ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ (РАЗВИТИЮ), ВНЕДРЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ПОСТРОЕНИЮ (РАЗВИТИЮ), ВНЕДРЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АПК "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"

3.1. Порядок разработки и согласования Плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город"

План построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" должен быть разработан в каждом муниципальном образовании, в котором планируется дальнейшее развитие (создание) АПК "Безопасный город", а также в субъектах Российской Федерации. При этом, план построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации должен включать в себя как планируемые мероприятия регионального уровня, так и все мероприятия из разработанных планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

План должен содержать мероприятия, выполняемые в рамках двух основных этапов:

организационно-технический этап, предусматривающий разработку и ввод в действие необходимых нормативных правовых и нормативных технических документов по построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город";

этап построения (развития), предусматривающий мероприятия по созданию программно-технических средств АПК "Безопасный город" и их вводу в постоянную эксплуатацию.

Типовой План построения (развития) АПК "Безопасный город" на территории субъекта РФ (муниципального образования) представлен в Приложении N 2.

Для подготовки планов построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления должны быть решены следующие задачи:

проведено обследование состояния ЕДДС, муниципальных и экстренных служб, их дежурно-диспетчерских служб в муниципальном районе (городском округе), их численности, организационного и технического состояния, эффективности выполнения возложенных задач;

проведен анализ рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера и нарушений общественной безопасности и правопорядка;

проведен первичный анализ существующих на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования информационных, аналитических и управляющих систем, коммуникационной инфраструктуры (Приложение N 3);

определен перечень мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город", оценены объемы и сроки их выполнения;

сформирована подпрограмма построения и развития АПК "Безопасный город" в рамках региональной государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" или иной региональной государственной программы, направленной на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, профилактику правонарушений и усиление борьбы с преступностью, информатизацию органов исполнительной власти.

Должен быть реализован следующий порядок подготовки планов построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территориях муниципальных образований и субъекта Российской Федерации в целом:

разработка органом местного самоуправления, являющимся на территории муниципального образования координатором по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город", проекта плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования;

согласование проекта плана с координационным органом муниципального образования по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город";

согласование проекта плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования с главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, являющимся координатором по вопросам развития и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации;

утверждение главами муниципальных образований или их заместителями, осуществляющими общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования, планов построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территориях соответствующих муниципальных образований;

разработка уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проекта плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации, в состав мероприятий которого включаются все мероприятия из согласованных проектов планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

согласование разработанного проекта плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации с координационным органом субъекта Российской Федерации по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город";

согласование проекта плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации с МЧС России (Советом главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (далее - СГК АИУС РСЧС));

утверждение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации, плана построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации.

План построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" при необходимости может уточняться и корректироваться. Порядок согласования и утверждения откорректированного плана такой же, как и вновь разработанного плана.

3.2. Типовые нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и муниципального образования по развитию, внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город"

На региональном и местном уровнях, в первую очередь, требуется разработать и ввести в действие нормативный правовой акт (далее - НПА) субъекта Российской Федерации и муниципального образования об организации управления мероприятиями по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территориях субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Типовая форма НПА представлена в Приложение N 4.

В качестве ответственных должностных лиц, координационных и уполномоченных органов управления по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" должны быть определены те же самые должностные лица и органы управления, в задачи которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе:

заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий общее руководство по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также построению (развитию) и внедрению АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации;

комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - координационный орган по вопросам построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории субъекта Российской Федерации;

орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации) - координатор по вопросам построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории Российской Федерации;

заместители глав муниципальных образований или заместители руководителей местных администраций, осуществляющие общее руководство по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования;

комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления - координационные органы по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования;

органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления - координаторы по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.

С учетом внесения изменений в нормативные документы федерального уровня необходимо провести корректировку следующих региональных и муниципальных нормативных правовых документов:

региональный закон "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера";

Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), утвержденное нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и положения о муниципальных звеньях территориальной подсистемы РСЧС, утвержденные соответствующими муниципальными правовыми актами;

положение о комиссии субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное нормативным правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и положения о соответствующих муниципальных комиссиях, утвержденные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3.3. Рекомендации по созданию Межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации и муниципального образования по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город"

Межведомственная рабочая группа субъекта Российской Федерации или муниципального образования по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город" должна создаваться при соответствующей комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Целью создания межведомственной рабочей группы является объединение всех заинтересованных служб и ведомств на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, чьи согласованные решения необходимы для реализации АПК "Безопасный город" с учетом текущих и перспективных регламентов взаимодействия, разработанных с участием данных служб и ведомств. Основными задачами межведомственной рабочей группы по развитию, внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город" должны являться:

определение полного состава участников построения (развития) АПК "Безопасный город", организационной и функциональной структуры, а также программно-технической архитектуры АПК "Безопасный город";

рассмотрение технических заданий и проектной документации АПК "Безопасный город", согласование регламентов взаимодействия и иных документов межведомственного взаимодействия и информационного обмена;

организация испытаний АПК "Безопасный город" и его ввода в постоянную эксплуатацию;

решение вопросов обеспечения эффективной эксплуатации АПК "Безопасный город";

подготовка предложений для принятия решений комиссией по ликвидации ЧС и ПБ.

При формировании межведомственной рабочей группы должны быть расформированы ранее созданные рабочие группы по вопросам, связанным с созданием и эксплуатацией различных сегментов АПК "Безопасный город" (системы-112, комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН), "Стрелец-мониторинг", "ГЛОНАСС" и др.), полномочия и задачи которых должны перейти межведомственной рабочей группе по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город".

В состав межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации должны входить представители всех заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе, МЧС России, МВД России, ФСБ России), а также иных заинтересованных организаций (предприятий и учреждений).

Межведомственной рабочей группой субъекта Российской Федерации по построению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город" руководит начальник (заместитель начальника) Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

В состав соответствующей межведомственной рабочей группы муниципального образования должны быть включены представители заинтересованных органов местного самоуправления, муниципальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (в том числе, МЧС России, МВД России, ФСБ России) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, решающих свои ведомственные задачи на территории муниципального образования, а также заинтересованные организации.

Межведомственной рабочей группой субъекта Российской Федерации по построению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город" руководит председатель КЧС и ПБ субъекта Российской Федерации. Заместителем руководителя Межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации назначается заместитель начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

В состав соответствующей межведомственной рабочей группы муниципального образования должны быть включены представители заинтересованных органов местного самоуправления, муниципальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, решающих свои ведомственные задачи на территории муниципального образования, а также заинтересованные организации.

Межведомственную рабочую группу муниципального образования по построению, развитию и эксплуатации АПК "Безопасный город" должен возглавить председатель КЧС и ПБ администрации муниципального района (городского округа).

Заместителем руководителя Межведомственной рабочей группы назначается должностное лицо, специально уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального района (городского округа).

Межведомственная рабочая группа по развитию, внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город" организует свою деятельность в соответствии с положением и годовыми планами работы, утвержденными ее руководителем.

3.4. Источники финансирования мероприятий по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК "Безопасный город"

Основными источниками финансирования мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" должны являться финансовые средства бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов и решение вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ и от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Это могут быть средства, предусмотренные на реализацию программ, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение безопасности дорожного движения, профилактику правонарушений и усиление борьбы с преступностью, информатизацию и защиту информации, охрану окружающей среды, жилищно-коммунальное хозяйство и другие.

Таким образом, финансирование мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации необходимо осуществлять путем перераспределения финансовых средств из реализуемых государственных и региональных программ, а также через выделение финансовых средств при корректировках бюджета.

Для софинансирования мероприятий по развитию АПК "Безопасный город", а также для интеграции создаваемых комплексов в федеральные системы обеспечения безопасности, в настоящее время оценивается целесообразность создания отдельной подпрограммы в рамках действующей госпрограммы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Кроме того, могут использоваться внебюджетные источники, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса "Безопасный город" (инвестиционный налоговый кредит, государственно-частное партнерство и др.).

Механизмом привлечения внебюджетных средств может являться инвестиционный налоговый кредит, а также государственно-частное партнерство в сферах коммунального хозяйства, энергоэффективности, организации и управления муниципальным парковочным пространством и т.д., что представляет интерес для частных инвесторов.

В 2015 году проектирование и построение АПК "Безопасный город" может реализовываться в рамках действующих (вышеуказанных) региональных и муниципальных программ, при условии внесения необходимых изменений и дополнений.

Однако, начиная с января 2016 года в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должны реализовываться утвержденные региональные и муниципальные программы "Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" до 2020 года".

С момента утверждения постановлением Правительства Российской Федерации и начала реализации основных мероприятий подпрограммы "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" возможно осуществление финансирования из федерального бюджета построения (развития) АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях в виде субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели.

Софинансирование из федерального бюджета построения (развития) АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях осуществляется в виде субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели.

В целом порядок предоставления субсидии может быть следующим:

1) в год выделения субсидии МЧС России доводит субъекту Российской Федерации планируемый размер предоставляемой субсидии и минимальный размер собственных средств субъекта Российской Федерации, которые он должен затратить на развитие АПК "Безопасный город", с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также срок представления конкретных (адресных) предложений по развитию (созданию) АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях;

2) субъект Российской Федерации представляет конкретные предложения по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях на основании результатов проектирования;

3) МЧС России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации согласовывает представленную документацию и утверждает адресное распределение субсидий;

4) МЧС России и субъект Российской Федерации заключают соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование построения (развития) АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях;

5) перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном законом порядке.

Условиями для предоставления субсидии субъекту Российской Федерации в соответствующем году являются:

- наличие указанного субъекта Российской Федерации в перечне субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрено софинансирование из федерального бюджета в соответствии с подпрограммой "Развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" до 2020 года" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

- наличие у субъекта Российской Федерации и у его софинансируемых муниципальных образований региональной программы и муниципальных программ "Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" до 2020 года", включающих мероприятия, обеспечивающие построение (развитие) АПК "Безопасный город" на соответствующих территориях субъекта Российской Федерации;

- принятие в субъекте Российской Федерации и в софинансируемых муниципальных образованиях законов о бюджетах, предусматривающих бюджетные ассигнования на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств по построению (развитию) АПК "Безопасный город" в необходимых размерах;

- обязательство субъекта Российской Федерации и софинансируемых муниципальных образований по обеспечению соответствия значений ключевых показателей эффективности, представленных в региональной и муниципальных программах, значениям показателей результативности предоставления субсидии, указанных в соглашении о предоставлении субсидий;

- наличие согласованной с МЧС России проектной документации на построение (развитие) АПК "Безопасный город";

- представление субъектом Российской Федерации в МЧС России после доведения размера предоставляемой субсидии конкретных (адресных) предложений по построению (развитию) АПК "Безопасный город" с приложением содержащих необходимую информацию и правильно оформленных документов в срок, определенный МЧС России;

- заключение соглашения между МЧС России и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии.

В приоритетном порядке субсидии из федерального бюджета выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых уже развернуты и функционируют отдельные сегменты АПК "Безопасный город".

Далее из бюджета субъекта Российской Федерации производится субсидирование местного бюджета в соответствии с действующим законодательством.