1. Основные принципы и ориентиры формирования сил для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на региональном и муниципальном (местном) уровнях в современных условиях

1. Основные принципы и ориентиры формирования сил
для решения задач в области гражданской обороны в мирное
и военное время на региональном и муниципальном (местном)
уровнях в современных условиях

Основные принципы и ориентиры сформулированы на основе анализа положений законодательства Российской Федерации, документов стратегического планирования в Российской Федерации и особенностей (характера) современных войн и вооруженных конфликтов, а также возможных их сценариев на территории Российской Федерации.

К основным принципам и ориентирам относятся:

1. Создание группировки сил гражданской обороны по принципу постоянной готовности. Ориентиром при этом является создание в мирное время сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, способных эффективно выполнять задачи в области гражданской обороны в мирное и военное время.

2. Создание сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время по принципу необходимой оборонной достаточности. Ориентиром является уход от избыточного планирования мероприятий гражданской обороны, обеспечивая уровень защиты населения адекватный современным угрозам.

3. Силы МЧС России, силы гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предлагается формировать согласно принятому в Российской Федерации принципу распределения расходных обязательств. Ориентирами при этом являются:

на федеральном уровне - силы МЧС России (спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС), аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования), используемые, в том числе, для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территориях субъектов Российской Федерации;

на региональном уровне - силы гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (АСФ), создаваемые на штатной и нештатной основе), а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования;

на муниципальном (местном) уровне - силы гражданской обороны муниципальных образований и объектов (АСФ, создаваемые на штатной и нештатной основе);

на объектовом уровне (организации) - АСФ объектов, создаваемые на штатной и нештатной основе.

4. Силы МЧС России формируются по принципу стратегической мобильности, а соответствующие силы гражданской обороны субъектов Российской Федерации - мобильности в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Мобильность сил МЧС России, предназначенных для усиления сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, обеспечивается за счет готовности подразделений спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований и специальных формирований (далее - спасательные формирования МЧС России), специализированных пожарно-спасательных частей, к выдвижению маршем, переброске воздушным, железнодорожным, водным транспортом в очаги поражения (зоны чрезвычайных ситуаций) на всей территории Российской Федерации.

5. В современном военном конфликте силы МЧС России, силы гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ориентируются на прикрытие критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации (далее - объекты тыла), в том числе потенциально опасных объектов, а также на обеспечение защиты населения, попадающего в зоны действий вторичных поражающих факторов, возникающих на потенциально опасных объектах (ПОО).

6. Подразделения ФПС ориентируются на осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в закрытых административно-территориальных образованиях (территориальные подразделения ФПС), особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения ФПС, на объектах, охраняемых договорными подразделениями ФПС, а также на проведение аварийно-спасательных работ.

Подразделения ФПС в состав мобильных сил не включаются и осуществляют локализацию и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ в границах районов выезда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Численность подразделений спасательных формирований МЧС России, а также АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяется с учетом выполнения наиболее трудоемких для объектов тыла основных видов аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), за исключением противопожарных, которые выполняются подразделениями ФПС и другими видами пожарной охраны.

Численность подразделений ФПС и других видов пожарной охраны определяется исходя из характеристик их районов выезда.

В настоящее время в существующие методические аппараты определения численности спасательных формирований МЧС России, АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также подразделений ФПС и других видов пожарной охраны заложены различные подходы, а именно:

для определения численности спасательных формирований МЧС России, АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - сопоставление прогнозных объемов АСДНР с возможностями соответствующих спасательных формирований МЧС России, АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

для определения численности подразделений ФПС и других видов пожарной охраны - зависимость численности подразделений ФПС и других видов пожарной охраны от плотности населения (при определении численности подразделений ФПС и других видов пожарной охраны для охраны от пожаров населенных пунктов).

Поэтому для обоснования потребности сил МЧС России, сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время в настоящих Методических рекомендациях представлены две методики:

первая для определения состава, численности и технического оснащения спасательных формирований МЧС России, АСФ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

вторая для определения численности и технического оснащения подразделений ФПС, которая позволяет определить, в том числе численность и техническое оснащение подразделений других видов пожарной охраны для охраны от пожаров населенных пунктов. Определение мест размещения подразделений ФПС и других видов пожарной охраны для охраны от пожаров населенных пунктов на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с [1].

2. Порядок распределения состава и численности спасательных формирований МЧС России, сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территории субъекта Российской Федерации2. Порядок распределения состава и численности спасательных формирований МЧС России, сил гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территории субъекта Российской Федерации ["Методические рекомендации по распределению состава и численности сил МЧС России, сил гражданской обороны субъекта РФ и муниципального образования для решения задач в области гражданской обороны в мирное и военное время на территории субъекта РФ" (утв. МЧС России 02.10.2013 N 2-4-87-32-14)] >>>