VII. Порядок расчета сил и средств РСЧС, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС
Одним из основных разделов в структуре Паспорта является раздел "Расчет сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС" (Приложение N 8).
Силы и средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований, объектов), должны соответствовать составу общей группировки сил и средств на указанных территориях.
Все риски возникновения чрезвычайных ситуаций (масштабы, последствия, источники возникновения и уровень реагирования), характерные для определенного субъекта Российской Федерации, учитываются в данных Планах применения, ежегодно корректируются совместно с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОМСУ, объектов и утверждаются решением КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по силам и средствам, на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта экономики) определяются соответствующими нормативными правовыми актами. Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются МЧС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФОИВ.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы управления РСЧС создаются на каждом уровне функционирования РСЧС и включают в себя координационные, постоянно действующие органы и органы повседневного управления.
Силы и средства РСЧС - это специально подготовленные силы и средства функциональных и территориальных подсистем РСЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта экономики), предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС на данной территории.
К силам и средствам функциональных подсистем РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства территориальных органов ФОИВ.
Силы и средства функциональных и территориальных подсистем РСЧС подразделяются на силы и средства министерств и ведомств, входящих в состав РСЧС и на силы и средства министерств и ведомств, не входящих в РСЧС.
Численность группировки сил и средств, привлекаемой от территориальных органов ФОИВ определяется в соответствии с решениями руководителей ФОИВ.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются дополнительные силы и средства ФОИВ.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Силы и средства функциональных подсистем РСЧС формируются отдельно по каждому риску возникновения ЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях из 3-х составляющих: органы повседневного управления ФОИВ, территориальные органы, силы и средства ликвидации ЧС.
К органам повседневного управления ФП РСЧС относятся ситуационные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы, службы ответственных дежурных ФОИВ, территориальных органов ФОИВ.
К территориальным органам относятся дежурные силы территориальных органов ФОИВ, служб (учреждений) и организаций ФОИВ на территории субъекта Российской Федерации.
К силам и средствам ликвидации ЧС относятся специализированные, противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования ФОИВ, участвующие в соответствии со своими полномочиями в ликвидации ЧС.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их ОИВ субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
Расчет сил и средств РСЧС производится с учетом наихудшего сценария развития чрезвычайной ситуации.
Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается ОИВ субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.
В составе общей группировки на территории субъекта Российской Федерации, предназначенной для ликвидации ЧС, учитываются силы и средства от звеньев территориальной подсистемы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению превентивных мероприятий в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня. Группировка включает аварийные и аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, летный состав, технический состав по обслуживанию воздушных судов различных организаций, специализированные дорожно-ремонтные пункты, подразделения противопожарной службы субъектов Российской Федерации, поисково-спасательные формирования и т.д.
В целях выработки единых подходов по учету сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС информация по силам и средствам, предназначенным и выделяемым для предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта), отражается в Паспортах отдельно по каждому риску возникновения чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми документами, с учетом конкретных условий, складывающихся на той или иной территории.
В паспорта субъектов Российской Федерации дополнительно включается справочная информация по аэромобильной группировке сил МЧС России по каждому субъекту Российской Федерации, а также сведения по воздушным судам функциональных и территориальных подсистем РСЧС, предназначенным для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Также в паспорта субъектов Российской Федерации включаются информационно-справочные материалы по силам и средствам образовательных организаций высшего образования МЧС России, по силам и средствам всех видов пожарной охраны.
Порядок учета сил и средств функциональных
и территориальных подсистем РСЧС на территории субъекта
Российской Федерации (муниципального образования,
объекта), отрабатываемый в ОДС ЦУКС территориальных
органов и отображаемый в паспортах территорий
Таблица по силам и средствам по каждому риску возникновения ЧС в Паспорте состоит из 3-х разделов: функциональные подсистемы РСЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования и т.д.); территориальная подсистема РСЧС субъекта Российской Федерации (муниципального образования и т.д.), министерства и ведомства, не имеющие своих функциональных подсистем.
Каждое министерство и ведомство, имеющее функциональные подсистемы РСЧС, в таблице прописывается отдельной строкой.
При заполнении таблиц по силам и средствам в подразделе "Не входящие в РСЧС" необходимо включать органы управления, силы и средства министерств и ведомств, не имеющих функциональных подсистем РСЧС.
Каждый из разделов делится на подразделы.
В столбце N 1 "N п/п" указывается порядковый номер строки в разделе таблицы.
1
|
2
|
3
|
4
|
Общий состав группировки сил и средств РСЧС при возникновении ЧС (вид ЧС)
|
|||
N п/п
|
Наименование министерства, ведомства
|
личный состав
|
техника
|
Функциональные подсистемы РСЧС
|
|||
1
|
МВД России
|
||
2
|
МЧС России
|
||
3
|
Минздрав России
|
||
Всего за ФП РСЧС
|
|||
Территориальная подсистема РСЧС
|
|||
Всего за ТП РСЧС
|
|||
Не входящие в РСЧС
|
|||
Всего за силы и средства
не входящие в РСЧС
|
|||
Состав общей группировки сил
|
В столбце N 2 "Наименование министерства, ведомства" указываются названия министерств и ведомств, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта).
1
|
2
|
3
|
4
|
Общий состав группировки сил и средств РСЧС при возникновении ЧС (вид ЧС)
|
|||
N п/п
|
Наименование министерства, ведомства
|
личный состав
|
техника
|
Функциональные подсистемы РСЧС
|
|||
1
|
МВД России
|
||
2
|
МЧС России
|
||
3
|
Минздрав России
|
||
Всего за ФП РСЧС
|
|||
Территориальная подсистема РСЧС
|
|||
Всего за ТП РСЧС
|
|||
Не входящие в РСЧС
|
|||
Всего за силы и средства
не входящие в РСЧС
|
|||
Состав общей группировки сил
|
В столбце N 3 "Количество л/с" указывается количество личного состава Ф и ТП РСЧС, запланированное для предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта) в соответствии с планами применения.
1
|
2
|
3
|
4
|
Общий состав группировки сил и средств РСЧС при возникновении ЧС (вид ЧС)
|
|||
N п/п
|
Наименование министерства, ведомства
|
личный состав
|
техника
|
Функциональные подсистемы РСЧС
|
|||
1
|
МВД России
|
||
2
|
МЧС России
|
||
3
|
Минздрав России
|
||
Всего за ФП РСЧС
|
|||
Территориальная подсистема РСЧС
|
|||
Всего за ТП РСЧС (звено ТП РСЧС)
|
|||
Не входящие в РСЧС
|
|||
Всего за силы и средства
не входящие в РСЧС
|
|||
Состав общей группировки сил
|
В столбце N 4 "Количество техники" указывается количество техники, запланированной для предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта) в соответствии с планами применения.
Общий состав группировки сил и средств РСЧС при возникновении ЧС (вид ЧС)
|
|||
N п/п
|
Наименование министерства, ведомства
|
личный состав
|
техника
|
Функциональные подсистемы РСЧС
|
|||
1
|
МВД России
|
||
2
|
МЧС России
|
||
3
|
Минздрав России
|
||
Другие
|
|||
Всего за ФП РСЧС
|
|||
Территориальная подсистема РСЧС
|
|||
Всего за ТП РСЧС
|
|||
Не входящие в РСЧС
|
|||
Всего за силы и средства
не входящие в РСЧС
|
|||
Состав общей группировки сил
|
Раздел "Функциональные подсистемы РСЧС" отрабатывается на каждый федеральный орган исполнительной власти отдельно, по подразделам (органы повседневного управления, территориальные органы, силы и средства ликвидации ЧС). В конце раздела в графе "ИТОГО за ФП РСЧС" указываются итоговые значения за все функциональные подсистемы РСЧС, равные сумме итоговых значений за каждый ФОИВ.
1
|
2
|
3
|
4
|
N п/п
|
Наименование
|
личный состав
|
техника
|
Функциональные подсистемы РСЧС
|
|||
МЧС России
|
|||
Органы повседневного управления МЧС России
|
|||
1
|
НЦУКС
|
||
2
|
ЦУКС РЦ
|
||
3
|
ЦУКС по субъекту РФ
|
||
Всего за ОПУ
|
|||
Территориальные органы МЧС России
|
|||
1
|
ОГ местного пожарно-спасательного гарнизона
|
||
2
|
ОГ ГУ МЧС России
|
||
3
|
ОГ регионального центра
|
||
4
|
ОШ ГУ МЧС России
|
||
5
|
ОШ регионального центра
|
||
Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России
|
|||
1
|
Аэромобильная группировка СРФ
|
||
1.1
|
Подразделения ФПС СРФ
|
||
1.2
|
Подразделения ППС СРФ
|
||
1.3
|
Подразделения ГИМС СРФ
|
||
1.4
|
Подразделения ВГСЧ СРФ
|
||
1.5
|
Подразделения ЦЭПП СРФ
|
||
1.6
|
СВФ
|
||
1.7
|
Авиационные подразделения
|
||
2
|
Структурные подразделения ЦА МЧС России на территории субъекта РФ
|
||
3
|
Иные организации и учреждения
|
||
Всего за силы и средства ликвидации ЧС
|
|||
Итого за МЧС России
|
|||
Минздрав России
|
|||
Органы повседневного управления Минздрава России
|
|||
1
|
ФМБА России
|
||
1.1
|
Дежурный врач медучреждения различного профиля
|
||
Всего за ОПУФМБА
|
|||
2
|
ВСМК России
|
||
2.1
|
Ответственный дежурный ВЦМК
|
||
2.2
|
Дежурный врач медучреждения различного профиля
|
||
Всего за ОПУ ВСМК
|
|||
Всего за ОПУ
|
|||
Территориальные органы Минздрава России
|
|||
1
|
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
|
||
2
|
ГКУ здравоохранения "территориальный центр медицины катастроф"
|
||
3
|
ФБУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации"
|
||
Всего за территориальные органы
|
|||
Силы и средства ликвидации ЧС Минздрава России
|
|||
1
|
Бригада специализированной медицинской помощи
|
||
2
|
Станции скорой помощи
|
||
3
|
Мобильный медицинский отряд
|
||
4
|
Комплексная хирургическая бригада
|
||
5
|
Инфекционная бригада
|
||
6
|
Психотерапевтическая бригада
|
||
7
|
Токсикотерапевтическая бригада
|
||
Всего за силы и средства ликвидации ЧС
|
|||
Итого за Минздрав России
|
|||
МВД России
|
|||
Минтранс России
|
|||
Итого за ФП РСЧС
|
Раздел "Территориальные подсистемы РСЧС" отрабатывается на каждое муниципальное образование по подразделам (КЧС и ОПБ, органы повседневного управления, силы и средства ликвидации ЧС).
Расчет сил и средств в разделе "Не входящие в РСЧС" производится в соответствии с методикой заполнения раздела "Функциональные подсистемы РСЧС".
К координационным органам относятся комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней.
К органам повседневного управления относятся дежурные службы администраций субъектов Российской Федерации, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
К силам и средствам ликвидации ЧС относятся силы и средства территориальных подсистем РСЧС, в том числе: аварийные, аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, летный состав, технический состав по обслуживанию воздушных судов различных организаций, специализированные дорожно-ремонтные пункты, подразделения противопожарной службы субъектов Российской Федерации, поисково-спасательные формирования и т.д.
В конце раздела в графе "ИТОГО за ТП РСЧС" указываются итоговые значения за всю территориальную подсистему РСЧС, равные сумме итоговых значений за каждое звено ТП РСЧС.
1
|
2
|
3
|
4
|
N п/п
|
Наименование
|
личный состав
|
техника
|
Территориальные подсистемы РСЧС
|
|||
Координационные органы
|
|||
1
|
КЧС и ОПБ субъекта РФ
|
||
2
|
КЧС и ОПБ муниципального образования субъекта РФ
|
||
3
|
КЧС и ОПБ муниципального образования субъекта РФ
|
||
4
|
КЧС и ОПБ муниципального образования субъекта РФ
|
||
5
|
ОГ КЧС и ОПБ субъекта
|
||
6
|
ОГ КЧС и ОПБ муниципального образования
|
||
7
|
ОШ (КЧС и ОПБ объекта)
|
||
8
|
ОШ (КЧС и ОПБ муниципального образования)
|
||
Всего за КЧС и ОПБ субъекта
|
|||
Органы повседневного управления
|
|||
1
|
ДДС субъекта РФ
|
||
2
|
ЕДДС муниципального образования
|
||
3
|
ЕДДС муниципального образования
|
||
4
|
ЕДДС муниципального образования
|
||
Всего за ОПУ
|
|||
Силы и средства ликвидации ЧС
|
|||
1
|
Газовая служба
|
||
2
|
Медицинская служба
|
||
3
|
Аварийно-спасательные формирования
|
||
4
|
Энергетическая служба
|
||
5
|
Коммунальная служба
|
||
6
|
Другие силы и средства ликвидации ЧС
|
||
7
|
|||
Всего за силы и средства ликвидации ЧС
|
|||
Итого за ТП РСЧС:
|
Общая группировка сил и средств, предназначенная для предупреждения и ликвидации ЧС по каждому риску (далее - группировка сил и средств), составляет сумму итоговых значений за территориальную и функциональные подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации (муниципального образования и т.д.), и отражается в соответствующих разделах Паспорта.
В общую группировку сил и средств субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта) также включаются силы и средства центрального подчинения ФОИВ, если они дислоцируются на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования, объекта).
Группировка сил и средств субъекта Российской Федерации, в полном объеме включает все силы и средства территориальной подсистемы в соответствии с нормативным правовым актом о ТП РСЧС субъекта Российской Федерации, в том числе силы и средства территориальных звеньев.
ОПУ территориальных органов ФОИВ уточняют состав сил и средств ФП РСЧС по каждому риску возникновения ЧС, согласовывают данную информацию с территориальным органом МЧС России.
Группировка сил и средств муниципального образования, к которой относятся городские округа, муниципальные районы, внутригородские территории городов федерального значения, в полном объеме включает все силы и средства ниже стоящих административно-территориальных звеньев (городское поселение, сельское поселение, муниципальный округ внутригородской территории города федерального значения) в соответствии с нормативными правовыми актами глав муниципальных образований субъектов Российской Федерации о составе сил и средств каждого территориального звена. В группировку сил и средств рассматриваемых муниципальных образований также включаются силы и средства республиканского (областного, краевого) подчинения территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации, если они дислоцируются на данной территории.
Группировка сил и средств муниципального образования, к которой относятся городские поселения, сельские поселения, муниципальные округа внутригородских территорий городов федерального значения, в полном объеме включает все силы и средства населенных пунктов, расположенных на территории данных административных образований. В данную группировку сил и средств также включаются силы и средства республиканского (областного, краевого) подчинения, если они непосредственно дислоцируются на данной территории.
Силы и средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС на объектах (потенциально опасных, социально значимых и т.д.) ведомственного подчинения в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих министерств и ведомств предоставляются ОПУ ФОИВ, территориальным органам ФОИВ по соглашению с территориальными органами МЧС России, на подведомственной территории которых находятся данные объекты, межведомственным рабочим группам для разработки паспортов данных объектов.
Силы и средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС на объектах (объекты с массовым пребыванием людей и т.д.) территориального подчинения в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставляются ОПУ территориальной подсистемы РСЧС, по соглашению с территориальными органами МЧС России, межведомственным рабочим группам.
При подготовке сведений по силам и средствам в паспортах муниципальных образований (муниципальный район, городской округ внутригородская территория города федерального значения) не учитывается информация по организациям и учреждениям республиканского (областного, краевого) подчинения, указанная в нормативных правовых актах о ТП РСЧС субъектов Российской Федерации, за исключением сил и средств, дислоцированных на данных территориях. Данная информация учитывается в соответствующих разделах паспортов территорий субъектов Российской Федерации.
В соответствии с порядком учета сил и средств в Паспортах вышеуказанные графы заполняются заблаговременно с учетом Планов применения по каждому риску возникновения ЧС на всех уровнях. При факте или угрозе возникновения ЧС ОПУ функциональных и территориальных подсистем РСЧС вносят фактические данные по силам и средствам, привлеченным к ликвидации последствий произошедшей ЧС (происшествия), в соответствующих разделах Паспортов.
В наиболее короткие сроки ОДС (ОД) ОПУ Ф и Т подсистем РСЧС установленным порядком направляют заполненные ведомости привлечения сил и средств (далее - ведомости) в ОДС ЦУКС территориальных органов МЧС России для дальнейшего обобщения информации.
Все сведения по органам управления, силам и средствам по каждому министерству и ведомству вносятся в ведомость по аналогии с подразделом "МЧС России" на всех уровнях реагирования (см. образец).
Ведомость включает следующие разделы:
привлечение сил и средств в соответствии с планами применения - раздельно по личному составу и технике, заполняется заблаговременно;
привлекалось фактически - раздельно по личному составу и технике, заполняется при привлечении сил и средств для ликвидации (предупреждения) ЧС;
нормативное время убытия и прибытия - указывается в соответствии с нормативными правыми актами министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с МЧС России, заполняется заблаговременно;
нормативный документ, регламентирующий выделение сил и средств на ликвидацию ЧС - указывается заблаговременно;
фактические временные показатели (получение информации, время убытия, время прибытия) - заполняется при факте (угрозе) ЧС;
расстояние до места ЧС - заполняется при факте (угрозе) ЧС;
недостатки реагирования - заполняется при факте (угрозе) ЧС.
Все структурные подразделения, организации и учреждения Ф и ТП РСЧС, предназначенные и привлекаемые к ликвидации ЧС, заблаговременно прописываются в ведомости привлечения сил и средств отдельной строкой в Паспортах каждого муниципального образования (городской округ, муниципальный район, внутригородская территория города федерального значения, городское поселение, сельское поселение, населенный пункт), в том числе в паспортах объектов.
Фактические данные по количеству привлеченных сил и средств заполняются в ведомостях.