательный характер и используются главным образом как средство построения обобщающих экономических показателей, в основе которых лежат базовые измерители, полученные преимущественно на основе натуральных показателей.

При макроэкономическом анализе социально-экономических последствий ЧС реализуется следующая схема рассуждений и решения соответствующих задач:

определение характера, масштабов и структуры физических и иных последствий ЧС преимущественно на отдельных объектах, важных для осуществления хозяйственной и иной экономической деятельности;

переход от определения физического ущерба на отдельных объектах к социально-экономической оценке, основанной на определении выбытия производственных мощностей и иных экономических ресурсов, включая сокращение трудовых ресурсов, уменьшение оборотных средств и запасов, нарушение транспортных связей и т.д.;

построение обобщенных продуктовых, отраслевых, региональных социально-экономических оценок, учитывающих не только последствия ЧС на отдельных объектах, но и кооперационные межобъектные, межпродуктовые, межотраслевые и межрегиональные связи;

построение макроэкономических оценок последствий ЧС, базирующихся на рассмотрении функционирования экономической системы страны в целом или ее отдельного региона (если решается задача регионального уровня).

Содержательная реализация подобного подхода, предполагающая не только качественный анализ проблемы, но и выработку количественных оценок и, наконец, обоснование соответствующих конкретных мероприятий по предотвращению ущерба от ЧС и по снижению тяжести его последствий, требует формирования соответствующего модельного аппарата (системы экономико-математических моделей).